Литературное чтение
«По дорогам новых сказок».
Цель: распространение опыта учителя на уроках литературного чтения по работе со сказками
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность;
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой;
3. Развивать духовно-нравственные качества;
4. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.
Мне хотелось поделиться опытом и рассказать о методах обучения на уроках литературного чтения. ( 1 слайд )
Работаю по программе 21 века и считаю, что основной задачей урока чтения является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. ( 2 слайд )
При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного чтения, направленность которого выражается, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе воспроизведения прочитанного, либо в создании своей творческой работы.
На уроках чтения я стараюсь провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира.
Не только создаю “зону ближайшего развития” ребенка, но и позволяю ребёнку удовлетворить свои интересы в литературном творчестве.
( 3 слайд ) Развитие творческих способностей при работе с художественными текстами у детей младшего школьного возраста – проблема, которая стала для меня предметом серьезного изучения психологии младших школьников. Я считаю, что работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, из трех качеств. ( 4 слайд )Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.
Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов, инсценирование, составление рассказа о герое, сочинение сказки.
( 5 слайд ) Мониторинг эффективности работы по применению метода творческого и объяснительного чтения и анализа различных подходов позволили мне выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения:
- высокий уровень интереса к урокам литературного чтения;
- способность к фантазированию, воображению, моделированию;
- способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества;
- проявление самостоятельности в работе.
( 6 слайд )Высокий уровень 5 (14%) 6 (21%)
Средний уровень 14 (50%) 15 (54%)
Низкий уровень 10 (36%) 7 (25%)
Рост показателей высокого и среднего уровня составил от 4% до 7%.
Вашему вниманию будет представлен мой опыт работы по литературному чтению – сочинение сказок.
( 7 слайд )Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту.
- У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше?
Мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.
Я хочу пригласить всех в мир сказки, волшебства и творчества.
- Вы знаете много сказок.
- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?
- Какой это будет вид сказок? (авторский)
- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.
Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.
( 8 слайд )Вспомним сказку “Гуси- лебеди”.
- ( 9 слайд )Кто был основным действующим персонажем?
- Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”.
- Много сказок начинается с этого действия.
- Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
- А что же дети? Нарушение запрета
- Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.
- Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,
- Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
- Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
- Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
- возвращение героя,
- счастливый конец).
Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.
Итак, сейчас ваша группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.
( 10 слайд )Вы сочините сказку про Колобка. Герой вам знаком, но сказка будет новой.
Это будет уже, какая сказка? (авторская)
Начало сказки послушайте:
( 11слайд )Давным-давно в дремучем лесу жил маленький и очень добрый ёжик. Но был он очень-очень колючий и с ним никто не хотел играть. Родители поэтому ему запрещали ходить в лес. (Запрет)
И от этого ему было грустно. Один - одинешенька, ходил и тихонька вздыхал: “Ах!” да “Ох!”. Ведь больше всего на свете он хотел иметь много друзей. Однажды родители пошли в лес за грибами. (Отлучка)
А ёжик не послушался родителей и ушёл из дома. (Нарушение запрета)
В лесу он встретил волшебную ворону, и рассказал ей про своё горе. Ворона была и в самом деле волшебной, пожалела она ёжика и решила ему помочь.
- Я помогу тебе избавиться от этих иголок - сказала она.
Ворона взлетела на самое высокое дерево, и прокричала на весь лес: “Каррр!”
И иголки исчезли. Обрадовался ёжик, поблагодарил ворону, и скорее побежал на полянку, где весело играли зверюшки. (Волшебные дары)
Теперь они и его брали в свои игры, ведь ёжик был совсем не колючий.
Развеселились зверюшки в лесу, они играли в салки, жмурки, в прятки и не заметили, как из леса появился серый голодный волк, зубами щёлк да щёлк.
“Ха-ха-ха! Ага, попались!” – обрадовался волк – “Сейчас я вас всех съем!”
Испугались белочки да зайчики, задрожали от страха их хвостики.
И тут ёжик подумал: “Если бы были у меня мои иголки, показал бы я этому волку!”
А ворона сидела на дереве и всё видела. Покричала она своё волшебное: “Карр!”, и у ёжика снова появились иголки. Свернулся наш смелый ёжик в комочек и подкатился к волчьим лапам. Да так больно исколол серого разбойника, что тот завыл от боли и убежал обратно в лес. И больше никогда уже не возвращался.(Враг побеждён)
Стали зверушки благодарить ёжика – “Спасибо ёжик, ты настоящий друг. Твои колючие иголки спасли нас от беды”. Ёжик вернулся домой. Родители очень обрадовались. (Возвращение героя)
И с тех пор не запрещали ходить ему в лес. Там у него появилось очень много друзей.
( 12слайд ) Рефлексия