развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды;
воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами; дать понятие о разнообразии форм природоохранной деятельности
Оборудование:
рисунки детей о природе; плакат со словами «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни», фотографии «Красота окружающего мира»; запись «Весенние голоса леса», выставка книг о растениях и животных.
Ход занятия
Вступление
Все мы – дети одного большого царства природы. Как сохранить природу? Как жить в ней в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства?
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Наша планета серьезно больна.
- Без него мы жить не можем. ( без воздуха, воды, пищи.)
Человек не только потребитель. Построив всюду многочисленные заводы и фабрики, он стал и производителем, и разрушителем.
Дискуссия
-Как вы думаете, природа может быстро воспроизводить то, что получает от неё человек?
- Сейчас многие из вас видят мир пока ещё в ярком свете (обращение к детским работам)
- Как изменилась природа за время существования человека?
Работа в группах
Стало меньше:
Стало больше:
- А может ли наступить момент, когда вместо лесов будут стоять пеньки, вместо чистого воздуха - дым?
-Перед человечеством стоит вопрос: « Как жить дальше?»
-Что нужно охранять? ( Фиксирую на доске ответы детей: воду, воздух, почву, животный и растительный мир)
Задания для групп
1 группа и 3 группа
Жить на земле без воды невозможно, но чистой воды становится меньше.
Подумайте, надо ли запретить потреблять воду в неограниченном количестве? Как это сделать, не нарушая прав человека?
2 группа и 4 группа
В городах воздух загрязнён газами машин и выбросами из труб. Что делать?
Обсуждение
Выступление 1 и 3 группы
Обобщение
Ученик. Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.
Пресной воды на нашей планете не так много, ее надо беречь. Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения, потому что для жизни растений, животных и человека нужны чистые воздух и вода.
Выступление 2 и 4 групп
Учитель: А вы сами не становитесь организаторами загрязнения воздуха? (ответы)
Повсеместно распространена детская забава, как поджигание сухой травы, листвы и тополиного пуха. Хорошо ли это? Как доказать?
Фиксация ответов на доске в таблице.
плюсы
минусы
(например в плюсы - очищение почвы от мусора, в минусы – загрязнение атмосферы, гибель насекомых, лягушек, деревьев, гнёзд с птенцами и т.д.)
-Что же делать с прошлогодней листвой, ведь избавляться от неё надо?
( закопать в землю или засыпать кучи с листьями землёй, и на следующий год засадить клумбы цветами)
Учитель: хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Ученик.
Жизнь в зеленом мире этом
Хороша зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком.
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Творческое задание
Ребята, давайте отправимся в лес, послушаем песни птиц (запись «Весенние голоса птиц» и запишем правила для тех, кто пришёл рвать грибы (1гр), цветы (2гр), землянику(3 гр) , правила поведения в лесу ( 4гр)
(Работы выполняются на листах А3 и, если есть время, то дети защищают работы, а если нет, то вывешиваются на доску для просмотра на перемене)
Рефлексия
Заинтересовал ли вас урок? Научил ли чему? Продолжите предложение «Чистота в городе зависит… (от нас самих) Прочитайте плакат на доске «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни»