Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Проверка домашнего задания
Раздает учащимся листочки с тестом
Выполняют тестовую работу
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала
Рассказывает о истории систем счисления
Слушают учителя модулями
Работа в группах
Раздает сообщения (текстовую информацию) в группах, тексты в группах не повторяются
Изучают материал, анализируют
Усвоение новых знаний и способов действий
Дает инструкцию, консультирует
Рассказывают свое сообщение другим группам
Анализируют информацию и составляют граф «Системы счисления»
Смотрят алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую
Презентация 1-5 слайды
Для проверки проделанной работы см. Презентацию 6 слайд
Презентация 7 и 8 слайд
Первичная проверка понимания и коррекции усвоения учащимися новых знаний
Дает инструкцию, консультирует
Самостоятельно решают предложенные задания
Рефлексия и подведение итогов
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
Проговаривают, какие задачи на уроке достигли, выполнили, высказывают свои впечатления от урока, оставляют предположения на публичной доске
доска
Домашнее задание
Перевести в двоичную систему счисления
Конспект урока
История чисел. Системы счисления
Цели урока:
Обучающая – создать условия для формирования у учащихся представления о правилах перевода чисел в позиционных системах счисления.
Развивающая – развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
Мотивационная – побудить интерес к изучению предмета.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – познакомиться с правилами перевода чисел в позиционных системах счисления.
Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Основные понятия:
система счисления;
позиционная система счисления;
непозиционная система счисления.
Оборудование урока:
компьютерный класс;
наглядные таблицы с алгоритмами перевода чисел из десятичной системы счисления и обратно;
презентация для знакомства с новой темой;
печатный материал для закрепления домашнего задания.
План урока.
1. Проверка домашнего задания. Тест на тему: «История ЭВМ».
2. Рассказ учителя.
«Все есть число», - говорили мудрецы, подчеркивая необычайную важность роль чисел в жизни людей.
Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называются цифрами.
Система счисления– это совокупность приемов и правил для обозначения и именования чисел.
Люди научились считать очень давно, еще в каменном веке. Сначала они просто различали, один предмет перед ними или больше. Через некоторое время появилось слово для обозначения двух предметов. У некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных: «один» и «два». А все числа больше двух получали названия в виде сочетаний этих двух числительных. Например, три - это «два, один», пять – «два, два, один».
Как только люди начали считать, у них появилась потребность в записи чисел. Находки археологов на стоянках первобытных людей свидетельствуют о том, первоначально количество предметов отображали равным количеством каких либо значков: зарубок, черточек, точек.
Такая система записи чисел называется единичной. Этой системой пользуются и малыши, показывая на пальцах свой возраст.
Единичная система – не самый удобный способ записи чисел. Записывать таким образом большие количества утомительно, да и сами записи при этом получаются очень длинными. С течением времени возникли иные, более экономичные системы счисления.
Системы счисления делятся на непозиционные и позиционные. А по какому принципу их так разделили, сейчас узнаем из ваших сообщений.
(Дети делятся на группы по количеству сообщений. Сообщения раздаются детям. Они читают каждый свое в группе и обсуждают, проговаривают прочитанное. Далее один человек из группы рассказывает кратко свое сообщение другим группам и они все вместе составляют схему).
Сообщения.
Презентация к уроку.
3. Рассказы детей о системах счисления. (Слайды 1-6)
- По каким признакам разделили на непозиционную и позиционную системы счисления?
В непозиционной – количественные значения символов, используемых для записи чисел, не зависят от места их позиции в коде числа.
Впозиционной количественные значения символов, используемых для записи чисел, зависят от места их положения в коде числа.
4. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную (Слайд 7) и наоборот (Слайд 8).
Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот.
Разбор примера: 3710 = 1001012
5. Самостоятельное решение примеров на перевод чисел.
- Перевести в двоичную систему счисления числа 41 и 15.
- И наоборот, перевод из двоичной системы счисления в десятичную.
Разбор примера: 1001012 = 3710
6. Самостоятельное решение примеров.
- Перевести в десятичную систему счисления числа 1101 и 10010.
7. Рефлексия и подведение итогов
Сделайте на публичной доске отметку о сегодняшнем уроке.
8. Домашняя работа.
Перевести в двоичную систему счисления:
Год своего рождения.
Текущий календарный год.
Год вашего окончания школы.
Сделайте проверку полученным числам, переведите их в десятичную систему счисления.