Просмотр содержимого документа
«Игра по литературному чтению "По дорогам сказок"»
Игра по литературному чтению во 2 классе: «По дорогам сказок»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, созданных русским народом и литературными писателями с помощью игры.
Задачи:
развивать умение ориентироваться в мире книг и в знакомом произведении, соблюдать логику в процессе пересказа;
развивать способность обобщать, а также выделять существенные признаки предметов; концентрацию внимания, сообразительность;
развивать творческую деятельность учащихся, способность выбирать правильный ответ из предложенных вариантов;
корректировать умение правильно выстраивать предложения в своём высказывании;
воспитывать любовь к книгам;
расширять представление о народных и литературных сказках.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, загадки, карточки для капитанов.
Подготовительный этап: заранее дети были разделены на две команды, выбраны капитаны, придуманы названия. Каждой команде было дано домашнее задание: инсценировка фрагмента сказки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. Наш урок будет необычный- в виде игры. Но где же находится эта волшебная, таинственная, мудрая страна? (ответы детей)
А она совсем рядом. И добраться туда совсем не трудно. Нужно только на несколько мгновений закрыть глаза. Давайте это сделаем и представим, что мы летим на ковре – самолете далеко–далеко, через моря и реки, горы и леса. Вот наш самолет опускается все ниже и ниже, и наконец мы очутились в сказочной стране.
3. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, а вы верите в сказки, в чудеса?
Почему вам нравиться читать сказки?
4. Ход игры:
1-й тур: «Домашнее задание» - инсценировка фрагмента сказки.
Пока одна команда выступает, другая должна отгадать, что это за сказка и кто её автор. Выступление оценивается по пятибалльной системе. Команда, которая правильно отгадает сказку и автора, получает 2 балла, только автора или только название сказки- 1 балл.
2-й тур: «Внимательный ли ты читатель?»
От каждой команды выходят по одному человеку. Им поочередно читаются отрывки из сказок, а они должны угадать, что это за сказки. Если участник не знает ответа, то отвечает его соперник.
Догадалась Алёнушка, что это за козлёнок. Залилась горькими слезами, села под стожком и заплакала горько, а козлёнок вокруг неё по траве скачет. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Сестра с братом добежали до молочной реки. Видят, близко погоня. Просят они речку: «Речка, матушка, спрячь нас». («Гуси-лебеди»)
Несёт меня лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня! («Кот, петух и лиса»)
Села лисица волку на спину. Он её и повёз. Вот лисица едет на волке и потихоньку поёт: «Битый небитого везёт!» («Лиса и волк»)
- Слышим, слышим- не матушкин голосок. Наша матушка поёт тонким голоском и не так причитает. («Волк и семеро козлят»)
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. («Заяц, лиса и петух»)
3-й тур: «Сказочные средства передвижения».
Приглашаются по 1 участнику от каждой команды. За 2 минуты они должны написать все известные сказочные средства передвижения. Сколько напишут, столько баллов и получают.
4-й тур: «Наш герой».
Одна команда показывает костюм сказочного героя, а их соперники должны отгадать из какой он сказки и кто её автор.
5-й тур: «Загадки».
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена...(крокодил).
Он и весел, и не злобен,
Это милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка- праздник,
И на мёд особый вкус,
Это плюшевый проказник
Медвежонок...(Винни Пух).
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки. («Маша и медведь»)
В этой книжке именины,
Много было там гостей,
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха-цокотуха»)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила.
Но беда пришла внезапно,
Этот дом сгорел дотла. («Кошкин дом»)
Фруктово-огородная страна
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой- мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чипполино)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался...(Колобок).
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган...
Как зовётся эта книжка? («Золотой ключик»)
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
Каждая правильная отгадка приносит команде 1 балл.
6-й тур: «Знаешь ли ты писателей?»
Выходят по одному участнику от каждой команды. На столе лежат иллюстрации к сказкам. На иллюстрациях написаны названия сказок, но нет авторов. За 1 минуту должны отобрать иллюстрации тех сказок, авторов которых знают. Сколько иллюстраций отберет участник, столько баллов и получает команда.
7-й тур: «Конкурс капитанов».
Капитаны получают по карточке с заданием отгадать предмет, которому дано 3 объяснения. Это задание оценивается в 5 баллов. Если капитан не может справиться с заданием, то команда имеет право ему помочь. Тогда она получает 3 балла.
1-я карточка
Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.
Приходятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».
Могут быть скороходами. (Сапоги)
2-я карточка
Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.
Оказалось не под силу взрослым, умудрённым жизненным опытом людям, а маленький грызун справился с ним довольно успешно.
Является одним из символов православного праздника. (Яйцо)
5. Итог урока-игры.
- Давайте подведем итоги и определим какая команда набрала наибольшее количество баллов.
Мы сегодня вспомнили различные сказки и сказочных героев. Совершили увлекательное путешествие в волшебный мир, в котором самые высокие горы, самые глубокие моря, самые дремучие леса, и там добро всегда побеждает зло.