Крапчатова Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ Крючковской основной общеобразовательной школы
Внеклассное занятие по математике
для учащихся 4 класса
Тема: История чисел.
Цель: знакомство с историей чисел, с возникновением некоторых систем счисления.
Задачи:
-формировать понятие системы счисления,
-познакомить с историей появления нуля;
-развивать умения применять знания, полученные на различных предметах;
-сформировать условия для потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
Формирование УУД:
Личностные УУД: находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение;
-развивать творческие способности.
Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль выполнения работы и полученных результатов.
Познавательные УУД: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения;
- свободно ориентироваться в энциклопедической литературе.
Коммуникативные УУД: аргументировано высказывать собственную точку зрения;
-строить понятные для партнера высказывания,
-воспитывать культуру выступления перед коллективом.
Оборудование:
-презентация в программе Power Point;
-муз. Центр;
-оформление доски;
-поляна, цветы;
-энциклопедия;
-карточки для групповой работы
Конспект занятия
1. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня на внеклассном занятии по математике мы сможем сделать некоторое открытие. Мы вернёмся в прошлое и узнаем, как появились числа.
Слайд 1
-И в этом путешествии я желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
-Скажите, что это? (числа)
-На каком уроке мы чаще всего используем числа? (математика)
Математику называют точной наукой.
Слайд 3
-«А математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит», - говорил М. В. Ломоносов. Но многим математика дается с трудом.
И каждый, кто начинает изучение математики, должен сначала вернуться в историю, узнать все: от зарождения счета в глубокой древности до изобретения современных счетных машин.
3. Постановка проблемы.
-А можем ли мы без математики, без чисел, без действий над ними?
-Сколько вам лет?
-Сколько у вас друзей?
-Сколько лап у кота?
-Ох уж эти числа…они повсюду. Какие-то значимые для нас, какие-то нет.
Они окружают нас везде. Мы стремимся то к большим числам, то к меньшим. Мы везде ищем выгоду с числами.
Утром звонит будильник. 7-00. И вот уже надо вставать. Иду на работу, на машинах 69, 69…это номер нашего региона. И так посмотришь вокруг, везде числа…
-И каждое число что-то значит. И у каждого числа есть свой смысл…
Слайд 4
-«Все есть число»,- говорили пифагорейцы (ученики Пифагора).
-Найдите в энциклопедии, кто такой Пифагор? (древнегреческий математик) Значит все можно обозначить числом.
4. Из истории.
-А как люди научились считать?
Подсчитывать числа люди научились еще в каменном веке-палеолите, десятки тысяч лет назад. Сначала люди на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе.
Слайд 5
У племени реки Муррей в Австралии было два простых числа: 1-«энэа» и 2-«петчевал».
-Составьте число 3 («петчевал-энэа»), 4- («петчевал-петчевал»).
Постепенно люди начали использовать для счета камешки, палочки, узелки на веревках и многое другое.
В Египте и Вавилоне использовали зарубки на палках, а в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или черточками. Это самая простая система счисления, где для записи используется только одна цифра.
5. Системы счисления.
Основание системы счисления - это число, на основе которого ведется счет.
-Как вы думаете, на основе чего возникла пятеричная система?(5 пальцев на руке)
- Десятеричная? Мы сейчас ее используем.
-А какую систему счисления вы могли бы назвать? (двадцатеричная).
-Есть интересная пальчиковая гимнастика. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Выполняем пальчиковую физкультминутку«2 веселые лягушки», «Человечек».
-Скажите, v-какая система счисления? (римская пятеричная) на руках показываю v
-x-система? (на руках показываю x).
Слайд 6
Славянская кириллическая десятеричная алфавитная.
Древнеиндийская.
Древнекитайская.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Известно несколько систем счисления, это лишь некоторые (древнеегипетская десятичная – иероглифы, древнегреческая алфавитная).
История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. Эта блестящая работа индийских математиков была воспринята и усовершенствована арабскими. Простые и удобные числа, правила сложения и вычитания сделали эту систему счисления особенно популярной.
5. История нуля.
-Какое самое необычное число вы бы выбрали? Почему?
Слайд 10
-0- сначала был лишь пробелом в тексте. Как записать 10, 60? В случае отсутствия какого-либо разряда индийцы ставили точку. Например, 501 они читали: пять, сунья (пусто), один. Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква омикрон, очень напоминающая современный знак нуля.
6. Групповая работа. «Магические числа».
О каждом числе можно многое сказать.
-Предлагаю группам выбрать число. Его необходимо представить.
Слайд 11
Карточка:
1. Изобразить число, не называя его.
2. Вспомнить пословицы, поговорки, крылатые фразы, где есть это число.
3. Назвать родственные слова.
Работа групп (включить музыку)
Проверка работы групп.
Можно добавить к сказанному:
1 группа число 3:
Можно добавить: с 3 короба.
Обещанного 3 года ждут.
Плакать в 3 ручья.
Заблудиться в 3 соснах.
Не узнавай друга в 3 дня, узнавай в 3 года.
2 группа число 5:
Добавления: как свои 5 пальцев.
С пятого на десятое.
5 колесо в телеге.
3 группа число 7:
Добавить: 7 бед, один ответ.
На 7 небе.
Лук от 7 недуг.
За семью морями.
7 пядей во лбу.
Седьмая вода на киселе.
-А не кажется ли вам, что эти 3 числа необычны?
-Да, я бы назвала их магическими.
Слайд 12
Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказку о 3 поросятах, о 3 медведях, о 3 богатырях, и исполняемых желаний тоже 3. В древнем Вавилоне поклонялись 3 божествам: Солнцу, Луне и Венере. Наша жизнь символизируется треугольником: прошлое, настоящее и будущее.
Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности согласятся и все современные школьники.
Большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в древнем Вавилоне были известны 7 планет. Возможно, магические свойства числа объединялись еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запах, вкус) через 7 «отверстий» в голове-2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот.
У вавилонян подземное царство окружено 7 стенами.
У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.
7 чудес света, 7 цветов у радуги.
Да, действительно, эти числа магические.
-У каждого человека есть свое любимое, магическое, счастливое число. Напишите его на цветке и посадите на нашу весеннюю поляну.
(желающие могут рассказать о том числе, которое выбрали)
7. Рефлексия деятельности.
Занятие пора нам завершить, а я у вас хочу спросить, что нового узнали вы? (во время нашего занятия мы узнали, как люди научились считать, рассмотрели некоторые системы счисления, познакомились с историей нуля).
- А осталось ли что-то неизведанное, непонятное?
- Узнали мы много, но много осталось и вопросов.
Слайд 13
Хотелось бы узнать, как с помощью древних цифр происходило представление дробей, исследовать каким образом в древности вели устный счет.
Слайд 14
Но это планы на будущее. Об этом нам ещё предстоит узнать.
Приложение:
пальчиковая гимнастика «Две весёлые лягушки»
Две веселые лягушки ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
«Человечек»
Идет по парте человек, переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.