Урок-конспект по предмету "Окружающий мир" Тема:"Как нам жить"
Урок-конспект по предмету "Окружающий мир" Тема:"Как нам жить"
Этот урок проводится в 4 классе по программе "Школа 2100". Он позволяет реализовать такие актуальные педагогические методы как: постановка проблемы, что несомненно повышает интерес учащихся к уроку, работа в группах, а также дискуссия (ведь в спорах рождается истина). Да и само название урока уже вызывает у учащихся живой интерес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-конспект по предмету "Окружающий мир" Тема:"Как нам жить" »
Урок окружающего мира 4 класс
"Как нам жить"
Урок "Как нам жить?" по окружающему миру, 4-й класс, с применением ИКТ
Цели:
1. Научить учеников находить противоречия между хозяйственной деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
2. Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.
Оборудование:
-Презентация к уроку “Как нам жить?” с применением ИКТ;
-Учебники, тетради.
-Иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы.
-Приложение: тест, вопросы
Ход урока Презентация I. Организационный момент. II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
О люди, мыслю я, У всех у нас есть мать одна
По имени природа. У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки. –
–Что увидели? О чём стихотворение?
–Что такое природа?
- Что нас окружает?
–Какие профессии живых организмов знаете?
- Как вы думаете, человек связан с природой?
- Как? Кaкую профессию в природе имеет человек?
- Что мы как потребители берём у природы?
- Обсуждение творческих вопросов домашнего задания прошлого урока. - Ребята, на прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили творческий вопрос: “Расскажите, как одни изобретения и открытия науки могут прокладывать путь к другим”. (ответы по группам) Проблемная ситуация. С – 2 Все, что человек может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности. Отсюда возникает вопрос: Как нам жить? Актуализация знаний. - Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить – что такое экосистемы? (ответы учащихся) Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. С –3 Какие они бывают? (ответы учащихся) Экосистемы бывают естественными (озеро, болото, луг, лес) и искусственными (поле, аквариум). Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека. С – 4 Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи? (ответы учащихся) - Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. С -5 Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? (ответы учащихся) - Поскольку человек собирает урожай с полей, он вынужден принимать меры, чтобы увеличить урожай. В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных, которые лучше растут и развиваются в условиях местного климата. Чтобы получить большой урожай на своей земле, земледельцы научились изменять некоторые природные условия, например, путем севооборота – ежегодной смены высеваемых культурных растений. Чтобы увеличить плодородие почвы, в нее вносят дополнительные питательные вещества- органические и минеральные удобрения. В теплицах можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год. Дополнительный полив дает дополнительный урожай. Каналы, проложенные в пустыне, позволяют возделывать ранее бесплодную землю. Ядовитыми порошками можно защитить растения от вредителей и сорняков. Правда, яды могут попасть в собранный урожай, отравить людей и диких животных. Поэтому на смену им приходят иные способы борьбы с вредителями – биологическая борьба с помощью других живых организмов. С – 6 Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники? (ответы учащихся) - С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. Но с другой стороны – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней человека, приход к образу жизни, к которому человек не приспособлен. С – 7 Сегодня мы будем говорить об одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством,- взаимном существовании человека и природы. III. Совместное открытие знаний. С – 8 Чем занимались древние люди? (ответы учащихся) - Они искали в природе готовую пищу: собирали съедобные ягоды, орехи, грибы, охотились. - Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось… (ответы учащихся) - Присваивающим. С – 9 Почему позже люди научились разводить домашних животных и растения? (ответы учащихся) - В тяжелой борьбе за жизнь (неудачная охота, неурожайный год) люди научились выращивать культурные растения и разводить домашних животных. С – 10 Где они стали жить? Какой род занятий вели? (ответы учащихся) Люди стали жить в селах и деревнях. Основными их занятиями стали обработка земли выпас скота. - Если люди стали позже производить пищу, то их хозяйство можно назвать… (ответы учащихся) - Производящим. - Что входило в производящее хозяйство? (ответы учащихся) - Обработка земли, выпас скота. С – 11 Поле, сад, огород, птичники, животноводческие фермы – это пример какой экосистемы? Почему она так называется? (ответы учащихся) - Искусственная экосистема. Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека. - Кто в этой экосистеме главный потребитель? (ответы учащихся) - Главный потребитель – человек. - Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (ответы учащихся) - Создав искусственные экосистемы, дополнительно производимая пища позволила освободить некоторых людей от тяжелой работы, появились мастера, которые смогли совершенствовать орудия труда. С их помощью удавалось получать больший урожай. Хозяйство разрасталось и вытесняло природные экосистемы. С – 12 В чем заключается сила человека? (ответы учащихся) - Главная сила человека –...
(ответы учащихся)
- Главная сила человека – ум, мышление, знания. Они позволили ему понять и изменить мир.
С – 13 Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе?
(ответы учащихся)
- Человеческий разум создал новые, неизвестные природе разновидности живых организмов, новые экосистемы, новые вещества и материалы, он покорил силы природы, нашел новые источники энергии.
Несмотря на достижения в развитии своего производящего хозяйства, человек продолжает брать из природы одни вещества, а возвращать – другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку, и накапливается все больше ненужных, вредных и ядовитых.
физминутка "Ёлочка"
Дискуссия
Одна группа-защитники природы
Вторая-потребители. (те, кто много хочет брать от природы, ничего не давая ей взамен)
Вопросы дискуссии:
-Надо ли запретить употреблять воду в неограниченных количества?
-Нужно ли сократить употребление электрической и тепловой энергии?
-Надо ли сократить число вещей натурального происхождения?
- Нужно ли запретить использование полиэтилена и других подобных упаковочных материалов?
-Нужно ли запретить осушение болот и распашку новых земель?
-нужно ли запретить строительство заводов и фабрик?
С – 14 Как изменилась природа за время существования человека?
Стало меньше…
Стало больше…
(ответы учащихся)
- За время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых, зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.
С – 15 Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает?
(ответы учащихся)
- Чем большей силой обладает человек, тем более страшными оказывались последствия неосторожного обращения с этой силой. Все чаще стали происходить на Земле экологические катастрофы, когда становились непригодными для хозяйства – а то и для жизни – огромные территории. Нередко они приводили к многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных и растений.
- Что необходимо исправить? К какому типу хозяйства необходимо будет перейти?
(ответы учащихся)
- Необходимо перейти к экологическому типу хозяйствования.
С – 16 Что надо делать? Можем ли мы чем-то помочь?
(ответы учащихся)
- Можем. Ограничить изъятие природных богатств; найти замену невозобновимым полезным ископаемым, восстановить разнообразие диких обитателей природы.
Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы.
Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать.
IV. Закрепление.
- Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?
(ответы учащихся)
- У вас на столах лежат смайлики, я прошу оценить ваше будущее с помощью смайликов.
Тест – “Как нам жить?” ( работа в парах) - поможет проверить знания, полученные на уроках окружающего мира.
V. Итог урока.
- В заключении хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого о старике и яблонях:
Старик сажал яблони. Ему сказали: “Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка”.
Старик сказал: “Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут”…
Задумайтесь, ребята, над словами старика. Пусть они станут вашим девизом в жизни.
- С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание: написать сочинение по теме: "Как нам жить "