kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Части речи в нашей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Части речи в нешей речи" для уащихся начальных классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Части речи в нашей речи"»

МБОУ «СОШ г.Среднеколымска имени Н.И.Шарина»





















Исследовательская работа на тему:

«Части речи в нашей речи»











Работа учениц 4 «в» класса

Левенковой Насти,

Слепцовой Арины

Руководитель:

Кондакова М. В.



2024 год


Содержание

Введение 3

1. Части речи      4

2. Анализ текстов и результатов 8

  1. Выводы 17

  2. Литература 18














































ВВЕДЕНИЕ.

В начальных классах на уроках русского языка мы изучали различные части речи, такие как имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие, предлоги, союзы, частицы. Работая с ними, мы задались вопросом: «А каких частей речи встречается в текстах больше?» Для ответа на этот вопрос мы решили провести исследование. В своём исследовании мы будем работать только с теми частями речи, про которые уже много что знаем, и можем определить их в любом тексте.  

Цель исследования: определение той части речи, слова которой встречается в речи чаще других.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическую часть изучаемого вопроса.

  2. Подобрать тексты для исследования.

  3. Провести анализ текстов.

  4. Произвести расчёты и обработать полученные результаты.

  5. Сделать выводы.

Методы исследования:

  1. Анализ текстов.

  2. Обработка полученных результатов исследования.

Гипотеза.  Имя существительное – самая многочисленная часть речи, слова этой части речи встречается в текстах чаще, чем слова других частей речи.

































1. ЧАСТИ РЕЧИ.

Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним:  Кто это? Что это?

А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать? Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?

Проходили тысячелетия, образовалось множество новых слов, люди изобрели письменность, появились первые школы и учителя. Понадобилось разобраться во всём многообразии слов и разделить их на части в зависимости от вопросов, которые можно к ним подставить.

Если каждое слово будет находиться в своей категории и в своей части речи,  то их легко можно будет изучить и запомнить.

И вот учёные решили разделить все слова по частям речи, по классам. Учение о слове как части речи получило название морфология.

Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические  функции в предложениях.

Части речи бывают самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Самостоятельные части речи.

Часть речи.

Что обозначает.

На какой вопрос отвечает.

Имя существительное.

Предмет.

кто? (мама)

 что? (дом)

Имя прилагательное.

Признак предмета.

какой? (красивый)

какая? (добрая)
какое? (синее)

какие? (большие)

чей? (мамин)

Имя числительное.

Количество или порядок предметов при счёте.

сколько? (пять) который? (третий)

Местоимение.

Указывает
на предмет, но
не называет его.

кто? он (ребёнок) что? он (дом)

что? оно (дерево)

Глагол.

Действие или состояние предмета.

что делать?
(писать)
что сделать?
(прочитать)

Наречие.

Признак действия.

как? (быстро),

где? (вдалеке),

куда? (вправо), 

когда? (сейчас), 

откуда? (снизу).

 

Грамматические признаки частей речи.

Признаки частей речи.

Изменение частей речи.

Имя существительное.

Собственные, нарицательные.

Одушевлённые, неодушевлённые.

Склонение.

Род.

Число:

 единственное множественное

Падеж.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

 

Имя прилагательное.

 

Род (в единственном числе).

Число.

Падеж.

Имя числительное.

 

Род (если есть).

Число (если есть).

Падеж.

Местоимение.

Лицо:

1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)

Род (если есть).

Число.

Падеж.

Глагол.

 

Время:

настоящее, прошедшее, будущее

Род (если есть).

Лицо (если  есть).

Число.

 

 

Наречие.

 

Не изменяются.

 

  Служебные части речи.

Части речи.

Примеры.

Предлог – служат для связи слов в словосочетании.

 В, из, до, под, над, с, перед и др. 

Союз – служит для связи однородных челнов или простых предложений в сложном.

И, а, но, или, любо и др.

Частица.

Не, ни,

бы, же и др.

 





ЧАСТЬ 2.

АНАЛИЗ ТЕКСТОВ.

        Для проведения своего исследования мы взяли два текста: художественный и научный. Для чистоты эксперимента обратились к текстам одной тематики. И в одном и в другом тексте говорится о радуге. Первый текст – это авторская сказка. Второй текст – статья из детской энциклопедии.

        Сначала мы отделили слова известных нам частей речи от неизвестных. И слова тех частей речи, которые мы ещё не знаем, в текстах обозначили жирным курсивом, чтобы они не отвлекали нас от исследования.

Далее для удобства исследовательской работы мы ввели условные обозначения для каждой части речи, которыми и пользовались при нахождении и подсчёте слов. Имя существительное мы обозначали зелёным кружочком (над словом), имя прилагательное – красным, а глагол – синим.

1). Анализ сказки «Сказка о радуге». (Татьяна Куликова)

Жила-была  маленькая девочка  Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно.  Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что.

Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, что внезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик.

Как интересно – подумала Катюша, - почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко!

Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька.

- Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки!

- Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик?

- Дождик идет, потому что тучи, которые мы видим на небе,  состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другоееще интереснее! Смотри!

В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками.

Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это?

Это – РАДУГА! – сказала Капелька.

А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша.

Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу.

В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого!  Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которые окрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске.

Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов.  Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики у тебя в волосах красного цвета!

Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька  - это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток!

Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи!

- Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки.

Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок

Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер

А это последний цвет – Фиолетовый.  Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов.

Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша.

Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко!

Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша.

С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета!

             Таблица 1. Результаты исследования текста «Сказка о радуге».



2). Анализ текста « Медведь, росомаха и волк» (эвенская сказка)

Жили когда-то вместе росомаха, медведь и волк. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды поссорились на всю жизнь. Произошло это так.

У росомахи была сестра, девушка. Она быстро подросла и стала взрослой красивой женщиной. Решил тогда волк взять эту девушку себе в жены. Пришел он к росомахе и сказал:

— Росомаха, отдай мне свою сестру в жены.

— Что ты, волк, разве ты ей пара?- говорит росомаха.- Ты, ведь серый, родился из снега, а мы, росомахи, черные, родились из земли. Нет, я не согласна отдать тебе сестру в жены.

Долго спорили они, но так ни до чего и не договорились. Тогда волк и говорит росомахе:

— Ну, если ты не согласна отдать мне сестру, пойдем к нашему старшему брату медведю, он нас рассудит, скажет, кто из нас прав.

Пришли они к медведю, волк и говорит:

— Старший брат, мы пришли к тебе, чтобы ты рассудил нас. Скажи, кто из нас прав? Я прошу у росомахи ее сестру в жены, а она не соглашается отдать. Вот мы и поссорились.

Тогда медведь сказал:

— Очень плохо, что вы не хотите породниться. За это вы будете наказаны. С этих пор ты, волк, все время будешь жить один и будешь иметь в год не более трех детенышей. Ты же, росомаха, за то, что пожалела отдать свою сестру в жены волку, будешь иметь в год не более одного детеныша.

Дети твои всегда будут попадать в деревянные ловушки, да и ты сама погибнешь от нее.

Волк очень опечалился и побрел домой. А росомаха рассердилась и стала ругать медведя:

— Ты, медведь, меня заклял, — сказала она,-так и я тебя заклинаю! Будешь ты теперь всю зиму спать в яме, которую выроешь для себя в земле. Зимой же придут к тебе люди и убьют тебя.

И действительно, все случилось так, как предсказали медведь и росомаха. Волк стал иметь каждый год не более трех волчат. Росомаха приносит в год только одного детеныша, и они всегда попадают в ловушку и погибают. Медведь же спит всю зиму, никуда не вылезая из своей берлоги.

 Таблица 2. Результаты исследования текста « Медведь, росомаха и волк» (эвенская сказка). 

Покажем результаты исследования в диаграмме.








       3). Анализ текста « Старушка Таал-Таал» (якутская сказка)

Якутская сказка "Старуха Таал-Таал"

Пошла старуха Таал-Таал однажды по воду. Дело было зимой. Зачерпнула бабка воды и уже собралась в обратный путь, да взбрело, старой, в голову молодость вспомнить и на льду около проруби покататься. Немного бабка накаталась – поскользнулась и грохнулась прямо на лёд. Вскочить сразу не сумела, а когда с силёнкой собралась – уже поздно было: успела примёрзнуть ко льду. Нечего делать, начала рассуждать-думать, кого бы позвать на помощь.
И вот лежит она на льду спрашивает:
- Лёд, лёд, ты меня не отпускаешь – значит, ты сильный?
- Я, конечно, сильный, - отвечает лёд.
- Но хоть ты и силён – солнце растапливает тебя?
- Да, пожалуй, солнце сильнее.
Тогда старуха спросила солнце:
- Солнце, солнце, ты очень сильное?
- Да, я очень сильное, - ответило солнце.
- Хоть ты и очень сильное, а туча закрывает тебя.
- Выходит, туча сильнее.
Лежит старуха на льду и продолжает спрашивать:
- Туча, туча, сильна ли ты?
- Конечно, сильна.
- Ты сильна, а ветер, однако, уносит тебя?
- Верно, ветер сильнее.
- Ветер, ветер, считаешь ли ты себя сильным?
- Да, я очень сильный.
- Однако встанет на твоём пути высокая гора, и ничего ты с ней не сможешь поделать.
- Да, пожалуй, гора сильнее.
- Гора, гора, сильна ли ты?
- Конечно, сильна.
- Как ты ни сильна, а мышка- землеройка прорывает тебя насквозь.
- Что ж, получается, что мышка-землеройка сильнее.
- А ты, землеройка, считаешь ли себя сильной?
- Ещё бы! Я сильная.
- Сильная, а попадёшь лисе в лапы, и - конец тебе.
- Да, лиса будет, пожалуй, сильнее.
- Лиса, лиса, ты сильна?
- Да, я сильная.
- Сильная, но согласись, человек-то посильнее тебя: что он захочет, то с тобой и сделает!
- Согласна: человек сильнее.
И спрашивает старуха Таал-Таал у человека:
- Человек, человек, силён ли ты?

- Силён, волен и могуч я!- ответил человек и оглядел всё вокруг.
- Тогда помоги, спаси меня! – взмолилась старуха Таал-Таал и протянула руку.

Человек не мог оставить её в беде. Схватил протянутую руку и вытянул старуху Таал-Таал из примёрзшей ко льду шубейки.

Выходит, сильнее всего на свете человек, его ум, светлые мысли и жажда жизни.


Таблица 3. Результаты исследования текста « Старуха Таал-Таал» (якутская сказка). 

Покажем результаты исследования в диаграмме.




ВЫВОДЫ.

Из результатов исследования видно, что в текстах чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 280 раз, глаголы-193, предлоги- 92, местоимения- 87, имена прилагательные – 74 раз, союзы- 41, наречия- 26, имена числительные - 6 раз, частицы-3.


 


В результате исследования гипотеза о том, что имя существительное – самая многочисленная часть речи, подтвердилась. Слова этой части речи встречаются в текстах чаще слов других частей речи даже не зависимо от того, художественный это текст или научный. Возможно, это происходит потому, что слова этой части речи возникли в языке раньше, чем другие.






ЛИТЕРАТУРА:

  1. Полный школьный курс. 1-4 классы. Справочное пособие. – СПб: ИГ «Весь», 2010.

  1. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 3. – М.: Педагогика-пресс, 1994.

  1. Read more: http://pesochnizza.ru/skazka-na-noch/skazka-pro-radugu

  2. Якутские сказки

  3. Эвенские сказки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Части речи в нашей речи"

Автор: Маргарита Васильевна Кондакова

Дата: 23.09.2024

Номер свидетельства: 656668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательские задачи в курсе географии "
    ["seo_title"] => string(50) "issliedovatiel-skiie-zadachi-v-kursie-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "137362"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417342717"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 6  классе « В чём загадка местоимения как части речи?» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-v-chiom-zaghadka-miestoimieniia-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415444508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства