Просмотр содержимого документа
«"Языковая грамотность"»
Министерство образования Ставропольского края
Комитет образования администрации Шпаковского муниципального округа
МБОУ СОШ №5
Выступление на МО учителей начальных классов Шпаковского муниципального округа по теме «Языковая грамотность как предметный компонент функциональной грамотности в НОО. Предметные результаты по русскому языку по годам обучения»
Подготовила:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5
Никифорова Валентина Юрьевна
Михайловск 2023
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд1. Тема моего выступления «Языковая грамотность как предметный компонент функциональной грамотности в НОО. Предметные результаты по русскому языку по годам обучения.»
Слайд 2.1. Понятие языковой грамотности. Сущностные характеристики языковой грамотности как компонента функциональной грамотности младшего школьника.
Русский язык в образовании младшего школьника занимает важное место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он при этом продолжает оставаться средством общения и обучения и обладает значительным ресурсом воспитания личности школьника и формирования его гражданской идентичности.
Слайд 3. Специфика русского языка в школе состоит в том, что предметный курс с его направленностью на овладение научными основами языка изучается учащимися в основном как его носителями: дети параллельно пользуются языком не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее
Слайд 4. Направленность курса русского языка на формирование языковой грамотности младшего школьника подразумевает активное включение в урок практико-ориентированных заданий, при выполнении которых учащиеся актуализируют получаемые теоретические сведения о системе языка. Отметим, что с точки зрения функционального подхода овладение языковой грамотностью означает развитие способности использовать полученные знания в решении конкретных задач в разных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Слайд 5.2. Показатели сформированности языковой грамотности у обучающихся как планируемые результаты освоения курса русского языка в начальной школе
Важно обратить внимание на составляющие, которые обеспечивают сформированность языковой функциональной грамотности
Слайд 6. Что же подразумевают, употребляя понятие «Языковая функциональная грамотность» применительно к уровню начального общего образования? По определению того же автора, языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих ряд аспектов.
Слайд 7. 3. Формирование компонентов языковой грамотности на уровне начального общего образования: методические подходы.
Важным подходом к формированию языковой функциональной грамотности является лингводидактический подход
Слайд 8. Специфика его применения при обучении младших школьников русскому языку раскрывается в следующих позициях:
– обучение направлено на формирование практических умений и навыков;
– обучение языку осуществляется на основе интеграции с другими учебными дисциплинами;
– происходит усвоение языка не только как средства коммуникации, но и как средства получения информации;
– расширение индивидуальной картины мира обучаемого осуществляется за счет приобщения к языковой картине мира, отраженной в родном языке;
– осознание обучаемым своей этнокультурной идентификации происходит одновременно с осознанием себя как субъекта поликультурного пространства.
Слайд 9. Одним из средств реализации указанного подхода и принципиальным положением методики языкового образования младших школьников является проблемное обучение, при котором деятельность учащихся организуется на основе самостоятельного поиска и открытия знаний. Проблемная ситуация на уроке может предъявляться в виде конкретной учебной проблемы, установки на поиск решения, выражения решения, актуализации результата.
Слайд 10. Использование проблемного обучения при языковом образовании дает возможность:
б) формировать точные языковые знания, так как теоретический материал, изучаемый на уроках русского языка, основан на терминах и понятиях, без усвоения которых невозможно формирование функционально грамотной личности;
в) формировать способы действий, необходимые для решения учебной задачи;
г) формировать элементарные навыки и интерес к поисковой деятельности;
д) воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя уверенность в своих силах.
Слайд 11. 4.Примеры упражнений, направленных на развитие языковой функциональной грамотности младших школьников
Все упражнения, направленные на развитие языковой функциональной грамотности, целесообразно разделить на три группы в зависимости от того, на формирование какой составляющей рассматриваемого понятия направлено упражнение.
Слайд 12.1 группа – упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру
1. Упражнения, развивающие чуткость и внимание кязыку
Можно предложить рассмотреть рисунки и сравнить пары слов (первая иллюстрация):кисть – кисть, лук – лук, кран – кран. Еще раз обратим внимание учеников, что это разные слова и каждое слово в паре имеет свое собственное значение. Так систематически предлагаются специальные упражнения на определение многозначности слова.
Слайд 13.2. Упражнения, направленные на развитие мотивации к совершенствование собственной языковой культуры
Интересное задание, направленное еще и на логику языка, а не только на пунктуационные умения:
Слайд 14.2 группа – упражнения для построения содержательных конструктов
Любое устное и письменное высказывание возникает в определенной речевой ситуации, в которой у каждого участника есть своя позиция. В соответствии с ролью ученика, которую он берет на себя при выполнении того или иного задания, упражнения делятся на три группы:
– упражнения-наблюдения, в которых учащийся является наблюдателем речевой ситуации и анализирует адекватность выбора языковых средств;
– упражнения-исследования, в которых ребенок является непосредственным участником заданной речевой ситуации и производит выбор языковых средств;
– упражнения-сочинения, в которых учащемуся предлагается самому создать речевую ситуацию, самостоятельно сконструировать устное и/или письменное высказывание.
Слайд 15.3 группа – упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка
Первая группа упражнений направлены на выявление и анализ языковой ситуации.
Цель задания – проверить, верно ли определены признаки имен существительных в словосочетаниях.
Слайд 16.Предметные результаты по русскому языку по годам обучения
К концу 1 класса ребенок научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать ударные и безударные гласные звуки;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
К концу 2 класса ребенок научится:
осознавать язык как основное средство общения;
находить однокоренные слова;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.
К концу 3 класса ребенок научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове
по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами;
без транскрибирования);
К концу 4 класса ребенок научится:
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей