kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему: " Молоко - полезный продукт".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о пользе молока. Работа выполнена ученицей 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: " Молоко - полезный продукт".»









Исследовательская работа на тему:

" Молоко - полезный продукт".





































СОДЕРЖАНИЕ:

Введение............................................................................................... с.3.

Глава I. Теоретическая часть.

  1. История происхождения молока……………………………….. с.4

  2. Состав молока.....................……………………………………. с.4

  3. Молоко каких животных употребляет человек.................. с. 6

  4. Польза молока.....................……………………………… .. с.6

  5. Молоко-лекарство.................................................................с.6

  6. Виды молока................................................................................с.7

Глава II. Практическая работа.

1. Анкетирование учащихся …………………………………….. с.8

2. Проведение опытов .........................………………………… . с.8-10

Заключение……………………………………………………….. с.10

Библиографический список ....………………............................... с.11

Приложение..........................................................................................с.12





















Введение.

«Молоко» - это слово имеет индоевропейскую природу. В литовском находим malkas «молоко, в английском milk «молоко». Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость». Молоко - это уникальный продукт по своей питательной ценности, и при этом оно прекрасно усваивается в организме человека. Молоко домашних животных - прекрасная пища для поддержания жизни, обеспечения роста и развития ребенка. Оно незаменимо для питания детей, так как содержит высокоценные белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. В школах в рацион здорового питания входит молоко, молочные и кисломолочные продукты.

Гипотеза: Предположим, что молоко - это изумительная пища,приготовленная самой природой, оно имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами. Объект исследования: молоко Предмет исследования: состав и свойства молока

Методы исследования:

1. сбор и анализ информации по данной теме;

2. социологический опрос;

3. беседа с врачом;

4. эксперимент;

5. наблюдение.

Цель моей работы: изучить состав молока, его полезные и необычные свойства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-изучить литературу по этой теме;

- провести опыты, основанные на некоторых свойствах молока;

- выявить знания одноклассников о молоке,

-показать одноклассникам важность применения молока и познакомить их с его необычными свойствами.

Актуальность темы.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Поэтому я должна раскрыть ценность молока, его значимость для развития детского организма.

Где можно использовать материал работы: на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях. Я обязательно поделюсь знаниями с друзьями.

Теоретическая часть.

1. История происхождения молока. Молоко – это первое, что человек пробует на вкус. Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». Как питательный продукт и косметическое средство молоко известно человечеству с глубокой древности. С его использованием связано немало легенд, сказок и мифов разных народов мира. Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.( http://5biologiya.net/moloko) 2. Состав молока. Изучив источники в интернете, я узнала. В 1 литре молока содержится 125 грамм питательных веществ, из них 38 грамм молочного жира и жирорастворимых витаминов: А, Д, Е, К; 33 грамма молочного белка; 47 грамм молочного сахара; 7 грамм минеральных веществ и водорастворимых витаминов. Молочный жир самый полноценный и легкоусвояемый. Это богатый источник энергии для организма человека. Белок молока содержит все, более 20, необходимые организму аминокислоты, которые регулируют жировой обмен и влияют на кроветворение. Белок является строительным материалом для клеток и служит источником антител, защищающих наш организм от инфекций. Белок молока на 98% усваивается организмом! Молочный сахар (лактоза) является источником энергии, легко усваивается и даёт чувство сытости. Лактоза является стимулятором нервной системы и служит лечебным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Минеральные вещества. Кальций придаёт прочность скелету и зубам, повышает возбудимость нервно-мышечного аппарата, способствует свёртываемости крови, участвует в работе мышц сердца. Магний входит в состав костей, зубов, успокаивающе действует на нервную систему, нормализует работу сердца. Фосфор необходим для развития костной системы, является составной частью нервных клеток и мозга. Железо участвует в кроветворении, входит в состав красных клеток крови. Фтор защищает зубы от кариеса. Медь участвует в образовании гемоглобина крови. Цинк необходим для процесса размножения. Почти все известные в настоящее время витамины содержатся в молоке. Витамин А – благотворно влияет на зрение, пищеварительную систему, печень и участвует в образовании белка в организме. Витамин Д помогает усвоению кальция, влияет на рост и крепость костей, зубов и волос. Витамины группы В необходимы для пищеварительной и нервной системы человека, а также влияют на зрение, состояние кожи и аппетит. Ферменты молока- это белковые вещества, влияющие на обмен веществ в организме. Липаза – фермент, расщепляющий жиры. Фосфатаза – участвует в кроветворении, костеобразовании, двигательной функции мышц. Каталаза – защищает организм от ядовитого воздействия некоторых веществ. Гормоны. В молоке обнаружены такие гормоны, как гормон роста, адреналин, пролактин, окситоцин и много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, замедляющих старение и т.д. Ещё в молоке содержатся особые вещества, снижающие уровень стресса, они повышают содержание гормона кортизола, который борется со стрессом. Недаром говорят: «Молоко за вредность!»

3. Молоко каких животных употребляет человек. Самое распространённое- коровье молоко. Однако в питании применяется молоко разных животных: коров и кобылиц, коз и овец, верблюдиц и олених, буйволиц и ослиц. В коровьем молоке есть все необходимые организму вещества - белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, ферменты, микроэлементы. Вербльюжье молоко-шубат. Его используют для лечения многих заболеваний: астма, туберкулёз, диабет. Кобылье молоко - кумыс. Кумыс признан общеукрепляющим средством. Положительно влияет на обмен веществ, рекомендуется при болезнях печени, лёгких и желудка. Козье молоко содержит много витаминов и микроэлементов. Ослиное молоко является своеобразным элексиром молодости, омолаживает кожу. Овечье молоко в полтора раза питательнее коровьего: в нём больше витаминов А, В, В 2. Из него делают кефир, масло, сыры. А вот его пьют редко- у него довольно специфический запах. Оленье молоко пьют народы Севера. Это самое калорийное молоко: в нём в три раза больше белка и в 5 раз больше жира по сравнению с коровьим. Цельное молоко обычно разбавляют водой(http://www.zapokupkami.com/) 3. Польза молока. Молоко – это «белая аптека», простая, вкусная и результативная, без всяких ограничений и без вреда. Малыш после рождения питается материнским молоком, нормально растёт и развивается. Этот факт доказывает, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом. Есть сведения, что для усвоения молока требуется энергии в 3-4 раза меньше, чем для усвоения, например, хлеба. В молоке все компоненты идеально сбалансированы и находятся в легкоусвояемой форме. Молоко и жажду утолить и накормить может. Молоко служит сырьём для приготовления множества молочных продуктов: сливки, сметана, кефир, ряженка, йогурт, творог, масло, сыр, мороженое. Молоко входит в состав многих продуктов питания: колбаса, соусы, шоколад, конфеты, десерты, крем, любая выпечка и хлеб.

4. Молоко - лекарство! Молоко – своеобразный «эликсир жизни», созданный природой. Из литературных источников я узнала, что молоко полезно для успокоения нервной системы и восстановления сна. Известно, что стакан молока с мёдом перед сном – проверенное средство при бессоннице. А стакан молока утром – активизирует мозговую деятельность. Также молоко с мёдом – народное средство при ангине и кашле. С давних пор кобылье молоко использовалось при лечении туберкулёза, пневмонии и бронхита. Было доказано, что оно способствует замедлению роста раковых клеток, улучшает иммунитет и кровь. Молоко - эффективное средство при изжоге, а кисломолочные продукты нормализуют работу кишечника. При усталости глаз после работы на компьютере рекомендовано смочить в прохладном молоке марлевые салфетки и положить их на закрытые веки, зрительное утомление проходит через несколько минут. Молоко способно выводить из организма токсины и соли тяжёлых металлов, так что жителям городов пить молоко просто необходимо. В диетологии широко применяют молоко и молочные продукты. Они «чемпионы» по составу кальция, который способствует сжиганию жира, уменьшает его накопление. Это важно при борьбе с лишним весом. (http://www.hintfox.com/ )

5. Виды молока. Парное молоко. Это свежевыдоенное, наиболее полноценное молоко. Топленое молоко получается благодаря долгой тепловой обработке: молоко томят («топят») 3-4 часа при температуре не ниже 95 градусов, не доводя до кипения. Раньше это делали в чугунке в печи, а сейчас можно воспользоваться обычной духовкой. Сухое молоко. Если выпарить из молока всю влагу, получится белый порошок, так называемое «сухое молоко». Это очень удобно: стоит развести его водой – и снова получится молоко, разве что не такое вкусное и полезное. Пастеризованное молоко. Если прогревать молоко при температуре 74-76 градусов несколько минут, то срок его хранения (в прохладном месте) увеличивается до двух недель. Стерилизованное молоко. Гораздо дольше хранится стерилизованное молоко, которое проходит тепловую обработку при 125-145 градусах. Но в нем, увы, не образуются сливки, да и полезных веществ в нем почти не остаётся. Сгущенное молоко. Полезные свойства молока сохраняются в сгущенном молоке. Его делают из пастеризованного (чаще всего – коровьего): выпаривают влагу, добавляют сахар, и получается густая питательная масса; съев одну банку, можно целый день не чувствовать голода! (http://5biologiya.net/moloko)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для проведения практической части я выбрала 3 метода исследования: социологический опрос, беседа, эксперимент. Для того чтобы понять, что знают одноклассники о молоке и хотят ли узнать больше, я провела опрос (Приложение1). Результаты анкетирования 21 учащегося представлены в таблице (Приложение2). Меня это заинтересовало, и я решила побеседовать в школе с нашей медсестрой. Интервью со школьной медсестрой:

- Батагоз Асановна, расскажите, пожалуйста, чем полезно молоко?

- «Белая кровь», так называют молоко, тем самым подчеркивая его незаменимость и ценность для здоровья. В рационе питания его польза объясняется содержанием в нем жизненно важных веществ —  минеральных кислот, аминокислот, натрия, железа, калия, фосфора, марганца, ферментов, витаминов, белка, более 200 органических и минеральных веществ, кальция и других важных микроэлементов.

- Спасибо, Батагоз Асановна, за познавательную беседу.(Приложение 3)

Я сделала вывод: Большинство ребят не знают о составе молока, полезных свойствах молока. Ребята хотят узнать об уникальных свойствах молока. Для этого я провела несколько опытов. Помогала мне в этом учитель химии Колесникова Наталья Маркеловна. Опыт 1. Определение жира в молоке. Жир не смешивается с водой. В молоке жир не отделяется сразу от воды, его можно увидеть, только, если молоко долго стоит. Тогда жир всплывёт на поверхность. Я взяла для опыта молоко разной жирности (3,2 %, 4 %), нанесла на фильтровальную бумагу по капле каждого образца молока. Капли должны быть одинаковые. Когда они подсохли, измерила линейкой диаметр каждого пятна. Чем оно больше, тем больше содержание жира в молоке.

Можно провести опыт "Узоры в молоке". Красивый опыт, который получается благодаря наличию в молоке жира. Я налила в плоскую тарелку молоко и дождалась, пока оно успокоится. На него осторожно капнула несколько капель пищевых красителей. А потом осторожно дотронулась до центра тарелки стеклянной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды. Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.

Вывод. В молоке содержится жир. Частицы молока – полярные молекулы; один конец каждой из таких частиц (молекул) заряжен положительно, а другой – отрицательно. Так как противоположные молекулы притягиваются друг к другу, положительно заряженные концы молекул мыла притягиваются к отрицательно заряженным частицам жира в молоке, и начинают двигать их. Двигаясь, частицы жира толкают и частицы красителя. Из-за этого краситель смешивается с молоком, и получаются красивые узоры. (Приложение 4)

Опыт 2.Обнаружение белка в молоке. Я налила несколько миллилитров молока в пробирку. Затем осторожно по стенкам добавила равный объём слабого раствора медного купороса и немного раствора щелочи. Появилась интенсивная окраска. Это говорит о наличии белка в молоке. Такой опыт я провела с молоком разной жирности(3,2%; 4 %). Молоко с более высокой жирностью окрасилось интенсивнее.(Приложение 5)

Вывод: Учитель химии мне объяснила. В молоке содержится несколько видов белка. Основной белок - это казеин. Именно из казеина образуется творог. Когда молоко свежее, все белки находятся в растворённом виде. Но если молоко прокисло - превращается в простоквашу. Если её нагреть, то выпадает осадок белка. Именно так готовят творог. Но если вы не хотите ждать, пока молоко прокиснет, можно добавить к нему пищевую кислоту- уксусную или лимонную и получить осадок казеина.

Опыт 3. Определение наличие казеина в молоке.

Я налила в стакан молоко и добавила несколько капель уксусной кислоты, перемешала и увидела образование белых хлопьев. Это казеин.(Приложение 6)

Опыт 4. Получение молочной сыворотки. Когда образуется осадок казеина, то в жидкой части- сыворотке остаются другие белки и лактоза. Чтобы получить сыворотку надо отфильтровать осадок. Для этого я взяла стакан, сделала из марли воронку и вылила в воронку молоко с образованием творога. Творог остался на марле. а сыворотка стекла в стакан, так я получила сыворотку.(Приложение 7)

Опыт 5. Обнаружение белка в сыворотке. Чтобы узнать, если в сыворотке белок, я добавила раствор медного купороса и щелочи. Цвет сыворотки стал фиолетовым. Вывод: Учитель химии мне объяснила. Это показывает, что в сыворотке ещё остаётся белок. Поэтому сыворотка - полезный продукт.(Приложение 8)

Опыт 6. Обнаружение углеводов в молоке. Я налила немного сыворотки в чашку и стала нагревать на огне. После испарения жидкости сыворотка обугливается, и появляется сладкий запах. Вывод: в молоке есть углеводы. Опыт 7. Тайное послание, написанное молоком. Я взяла тонкую кисточку и написала на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохла, она стала практически не видна. Чтобы буквы проявились, я нагрела лист бумаги утюгом. И тогда молочные буквы потемнели и стали видны. Вывод: Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой. Значит, молоко можно не только пить, им можно писать секретные послания!

Заключение.

Мне очень понравилась моя исследовательская работа. Я изучила состав молока, узнала о его видах, чем оно полезно в жизни человека, выделила его достоинства и необычные особенности. В этом мне помогали учителя школы и мама. Гипотеза, выдвинутая мной, что молоко полезно и имеет и необычные свойства при взаимодействии с другими веществами оказалась верной. Цель и задачи моей работы достигнуты. Проведенные исследования и обзор литературы позволили мне не только сделать правильные выводы о пользе молока, но и узнать историю молока. Об этом я обязательно поделюсь с одноклассниками и ребятами из других классов. Я даже сама не ожидала, что в молоке содержится столько витаминов. Моя исследовательская работа получилась интересной и увлекательной. Я много узнала, и на этом не буду останавливаться, буду дальше изучать вещи и явления находящиеся вокруг меня. Моя мама была тоже удивлена полезными свойствами молока.

Пейте, дети, для здоровья, Пейте , молоко коровье! Пейте, козье молоко! Эта пища и лекарство- От природы нам дано!

Библиографический список.

1. Горбатов К.К.Биохимия молока и молочных продуктов. М.: «Легкая промышленность»; 1984 г. 2. Большая детская энциклопедия «Всё обо всём», изд. Москва АСТ, 2000г

3.Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 4.Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.007 г.

5. Интернет-ресурсы

  • http://5biologiya.net/moloko

  • http://www.rasse1.com/2013/08/28/eksperiment-s-molokom-i-koloj/

  • ttp://www.iscmoscow.ru/prod/prod1.htm

  • http://ph-forum.ru/viewtopic.php?f=22&t=338

  • http://www.hintfox.com/

  • http://www.zapokupkami.com/





Приложение.

Приложение 1. Вопросы для социологического опроса:

1.Любишь ли ты молоко? 2.Как часто ты употребляешь молоко в пищу?

3.Знаешь ли ты о полезных свойствах молока?

4.Хотел бы ты узнать о полезных свойствах молока?

Приложение 2.

Результаты анкетирования 21 учащегося представлены в таблице:

Вопрос

Результат

1.

Любишь ли ты молоко?

Да: 9 уч. Нет: 12 уч.

2.

Как часто ты употребляешь молоко в пищу?

Часто: 10 уч. Редко:11 уч.

3.

Знаешь ли ты о полезных свойствах молока?

Да: 14 уч. Нет: 7 уч.

4.

Хотел бы ты узнать о полезных свойствах молока?

Да:19 уч. Нет-2 уч.






















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа на тему: " Молоко - полезный продукт".

Автор: Дерябина Ольга Владимировна

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Научно - Исследовательская работа на тему "Молоко" "
    ["seo_title"] => string(51) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-moloko"
    ["file_id"] => string(6) "180190"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425137600"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная работа "Исследование шоколада" "
    ["seo_title"] => string(43) "proiektnaia-rabota-issliedovaniie-shokolada"
    ["file_id"] => string(6) "246011"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446279542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час на тему:"Питание и здоровье" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-na-tiemu-pitaniie-i-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "165235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422788363"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект НОД тема: "Дорога к нашему здоровью"."
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-nod-tiema-dorogha-k-nashiemu-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "321457"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461300598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Исследовательский проект "Виноград""
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skii-proiekt-vinoghrad"
    ["file_id"] => string(6) "252383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447360540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства