kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Языковая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

языковая грамотность для учащихся начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Языковая грамотность"»

Министерство образования Ставропольского края

Комитет образования администрации Шпаковского муниципального округа

МБОУ СОШ №5

















Выступление на МО учителей начальных классов Шпаковского муниципального округа по теме «Языковая грамотность как предметный компонент функциональной грамотности в НОО. Предметные результаты по русскому языку по годам обучения»











Подготовила:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

Никифорова Валентина Юрьевна









Михайловск 2023

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд1. Тема моего выступления «Языковая грамотность как предметный компонент функциональной грамотности в НОО. Предметные результаты по русскому языку по годам обучения.»

Слайд 2. 1. Понятие языковой грамотности. Сущностные характеристики языковой грамотности как компонента функциональной грамотности младшего школьника.

Русский язык в образовании младшего школьника занимает важное место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он при этом продолжает оставаться средством общения и обучения и обладает значительным ресурсом воспитания личности школьника и формирования его гражданской идентичности.

Слайд 3. Специфика русского языка в школе состоит в том, что предметный курс с его направленностью на овладение научными основами языка изучается учащимися в основном как его носителями: дети параллельно пользуются языком не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее

Слайд 4. Направленность курса русского языка на формирование языковой грамотности младшего школьника подразумевает активное включение в урок практико-ориентированных заданий, при выполнении которых учащиеся актуализируют получаемые теоретические сведения о системе языка. Отметим, что с точки зрения функционального подхода овладение языковой грамотностью означает развитие способности использовать полученные знания в решении конкретных задач в разных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.

Слайд 5. 2. Показатели сформированности языковой грамотности у обучающихся как планируемые результаты освоения курса русского языка в начальной школе

Важно обратить внимание на составляющие, которые обеспечивают сформированность языковой функциональной грамотности

Слайд 6. Что же подразумевают, употребляя понятие «Языковая функциональная грамотность» применительно к уровню начального общего образования? По определению того же автора, языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих ряд аспектов.

Слайд 7. 3. Формирование компонентов языковой грамотности на уровне начального общего образования: методические подходы.

Важным подходом к формированию языковой функциональной грамотности является лингводидактический подход

Слайд 8. Специфика его применения при обучении младших школьников русскому языку раскрывается в следующих позициях:

– обучение направлено на формирование практических умений и навыков;

– обучение языку осуществляется на основе интеграции с другими учебными дисциплинами;

– происходит усвоение языка не только как средства коммуникации, но и как средства получения информации;

– расширение индивидуальной картины мира обучаемого осуществляется за счет приобщения к языковой картине мира, отраженной в родном языке;

– осознание обучаемым своей этнокультурной идентификации происходит одновременно с осознанием себя как субъекта поликультурного пространства.

Слайд 9. Одним из средств реализации указанного подхода и принципиальным положением методики языкового образования младших школьников является проблемное обучение, при котором деятельность учащихся организуется на основе самостоятельного поиска и открытия знаний. Проблемная ситуация на уроке может предъявляться в виде конкретной учебной проблемы, установки на поиск решения, выражения решения, актуализации результата.

Слайд 10. Использование проблемного обучения при языковом образовании дает возможность:

а) научить младших школьников мыслить логично, доказательно;

б) формировать точные языковые знания, так как теоретический материал, изучаемый на уроках русского языка, основан на терминах и понятиях, без усвоения которых невозможно формирование функционально грамотной личности;

в) формировать способы действий, необходимые для решения учебной задачи;

г) формировать элементарные навыки и интерес к поисковой деятельности;

д) воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя уверенность в своих силах.

Слайд 11. 4.Примеры упражнений, направленных на развитие языковой функциональной грамотности младших школьников

Все упражнения, направленные на развитие языковой функциональной грамотности, целесообразно разделить на три группы в зависимости от того, на формирование какой составляющей рассматриваемого понятия направлено упражнение.

Слайд 12. 1 группа – упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру

1. Упражнения, развивающие чуткость и внимание к языку

Можно предложить рассмотреть рисунки и сравнить пары слов (первая иллюстрация): кисть – кисть, лук – лук, кран – кран. Еще раз обратим внимание учеников, что это разные слова и каждое слово в паре имеет свое собственное значение. Так систематически предлагаются специальные упражнения на определение многозначности слова.

Слайд 13. 2. Упражнения, направленные на развитие мотивации к совершенствование собственной языковой культуры

Интересное задание, направленное еще и на логику языка, а не только на пунктуационные умения:

Слайд 14. 2 группа – упражнения для построения содержательных конструктов

Любое устное и письменное высказывание возникает в определенной речевой ситуации, в которой у каждого участника есть своя позиция. В соответствии с ролью ученика, которую он берет на себя при выполнении того или иного задания, упражнения делятся на три группы:

– упражнения-наблюдения, в которых учащийся является наблюдателем речевой ситуации и анализирует адекватность выбора языковых средств;

упражнения-исследования, в которых ребенок является непосредственным участником заданной речевой ситуации и производит выбор языковых средств;

упражнения-сочинения, в которых учащемуся предлагается самому создать речевую ситуацию, самостоятельно сконструировать устное и/или письменное высказывание.

Слайд 15. 3 группа – упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка

Первая группа упражнений направлены на выявление и анализ языковой ситуации.

Цель задания – проверить, верно ли определены признаки имен существительных в словосочетаниях.

Слайд 16. Предметные результаты по русскому языку по годам обучения

К концу 1 класса ребенок научится:

различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

вычленять звуки из слова;

различать ударные и безударные гласные звуки;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

К концу 2 класса ребенок научится:

осознавать язык как основное средство общения;

находить однокоренные слова;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать

изученные понятия в процессе решения учебных задач.



К концу 3 класса ребенок научится:

объяснять значение русского языка как государственного языка Российской

Федерации;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове

по заданным параметрам;

производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами;

без транскрибирования);

К концу 4 класса ребенок научится:

объяснять роль языка как основного средства общения;

объяснять роль русского языка как государственного языка Российской

Федерации и языка межнационального общения;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей

культуры человека;

Спасибо за внимание!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Языковая грамотность"

Автор: Никифорова Валентина Юрьевна

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_iazykovoi_funktsionalnoi_gramotnosti_obuchaiushchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "617977"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1669049672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства