В данном мероприятии участвуют команды учащихся из параллели 4-х классов. Во время игры дети должны показать знания по русскому языку и литературному чтению, а также умение работать в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Умники и умницы". 4 класс»
4 класс
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Цель: прививать любовь к родному языку.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.
4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Оборудование: песочные часы, конверты с заданиями, на игровых столах - листочки бумаги, ручки и карандаши,
Учащиеся делятся на 4 команды. Дети выбирают капитана.
Нашу игру будет оценивать компетентное жюри: наши уважаемые учителя.
Как здорово, что все вы здесь сегодня собрались! Вы видите цель, и значит – вам дорога только ввысь! У вас в запасе знания вершины покорять! Вы – умники и умницы. Пришла пора играть!
Проведем небольшую разминку.
- Ответьте на вопросы:
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков в русском языке (6)
Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10)
Деревня, в которую убежал из дома Дядя Федор. (Простоквашино)
В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)
Средство для передвижения у Бабы Яги. (Ступа)
«Умывальников начальник и мочалок командир» (Мойдодыр)
Что за зверь был Рики-Тики-Тави? (Мангуст)
Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска)
А теперь начнем игру.
Выходят командиры, выбирают задание и возвращаются к команде. За правильный ответ дается 1 балл.
Конкурс «Отгадайте загадки». (Максимальное количество баллов -1)
Время – 2 мин.
«В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?» (Рябина)
«Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел.» (Рубашка)
«Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
Но чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
«Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Карта географическая)
Конкурс «Собери пословицы». Если объясните одну пословицу, заработаете дополнительное очко. Максимальное количество баллов – 5)
Время – 2 мин
1)
Всякий человек
на добрые дела.
По одежке встречают,
книга растит человека.
Жизнь дана
в деле познается.
Испокон века
по уму провожают.
Всякий человек в деле познается.
По одежке встречают, по уму провожают.
Жизнь дана на добрые дела.
Испокон века книга растит человека.
2)
Азбука -
лучше большого безделья.
Сам себя губит,
к мудрости ступенька.
Кто скоро помог,
кто других не любит.
Маленькое дело
тот дважды помог.
Азбука - к мудрости ступенька.
Сам себя губит, кто других не любит.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Маленькое дело лучше большого безделья.
3)
Мир строит,
а говори – научусь!
Без труда -
страшно – не узнать.
Не говори – не умею,
а война разрушает.
Не знать – не страшно,
нет плода.
Мир строит, а война разрушает.
Без труда - нет плода.
Не говори – не умею, а говори – научусь!
Не знать – не страшно, страшно – не узнать.
4)
Судят не по словам,
дороже богатства.
Здоровье
ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься -
на другого не кивай.
Всяк свою работу делай,
а по делам.
Судят не по словам, а по делам.
Здоровье дороже богатства.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Конкурс «Шарады»
Суть шарады заключается в отгадывании слова. Для того чтобы это сделать, сначала необходимо отгадать части, из которых она состоит.
Считается, что шарады пришли к нам из античной литературы и были очень популярны в 17-18 веках в салонах. Сейчас шарады превратились в веселую детскую игру на сообразительность.
Приглашаются капитаны. (Максимальное количество баллов – 2). Время – 2 мин
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёй живем.
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено. (Дача-задача)
«Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга)
«Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь через букву И,
На тарелку лягу в праздничные дни». (Порог – пирог)
Несет меня с трудом старик, Но если Ю прибавить вмиг, К нему придет на помощь тот, Кто без труда меня несет. (ноша-юноша)
Конкурс «Фразеологизмы» (Максимальное количество баллов -4)
1)
Как снег на голову
заниматься бесполезным, пустым делом
Буква в букву
забыл.
Толочь воду в ступе
очень точно, буквально (передавать, повторять,запоминать)
Вылетело из головы
неожиданно, вдруг
Как снег на голову – неожиданно, вдруг.
Буква в букву – очень точно, буквально (передавать, повторять, запоминать).
Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным, пустым делом.
Вылетело из головы – забыл.
2)
Водой не разольёшь
очень близко, совсем рядом.
Держать язык за зубами
о крепкой дружбе.
Рукой подать
молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Клевать носом
хотеть спать, засыпать.
Водой не разольёшь - о крепкой дружбе.
Держать язык за зубами - молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Рукой подать - очень близко, совсем рядом.
Клевать носом - хотеть спать, засыпать.
3)
Воды в рот набрал
никогда.
Витать в облаках
молчит ине желает отвечать
После дождичка в четверг
человек невнятно, непонятно говорит.
Каша во рту
мечтать, грезить или фантазировать о чём-либо
Воды в рот набрал - молчит ине желает отвечать.
Витать в облаках - мечтать, грезить или фантазировать о чём-либо.
После дождичка в четверг - никогда.
Каша во рту - человек невнятно, непонятно говорит.
4)
Как две капли воды
дело началось
Лёд тронулся
наоборот.
С ног на голову
похожи, неотличимы
Распускать язык
не следить за своей речью, говорить лишнее.
Как две капли воды - похожи, неотличимы.
Лёд тронулся - дело началось.
С ног на голову - наоборот.
Распускать язык - не следить за своей речью, говорить лишнее.
Конкурс «Сказки» (Максимальное количество баллов-3)
1 блок
«Чья это песенка: «Битый небитого везёт, битый небитого везет»? (Лиса)
Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз Карабас)
Какой породы был пес Артемон? (Пудель)
2 блок
Сказочный персонаж, лезущий вон из шкуры . (Царевна-лягушка)
Какую рыбу пригласил в няньки к глупому мышонку Самуил Яковлевич Маршак? (Щуку)
Самый знаменитый житель Цветочного города (Незнайка)
3 блок
Какой «продукт» был нужен солдату для варки сказочных щей? (Топор)
У какой сказочной героини во лбу горела звезда? (Царевна-лебедь)
Из чего сделан сказочный стойкий солдатик? (Олово)
4 блок
Какой приятель Незнайки носит такое же имя, как и кондитерское изделие? (Пончик)
В какой сказке хитрый обманщик сумел изменить свой голос? («Волк и семеро козлят»)
Профессия отца трех сыновей в сказке «Кот в сапогах» (Мельник)
Конкурс «Узнай стихотворение». Подготовь выразительное чтение отрывка.
Вспомни недостающие слова в четверостишиях. Максимальное количество баллов – 2 + 1 балл (за выразит. чтение)
1 блок
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно ………. (улыбнулась)
*****
2. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне……. (очи он)
2 блок
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, …………. (что оконца)
***
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем ………….. (минутном торжестве)
3 блок
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям ……… (барабанит)
****
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен ………….. (и велик)
4 блок
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый ……….. (терем свой)
****
Весна, весна! Как высоко!
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают ……….. (облака)
Конкурс «Словообразование». Максимальное количество баллов – 1.
Его корень в слове “писать”, приставка в слове“рассказать”,
суффикс вслове“книжка”,окончание в слове“вода”. (Расписка)
Его корень в слове “вязать”, приставка в слове“замолчать”,
суффикс вслове“сказка”,окончание в слове“рыба”.(Завязка)
Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”,
суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”.(Подснежник)
Его корень в слове “молодой”, суффикс в слове “косцы”,
окончание в слове “травы”.(Молодцы)
Это был последний конкурс. Пришла пора подвести итоги нашей игры.
Слово жюри.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2018.