Предлагаемый игровой материал является результатом работы с детьми 6-7-летнего возраста. Игры помогают сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.
Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, пучки и тетрадки?» У Минутки в руках часы-циферблат. Пока стрелка пройдёт круг (10-15 с) . дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручки и тетрадки».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий »
Использование игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Предлагаемый игровой материал является результатом работы с детьми 6-7-летнего возраста. Игры помогают сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.
Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, пучкии тетрадки?» У Минутки в руках часы-циферблат. Пока стрелка пройдёткруг (10-15 с) . дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручки и тетрадки».
Элемент соревнования - «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.
Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: всё, что нужно,- под ‘рукой»,'-’' говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими удобно было пользоваться. Минутка контролирует, оценивает задание.
Во втором полугодии 1 класса достаточно было без приговаривания стихов показать Минутку- и дети за кротчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения сформировывается прочный навык в организации рабочего места.
Кукла Минутка помогает и в организации умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игра типа «Что можно сделать за одну минуту?». {Чтение текста, решение примеров, письмо слов и т. д.)
Красочно оформленные строки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память» помогают усвоить правила поведения школьника на уроке.
Учитель входит - надо встать.
Учитель сесть позволит — сядь!
Парта это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
На уроке не болтай.
Как заморский попугай.
Строки обыгрываются, запоминаются, а вместе с ними входят в привычку и правила поведения. Быструю реакцию на школьный звонок помогает выработать игра «Голосистый звонок».
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
(Звенит звонок. Дети выполняют произвольные танцевальные движения. Повторно звенит звонок, дети по его сигналу должны построиться в две колонны перед дверью класса.)
Лак. без_ нравоучений, через игры дети учатся бытьучениками*—-
Первоклассники очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, расположены к усвоению нового, н интерес их не должен угасать на протяжении урока. А интерес проявляется тогда, когда всё понятно и доступно. И игры помогают в этом.
В синем теремке, где флюгер - звонкоголосый петушок, живут звонкие согласные. Звонко звенит звоночек у Аза. А во второй половинке теремка, где флюгер - глухарь, живут глухие согласные. Буки должен прислушиваться, чтобы их услышать. На теремке мягкого и твёрдого знаков флюгер - рыбка: «Нем, как рыба».
Эта игра развивается дальше. Буквы, как и дети, дружат друг с другом: «Дружат буквь1, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите!» Пособие «Слияние» очень нравится детям. В свободное время ученики пытаются сами рисовать дружные буквы и читать слияния.
Новая буква - именинница. И, конечно, к ней в гости приходят игрушки, в словах-названиях которых есть новый
звук. Например, к букве к пришли не только кот. собака, но и медведь, слон; дети сразу же реагируют на это. Одни говорят: «Слон и медведь- лишние, здесь нет этого звука», другие же говорят, что жалко отправлять их домой, что их можно назвать по-другому: слоник, мишка, медвежонок.
Одна из важнейших задач, которую я ставлю перед собой, - это развитие у ребёнка целенаправленного внимания и тренировка памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, я изготавливаю интересные, яркие, запоминающиеся пособия и выставляю их только на 1-2 мин в течение урока. Частая демонстрация пособий - это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное время, то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит.
Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводится в системе. Игровые задания усложняются. Например, с участием куклы Минутки проводится игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. Начинается она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (На доске дано 10 слияний.) «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите.) «Кто больше всех запомнит слов - описаний друга-котёнка?» (Шёрстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, тёплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает.)
«Фа-ва, фа-ва - на траве растёт трава, Фу-ву, фу-ву - Федя рвёт козе траву. Фы-вы, фы-вы ~ много он сорвал травы». И т. д
Хорошая игра для развития речи и памяти - «Добавь следующее». Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящиеся к этой группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свае и т. д. Пример: /. Слон. 2.Слон, тигр. З.Слон, тигр, лев. 4.Слон, тигр, лев, медведь и т. д.
Игры «Сделай так», «Кто у нас. самый, зоркий ?», «Кто как кричит», «Что изменилось?» также наценивают на тренировку
внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу
всех учащихся.
Приведу примеры вариантов игры «Кто у нас самый зоркий?».
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам Своё внимание к словам!
Задача детей: тщательно проверить написанное
(предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твёрдые, звонкие, глухие согласные). Найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот; это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим, оттенком ( «Кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?»).
Выработке умения сосредоточить своё внимание и проверить себя помогает пособие «Лесная школа»: «Мы решаем примеры и ученики лесной школы тоже. У зверя получились такие ответы: 14, 15, 16, 17, например. У кого такие же? А кто из
зверят ошибся? А как он мог получить такой ответ?» (Выполнил сложение вместо вычитания; неправильно выполнял действия со скобками и т. д.)
Отлично развивают речь детей, их мышление, самостоятельность ролевые игры.
Какой я звук, отгадай-ка, друг, Я - согласный, звонкий, твёрдый. Меня услышишь в слове: мак, сом.
Или:
Я - неизвестное число. Если меня увеличить на 3, то получится 5. Какое я число?
Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра «Художник». Ребёнок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: «Нарисую я портрет, только чей - пока секрет. Отгадайте, вас прошу я. Чей же я портрет рисую?» Художник даёт устный портрет кого-нибудь из детей: «У него светлые волосы, голубые глаза, светлая и весёлая улыбка. На нём коричневая рубашка, синие брюки» и т. д.
Необычайно ценны игры, связанные с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Например, игра «Составь меню для Робина-Бобина-Барабека». Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который «скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин - добрый.
Изменился человек,
Робин-Бобин-Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает? Кто из вас скорей узнает?
На плакате — фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Пример:
6-4= 2+6=
8-3= 10-5=
2+7= 8-7=
5+2= 9-6=
9-3= 10-6=
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им очень нравится, и в центре пишут ответ. Рядом с выбранным фруктом - дополнение к ответу, чтобы в сумме оказалось 10.
Подобные задания даются и на уроках и во внеурочное время. Для того чтобы повысить интерес детей к новому, неизвестному, возбудить желание испытать свои силы и тем самым развить мышление, наблюдательность, организуется в классе уголок «В гостях у Знайки». Туда помещаются интересные, занимательные и в то же время развивающие задания, зачастую опережающие программы, например: «Среди изученных букв появилась новая гостья. Кто её увидел? Кто с ней уже знаком? Кто может прочитать слова с новыми, неизвестными буквами?»— спрашивается у детей. Или: «Знайка записал буквы, а проказник- дождик смыл часть красок. По оставшимся деталям определи буквы». (Это и наблюдательность и закрепление элементов букв.) Или: «Найти знакомые цифры». Или: «Какое число получится, если ты сложишь все цифры театральной маски? Из каких фигур составлен человечек?»
Физкультминутки, решают сразу несколько задач. Вот некоторые из них.
Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаём.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это - левая рука,
Это - правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это - лева нога,
Это - правая нога,
Ох, наука нелегка!
Эта физкультминутка помогла закрепить пространственные понятия.
Много ль надо нам. ребята.
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них — огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачок.
Физкультминутка сопровождается показом картинки Чудочка-человечка, составленного из геометрических фигур. Дети должны знать, если пришёл в гости Чудачок, значит приветствуют его песенкой-физкультминуткой, а последующая работа будет с геометрическим заданием.
Таким образом каждая игра несёт с собой определённые учебные задачи, не отвлекает от учебного процесса, а наоборот, сосредотачивает внимание детей на определённый вид работы.