Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Части речи в нашей речи"»
МБОУ «СОШ г.Среднеколымска имени Н.И.Шарина»
Исследовательская работа на тему:
«Части речи в нашей речи»
Работа учениц 4 «в» класса
Левенковой Насти,
Слепцовой Арины
Руководитель:
Кондакова М. В.
2024 год
Содержание
Введение 3
1. Части речи 4
2. Анализ текстов и результатов 8
Выводы 17
Литература 18
ВВЕДЕНИЕ.
В начальных классах на уроках русского языка мы изучали различные части речи, такие как имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие, предлоги, союзы, частицы. Работая с ними, мы задались вопросом: «А каких частей речи встречается в текстах больше?» Для ответа на этот вопрос мы решили провести исследование. В своём исследовании мы будем работать только с теми частями речи, про которые уже много что знаем, и можем определить их в любом тексте.
Цель исследования: определение той части речи, слова которой встречается в речи чаще других.
Задачи исследования:
Изучить теоретическую часть изучаемого вопроса.
Подобрать тексты для исследования.
Провести анализ текстов.
Произвести расчёты и обработать полученные результаты.
Сделать выводы.
Методы исследования:
Анализ текстов.
Обработка полученных результатов исследования.
Гипотеза. Имя существительное – самая многочисленная часть речи, слова этой части речи встречается в текстах чаще, чем слова других частей речи.
1. ЧАСТИ РЕЧИ.
Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним: Кто это? Что это?
А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать? Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?
Проходили тысячелетия, образовалось множество новых слов, люди изобрели письменность, появились первые школы и учителя. Понадобилось разобраться во всём многообразии слов и разделить их на части в зависимости от вопросов, которые можно к ним подставить.
Если каждое слово будет находиться в своей категории и в своей части речи, то их легко можно будет изучить и запомнить.
И вот учёные решили разделить все слова по частям речи, по классам. Учение о слове как части речи получило название морфология.
Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях.
Части речи бывают самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Союз – служит для связи однородных челнов или простых предложений в сложном.
И, а, но, или, любо и др.
Частица.
Не, ни,
бы, же и др.
ЧАСТЬ 2.
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ.
Для проведения своего исследования мы взяли два текста: художественный и научный. Для чистоты эксперимента обратились к текстам одной тематики. И в одном и в другом тексте говорится о радуге. Первый текст – это авторская сказка. Второй текст – статья из детской энциклопедии.
Сначала мы отделили слова известных нам частей речи от неизвестных. И слова тех частей речи, которые мы ещё не знаем, в текстах обозначили жирным курсивом, чтобы они не отвлекали нас от исследования.
Далее для удобства исследовательской работы мы ввели условные обозначения для каждой части речи, которыми и пользовались при нахождении и подсчёте слов. Имя существительное мы обозначали зелёным кружочком (над словом), имя прилагательное – красным, а глагол – синим.
1). Анализ сказки «Сказка о радуге». (Татьяна Куликова)
Жила-была маленькая девочка Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно. Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что.
Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, чтовнезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик.
- Какинтересно – подумала Катюша, - почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко!
Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька.
- Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки!
- Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик?
- Дождик идет, потому что тучи, которыемы видим на небе, состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другое, еще интереснее! Смотри!
В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками.
- Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это?
- Это – РАДУГА! – сказала Капелька.
- А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша.
- Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу.
В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого! Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которыеокрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске.
- Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов. Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики утебя в волосах красного цвета!
- Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька - это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток!
- Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи!
- Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки.
- Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок
- Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер
- А это последний цвет – Фиолетовый. Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов.
- Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша.
- Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко!
- Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша.
С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета!
Таблица 1. Результаты исследования текста «Сказка о радуге».
2). Анализ текста « Медведь, росомаха и волк» (эвенская сказка)
Жили когда-то вместе росомаха, медведь и волк. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды поссорились на всю жизнь. Произошло это так.
У росомахи была сестра, девушка. Она быстро подросла и стала взрослой красивой женщиной. Решил тогда волк взять эту девушку себе в жены. Пришел он к росомахе и сказал:
— Росомаха, отдай мне свою сестру в жены.
— Что ты, волк, разве ты ей пара?- говорит росомаха.- Ты, ведь серый, родился из снега, а мы, росомахи, черные, родились из земли. Нет, я не согласна отдать тебе сестру в жены.
Долго спорили они, но так ни до чего и не договорились. Тогда волк и говорит росомахе:
— Ну, если ты не согласна отдать мне сестру, пойдем к нашему старшему брату медведю, он нас рассудит, скажет, кто из нас прав.
Пришли они к медведю, волк и говорит:
— Старший брат, мы пришли к тебе, чтобы ты рассудил нас. Скажи, кто из нас прав? Я прошу у росомахи ее сестру в жены, а она не соглашается отдать. Вот мы и поссорились.
Тогда медведь сказал:
— Очень плохо, что вы не хотите породниться. За это вы будете наказаны. С этих пор ты, волк, все время будешь жить один и будешь иметь в год не более трех детенышей. Ты же, росомаха, за то, что пожалела отдать свою сестру в жены волку, будешь иметь в год не более одного детеныша.
Дети твои всегда будут попадать в деревянные ловушки, да и ты сама погибнешь от нее.
Волк очень опечалился и побрел домой. А росомаха рассердилась и стала ругать медведя:
— Ты, медведь, меня заклял, — сказала она,-так и я тебя заклинаю! Будешь ты теперь всю зиму спать в яме, которую выроешь для себя в земле. Зимой же придут к тебе люди и убьют тебя.
И действительно, все случилось так, как предсказали медведь и росомаха. Волк стал иметь каждый год не более трех волчат. Росомаха приносит в год только одного детеныша, и они всегда попадают в ловушку и погибают. Медведь же спит всю зиму, никуда не вылезая из своей берлоги.
Таблица 2. Результаты исследования текста « Медведь, росомаха и волк» (эвенская сказка).
Покажем результаты исследования в диаграмме.
3). Анализ текста « Старушка Таал-Таал» (якутская сказка)
Якутская сказка "Старуха Таал-Таал"
Пошла старуха Таал-Таал однажды по воду. Дело было зимой. Зачерпнула бабка воды и уже собралась в обратный путь, да взбрело, старой, в голову молодость вспомнить и на льду около проруби покататься. Немного бабка накаталась – поскользнулась и грохнулась прямо на лёд. Вскочить сразу не сумела, а когда с силёнкой собралась – уже поздно было: успела примёрзнуть ко льду. Нечего делать, начала рассуждать-думать, кого бы позвать на помощь. И вот лежит она на льду спрашивает: - Лёд, лёд, ты меня не отпускаешь – значит, ты сильный? - Я, конечно, сильный, - отвечает лёд. - Но хоть ты и силён – солнце растапливает тебя? - Да, пожалуй, солнце сильнее. Тогда старуха спросила солнце: - Солнце, солнце, ты очень сильное? - Да, я очень сильное, - ответило солнце. - Хоть ты и очень сильное, а туча закрывает тебя. - Выходит, туча сильнее. Лежит старуха на льду и продолжает спрашивать: - Туча, туча, сильна ли ты? - Конечно, сильна. - Ты сильна, а ветер, однако, уносит тебя? - Верно, ветер сильнее. - Ветер, ветер, считаешь ли ты себя сильным? - Да, я очень сильный. - Однако встанет на твоём пути высокая гора, и ничего ты с ней не сможешь поделать. - Да, пожалуй, гора сильнее. - Гора, гора, сильна ли ты? - Конечно, сильна. - Как ты ни сильна, а мышка- землеройка прорывает тебя насквозь. - Что ж, получается, что мышка-землеройка сильнее. - А ты, землеройка, считаешь ли себя сильной? - Ещё бы! Я сильная. - Сильная, а попадёшь лисе в лапы, и - конец тебе. - Да, лиса будет, пожалуй, сильнее. - Лиса, лиса, ты сильна? - Да, я сильная. - Сильная, но согласись, человек-то посильнее тебя: что он захочет, то с тобой и сделает! - Согласна: человек сильнее. И спрашивает старуха Таал-Таал у человека: - Человек, человек, силён ли ты?
- Силён, волен и могуч я!- ответил человек и оглядел всё вокруг. - Тогда помоги, спаси меня! – взмолилась старуха Таал-Таал и протянула руку.
Человек не мог оставить её в беде. Схватил протянутую руку и вытянул старуху Таал-Таал из примёрзшей ко льду шубейки.
Выходит, сильнее всего на свете человек, его ум, светлые мысли и жажда жизни.
Таблица 3. Результаты исследования текста « Старуха Таал-Таал» (якутская сказка).
Покажем результаты исследования в диаграмме.
ВЫВОДЫ.
Из результатов исследования видно, что в текстах чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 280 раз, глаголы-193, предлоги- 92, местоимения- 87, имена прилагательные – 74 раз, союзы- 41, наречия- 26, имена числительные - 6 раз, частицы-3.
В результате исследования гипотеза о том, что имя существительное – самая многочисленная часть речи, подтвердилась. Слова этой части речи встречаются в текстах чаще слов других частей речи даже не зависимо от того, художественный это текст или научный. Возможно, это происходит потому, что слова этой части речи возникли в языке раньше, чем другие.