kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения, исследовательской работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому  языку  в 4 «А» классе

по теме:  «Имя числительное как часть речи»

с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы,

Тип урока: Урок - исследование

Цели:

- обнаружить новую часть речи (имя числительное)

- построить грамматическую модель новой части речи

- сравнить грамматическое значение слов «десять» - «десяток» (числительное – существительное)

- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы

Задачи:

- познакомить с общим и частным грамматическим значениями имени числительного

- узнать, чем отличается имя числительное  от других частей речи

- научиться узнавать имя числительное  среди других слов

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой.

    - Давайте поприветствуем друг друга. Я желаю вам успехов и творческих удач!

    - Наш урок – урок – исследование. Что значит исследовать?

    - Чтобы исследование прошло результативно,  вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

2.   Создание ситуации успеха. (Фронтальная работа)

На доске:

Л…нейка,  уг.ворить, п…сьмо, л…нейный,  хо…ба,  разг…вор, отга…ка,  усп…вать,  гла…кий,  ю…ка,  дес…ть,  ог…родить,  пл…чистый,  ги…кий.

- прочитайте слова. Вставьте пропущенные орфограммы слабых позиций. Объясните.

- Подумайте,  на какие группы можно разделить данные слова?

- Что такое часть речи?  Какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное?  Прилагательное? Глагол?

3.  Постановка задачи на обнаружение новой части речи. (Индивидуальная работа)

- Я предлагаю вам записать слова в столбики по частям речи. Если вы не сможете  определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.

Существительное        Прилагательное                   Глагол                                   ?

Линейка                    линейный                                  уговорить  десять

Письмо                     гладкая                                          ходить

Разговор                 плечистые                                     успевать

- Удалось ли вам определить, к какой  известной нам части речи относится слово десять? Почему?  Какова задача нашего урока?

- Это имя или глагол?

Сравните высказывания:

1)Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.

2) На улице нет и десяти фонарей.

- Какое значение изменилось у слов десять во втором высказывании (Падежа или времени).

- Можно ли теперь сказать: это имя или глагол? (Имя)

- Определите место этой части речи на общей схеме.

- Поставим знак вопроса.

4. «Открытие»  детьми  нового способа действия. (Фронтальная работа)

1)Сравнение  слов десять –десяток, сходных по лексическому значению, но различающихся  грамматическими значениями.

- А что именно называет слово десять – действие, признак предмета, предмет или что – то другое? (Количество предметов).

- Но ведь то же количество можно было назвать с помощью слова десяток.

- Слова десять и десяток называют одно и то же число, количество каких – то предметов.

- Может, оба эти слова относятся к одной и той же части речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проверить, по  какой грамматической модели построено каждое из них.

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.

Ночную улицу освещали десятки ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десяток.

- Какую грамматическую форму обнаружили? (Число.)

Десяток – десятки –Ч

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. Ночную улицу освещало больше десятка ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десяток.

- Как изменилось? (По падежу.)

Десяток – больше десятка – П.

- А есть ли грамматическая форма рода?

- Как это можно доказать?  Целый десяток – Р.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2) Построение грамматической модели новой части речи.

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.

Ночную улицу освещало больше десяти ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десять.

Десять – больше десяти – П.

- Как изменилось слово? Какую грамматическую форму обнаружили? (Падеж).

- А есть ли у этого слова форма числа? 

- Есть ли у слова десять грамматическая форма рода ?

- Чтобы доказать, что у слова десяток есть форма рода, нужно просто присоединить к нему какое – нибудь прилагательное, (целый десяток фонарей0.

- Значит, формы рода у слова десять нет.

- К какой части речи относится  слово десяток?

- А что такое имя числительное?  Вывод.

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике - страница 6.

- Вспомните, какая задача стояла перед нами в начале урока?    Решили мы эту задачу?

Имена числительные можно записывать словами и цифрами, а другие части речи – только словами: три лошади, тройка лошадей.

3) Тренировка умения отличать существительное  от числительного. Парная работа.

- Работа по учебнику, с.23, упр 138.

- Прочитайте задание. Придумайте и запишите с этими словами высказывания.

4) Самостоятельная работа по карточкам. Взаимопроверка по образцу. Оценивание по шкале умения узнавать имена числительные среди других частей речи.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок – исследование подходит к концу. Какую «звездочку» знаний мы открыли?

- Что можете сказать о своем личном вкладе в общую работу?

Домашнее задание.

С.23, упр 139, 142 – по выбору

Просмотр содержимого документа
««Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения, исследовательской работы»

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе

по теме: «Имя числительное как часть речи»

с применением технологии проблемного обучения, исследовательской работы, 26.11.2016г.


Тип урока: Урок - исследование

Цели:

- обнаружить новую часть речи (имя числительное)

- построить грамматическую модель новой части речи

- сравнить грамматическое значение слов «десять» - «десяток» (числительное – существительное)

- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы

Задачи:

- познакомить с общим и частным грамматическим значениями имени числительного

- узнать, чем отличается имя числительное от других частей речи

- научиться узнавать имя числительное среди других слов

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой.

- Давайте поприветствуем друг друга. Я желаю вам успехов и творческих удач!

- Наш урок – урок – исследование. Что значит исследовать?

- Чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

2. Создание ситуации успеха. (Фронтальная работа)

На доске:

Л…нейка, уг..ворить, п…сьмо, л…нейный, хо…ба, разг…вор, отга…ка, усп…вать, гла…кий, ю…ка, дес…ть, ог…родить, пл…чистый, ги…кий.

- прочитайте слова. Вставьте пропущенные орфограммы слабых позиций. Объясните.

- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова?

- Что такое часть речи? Какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?

3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи. (Индивидуальная работа)

- Я предлагаю вам записать слова в столбики по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.

Существительное Прилагательное Глагол ?

Линейка линейный уговорить десять

Письмо гладкая ходить

Разговор плечистые успевать

- Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слово десять? Почему? Какова задача нашего урока?

- Это имя или глагол?

Сравните высказывания:

1)Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.

2) На улице нет и десяти фонарей.

- Какое значение изменилось у слов десять во втором высказывании (Падежа или времени).

- Можно ли теперь сказать: это имя или глагол? (Имя)

- Определите место этой части речи на общей схеме.

- Поставим знак вопроса.

4. «Открытие» детьми нового способа действия. (Фронтальная работа)

1)Сравнение слов десять –десяток, сходных по лексическому значению, но различающихся грамматическими значениями.

- А что именно называет слово десять – действие, признак предмета, предмет или что – то другое? (Количество предметов).

- Но ведь то же количество можно было назвать с помощью слова десяток.

- Слова десять и десяток называют одно и то же число, количество каких – то предметов.

- Может, оба эти слова относятся к одной и той же части речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проверить, по какой грамматической модели построено каждое из них.

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.

Ночную улицу освещали десятки ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десяток.

- Какую грамматическую форму обнаружили? (Число.)

Десяток – десятки –Ч

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. Ночную улицу освещало больше десятка ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десяток.

- Как изменилось? (По падежу.)

Десяток – больше десятка – П.

- А есть ли грамматическая форма рода?

- Как это можно доказать? Целый десяток – Р.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2) Построение грамматической модели новой части речи.

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.

Ночную улицу освещало больше десяти ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десять.

Десять – больше десяти – П.

- Как изменилось слово? Какую грамматическую форму обнаружили? (Падеж).

- А есть ли у этого слова форма числа?

- Есть ли у слова десять грамматическая форма рода ?

- Чтобы доказать, что у слова десяток есть форма рода, нужно просто присоединить к нему какое – нибудь прилагательное , (целый десяток фонарей0.

- Значит, формы рода у слова десять нет.

- К какой части речи относится слово десяток?

- А что такое имя числительное? Вывод.

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике - страница 6.

- Вспомните, какая задача стояла перед нами в начале урока? Решили мы эту задачу?

Имена числительные можно записывать словами и цифрами, а другие части речи – только словами: три лошади, тройка лошадей.

3) Тренировка умения отличать существительное от числительного. Парная работа.

- Работа по учебнику, с.23, упр 138.

- Прочитайте задание. Придумайте и запишите с этими словами высказывания.

4) Самостоятельная работа по карточкам. Взаимопроверка по образцу. Оценивание по шкале умения узнавать имена числительные среди других частей речи.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок – исследование подходит к концу. Какую «звездочку» знаний мы открыли?

- Что можете сказать о своем личном вкладе в общую работу?

Домашнее задание.

С.23, упр 139, 142 – по выбору










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макарова Валентина Викторовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства