kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История чисел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по математике в 4 классе Цель: знакомство с историей чисел, с возникновением некоторых систем счисления. Включены задания творческого характера, групповые. Учащиеся узнают об истории нуля, о магических цифрах(3, 5, 7)

Подготовлена презентация к занятию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ист чисел 2»


Крапчатова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ Крючковской основной общеобразовательной школы


Внеклассное занятие по математике

для учащихся 4 класса


Тема: История чисел.

Цель: знакомство с историей чисел, с возникновением некоторых систем счисления.

Задачи:

-формировать понятие системы счисления,

-познакомить с историей появления нуля;

-развивать умения применять знания, полученные на различных предметах;

-сформировать условия для потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;

Формирование УУД:

Личностные УУД: находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение;

-развивать творческие способности.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль выполнения работы и полученных результатов.

Познавательные УУД: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения;

- свободно ориентироваться в энциклопедической литературе.

Коммуникативные УУД: аргументировано высказывать собственную точку зрения;

-строить понятные для партнера высказывания,

-воспитывать культуру выступления перед коллективом.

Оборудование:

-презентация в программе Power Point;

-муз. Центр;

-оформление доски;

-поляна, цветы;

-энциклопедия;

-карточки для групповой работы


Конспект занятия


1. Самоопределение к деятельности.


-Сегодня на внеклассном занятии по математике мы сможем сделать некоторое открытие. Мы вернёмся в прошлое и узнаем, как появились числа.

Слайд 1

-И в этом путешествии я желаю вам удачи!


2. Актуализация знаний.


Слайд 2

-Скажите, что это? (числа)

-На каком уроке мы чаще всего используем числа? (математика)

Математику называют точной наукой.

Слайд 3

-«А математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит», - говорил М. В. Ломоносов. Но многим математика дается с трудом.

И каждый, кто начинает изучение математики, должен сначала вернуться в историю, узнать все: от зарождения счета в глубокой древности до изобретения современных счетных машин.


3. Постановка проблемы.


-А можем ли мы без математики, без чисел, без действий над ними?

-Сколько вам лет?

-Сколько у вас друзей?

-Сколько лап у кота?

-Ох уж эти числа…они повсюду. Какие-то значимые для нас, какие-то нет.

Они окружают нас везде. Мы стремимся то к большим числам, то к меньшим. Мы везде ищем выгоду с числами.

Утром звонит будильник. 7-00. И вот уже надо вставать. Иду на работу, на машинах 69, 69…это номер нашего региона. И так посмотришь вокруг, везде числа…

-И каждое число что-то значит. И у каждого числа есть свой смысл…

Слайд 4

-«Все есть число»,- говорили пифагорейцы (ученики Пифагора).

-Найдите в энциклопедии, кто такой Пифагор? (древнегреческий математик) Значит все можно обозначить числом.


4. Из истории.


-А как люди научились считать?

Подсчитывать числа люди научились еще в каменном веке-палеолите, десятки тысяч лет назад. Сначала люди на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе.

Слайд 5

У племени реки Муррей в Австралии было два простых числа: 1-«энэа» и 2-«петчевал».

-Составьте число 3 («петчевал-энэа»), 4- («петчевал-петчевал»).

Постепенно люди начали использовать для счета камешки, палочки, узелки на веревках и многое другое.

В Египте и Вавилоне использовали зарубки на палках, а в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или черточками. Это самая простая система счисления, где для записи используется только одна цифра.


5. Системы счисления.


Основание системы счисления - это число, на основе которого ведется счет.

-Как вы думаете, на основе чего возникла пятеричная система?(5 пальцев на руке)

- Десятеричная? Мы сейчас ее используем.

-А какую систему счисления вы могли бы назвать? (двадцатеричная).

-Есть интересная пальчиковая гимнастика. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Выполняем пальчиковую физкультминутку«2 веселые лягушки», «Человечек».

-Скажите, v-какая система счисления? (римская пятеричная) на руках показываю v

-x-система? (на руках показываю x).

Слайд 6

Славянская кириллическая десятеричная алфавитная.

Древнеиндийская.

Древнекитайская.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Известно несколько систем счисления, это лишь некоторые (древнеегипетская десятичная – иероглифы, древнегреческая алфавитная).

История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. Эта блестящая работа индийских математиков была воспринята и усовершенствована арабскими. Простые и удобные числа, правила сложения и вычитания сделали эту систему счисления особенно популярной.


5. История нуля.


-Какое самое необычное число вы бы выбрали? Почему?

Слайд 10

-0- сначала был лишь пробелом в тексте. Как записать 10, 60? В случае отсутствия какого-либо разряда индийцы ставили точку. Например, 501 они читали: пять, сунья (пусто), один. Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква омикрон, очень напоминающая современный знак нуля.


6. Групповая работа. «Магические числа».


О каждом числе можно многое сказать.

-Предлагаю группам выбрать число. Его необходимо представить.

Слайд 11

Карточка:

1. Изобразить число, не называя его.

2. Вспомнить пословицы, поговорки, крылатые фразы, где есть это число.

3. Назвать родственные слова.


Работа групп (включить музыку)

Проверка работы групп.

Можно добавить к сказанному:

1 группа число 3:

Можно добавить: с 3 короба.

Обещанного 3 года ждут.

Плакать в 3 ручья.

Заблудиться в 3 соснах.

Не узнавай друга в 3 дня, узнавай в 3 года.

2 группа число 5:

Добавления: как свои 5 пальцев.

С пятого на десятое.

5 колесо в телеге.

3 группа число 7:

Добавить: 7 бед, один ответ.

На 7 небе.

Лук от 7 недуг.

За семью морями.

7 пядей во лбу.

Седьмая вода на киселе.


-А не кажется ли вам, что эти 3 числа необычны?

-Да, я бы назвала их магическими.

Слайд 12

Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказку о 3 поросятах, о 3 медведях, о 3 богатырях, и исполняемых желаний тоже 3. В древнем Вавилоне поклонялись 3 божествам: Солнцу, Луне и Венере. Наша жизнь символизируется треугольником: прошлое, настоящее и будущее.

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности согласятся и все современные школьники.

Большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в древнем Вавилоне были известны 7 планет. Возможно, магические свойства числа объединялись еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запах, вкус) через 7 «отверстий» в голове-2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот.

У вавилонян подземное царство окружено 7 стенами.

У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.

7 чудес света, 7 цветов у радуги.

Да, действительно, эти числа магические.

-У каждого человека есть свое любимое, магическое, счастливое число. Напишите его на цветке и посадите на нашу весеннюю поляну.

(желающие могут рассказать о том числе, которое выбрали)


7. Рефлексия деятельности.


Занятие пора нам завершить, а я у вас хочу спросить, что нового узнали вы? (во время нашего занятия мы узнали, как люди научились считать, рассмотрели некоторые системы счисления, познакомились с историей нуля).

- А осталось ли что-то неизведанное, непонятное?

- Узнали мы много, но много осталось и вопросов.

Слайд 13

Хотелось бы узнать, как с помощью древних цифр происходило представление дробей, исследовать каким образом в древности вели устный счет.

Слайд 14

Но это планы на будущее. Об этом нам ещё предстоит узнать.


Приложение:

пальчиковая гимнастика «Две весёлые лягушки»

Две веселые лягушки ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

«Человечек»

Идет по парте человек, переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.


Просмотр содержимого презентации
«история чисел»

Занятие подготовила: Крапчатова Ирина Анатольевна учитель начальных классов МОУ Крючковская основная общеобразовательная школа

Занятие подготовила: Крапчатова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ Крючковская основная общеобразовательная школа

История чисел важна для математика !

История чисел важна для математика !

«Все есть число»,-    говорили пифагорейцы.

«Все есть число»,- говорили пифагорейцы.

Как люди научились считать? 1- энэа 2- петчевал

Как люди научились считать?

1- энэа

2- петчевал

Системы счисления

Системы счисления

  • Римская
  • Славянская кириллическая алфавитная
  • Древнеиндийская
  • Древнекитайская
  • Древнегреческая алфавитная
  • другие
Славянская кириллическая десятеричная алфавитная система счисления

Славянская кириллическая десятеричная алфавитная система счисления

Славянская глаголическая десятеричная система счисления

Славянская глаголическая десятеричная система счисления

Древнекитайская десятеричная система счисления

Древнекитайская десятеричная система счисления

История нуля

История нуля

Представление числа 1. Изобразить число, не называя его.  2. Вспомнить пословицы, поговорки, крылатые фразы, где есть это число.  3. Назвать родственные слова.

Представление числа

1. Изобразить число, не называя его. 2. Вспомнить пословицы, поговорки, крылатые фразы, где есть это число. 3. Назвать родственные слова.

Магические  числа

Магические числа

Вопросы остались

Вопросы остались

  • Каким образом в древности вели устный счет?
  • Как с помощью древних цифр происходило представление дробей?
  • ?
  • ?
  • ?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
История чисел

Автор: Крапчатова Ирина Анатольевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) ""История чисел" "
    ["seo_title"] => string(16) "istoriia-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "102361"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402499999"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "История чисел и системы счисления "
    ["seo_title"] => string(40) "istoriia-chisiel-i-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172047"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423754979"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация к внеклассному мероприятию по математике "История чисел""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-po-matiematikie-istoriia-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "249554"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446915223"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "История чисел. Системы счисления."
    ["seo_title"] => string(35) "istoriiachisielsistiemyschislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "315843"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459961313"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "История чисел. Системы счисления (технологическая карта)."
    ["seo_title"] => string(61) "istoriiachisielsistiemyschislieniiatiekhnologhichieskaiakarta"
    ["file_id"] => string(6) "315845"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459961514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства