Просмотр содержимого документа
««Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5» Г. СМОЛЕНСКА
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
(3 класс)
Учитель начальных классов:
Новикова Галина Васильевна
Смоленск, 2018
Тема. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Цели:
закрепить знаний по сохранению и укреплению здоровья;
вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма;
формировать навыки здорового образа жизни;
познакомить с правилами закаливания.
Оборудование:
фонограмма песни «Если хочешь быть здоров…»,
слова-карточки с пословицами,
плакат с девизом,
плакаты по правилам закаливания,
презентация «Правила закаливания»,
компьютер, проектор, экран.
Ход занятия
1. - Здравствуйте, ребята!
-Задумывались ли вы, что означает такое привычное слово «здравствуйте»?
На какое слово оно похоже?
- Действительно, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. В слове «здравствуйте» много звонких согласных звуков, которые дают нам заряд бодрости. И когда мы говорим друг другу «здравствуйте», то сразу чувствуем себя лучше и настроение поднимается. Давайте проверим. Поздоровайтесь друг с другом.
2. - Вы уже наверное догадались, что сегодня мы будем говорить о здоровье. И тема нашего занятия: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
- А, как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
- Понять это нам поможет старинная легенда:
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека. Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать – куда его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы.
А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самом человеке». Так и живёт с давних пор человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Возможно, поэтому говорят: « Здоровье не купишь – его разум дарит».
3. –Что же такое здоровье? (ответы детей)
- Здоровье – это хорошее физическое состояние, хорошее самочувствие, хорошее настроение. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о здоровье и здоровых привычках.
Каждый твердо должен знать – здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться, ну и спортом заниматься.
Руки мыть перед едой, зубы чистить, закаляться –
И всегда дружить с водой.
В мире нет рецепта лучше: будь со спортом неразлучен,
Проживешь ты до 100 лет - вот тебе и весь секрет
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомни: ведь здоровье в магазине не купить.
4. Игра «Собери пословицы» (работа в группах)
- Составить из рассыпанных слов-карточек пословицы, объяснить их смысл.
“Здоровый человек-богатый человек”
“Здоровьем слаб, так и духом не герой”
“Чистым жить – здоровым быть”
“В здоровом теле – здоровый дух”
“Здоровье – дороже золота”.
5. - Какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы сохранить свое здоровье?
6. – Вы всё сказали правильно, но забыли о том, что помогает предотвратить многие заболевания (закаливание). Сегодня мы и поговорим об этом.
- А что такое закаливание нам поможет понять одна история (инсценировка):
«В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.
- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.
- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.
- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.
- Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик».
- Как вы понимаете ответ старика? Объясните...
При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, далее к таким, как возбудители инфекционных заболеваний. Это достигается закаливающими процедурами. Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням.
- Как можно закаляться, вы узнаете, разгадав загадки:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все…(солнце)
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем. (воздух)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
- При помощи солнца, воды и воздуха человек укрепляет своё здоровье, поэтому и девиз нашего занятия звучит так:
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
Занимайся физкультурой,
Будешь ты здоров всегда!
- Свежий воздух – основа закаливания. Он повышает настроение и иммунитет, улучшает сон и аппетит. Пребывание на свежем воздухе улучшает самочувствие человека, вызывает чувство бодрости, свежести.
Воздух - свежий, чистый - полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время походов, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайтесь во время воздушных ванн побольше двигаться. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом. В осеннее время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу речки, парку. Длина маршрута - до 1 км. Можно принимать воздушные ванны в домашних условиях, понизив температуру до +18°; +20°.
- Солнце – источник энергии и силы. Мы все получаем энергию и силу от солнца. Если солнце не светит 1-2 дня из-за плохой погоды, наши жизненные силы падают, а настроение ухудшается. Лучи солнца приносят нам здоровье.
Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев 3 - 4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2 - 3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надень на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.
- Водное закаливание бодрит организм, мы быстрее переходим в активное состояние. Водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание (фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»..
Сначала следует приготовить воду. Температура воды должна быть 32 - 33 °С, ее можно измерить градусником.
Нужно намочить в этой воде полотенце и обтереть им грудь, руки, живот, спину... Быстро-быстро. А потом растереться докрасна сухим полотенцем.
Теперь мокрым полотенцем обтереть ноги. И обтереть опять сухим.
Каждый следующий день температура воды должна уменьшаться на один градус.
- Послушайте рассказ о том, как проводит своё утро девочка Катя:
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течёт водица-
Я хочу умыться.
Посильнее кран открыла
И взяла кусочек мыла,
Пышно пена поднялась
Смыла с рук и пыль и грязь.
Чищу зубы пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щёткой действую умело,
Зубы будут очень белы!
- А кто сегодня не забыл умыться и почистить зубы?
- Расскажите, как проходит ваше утро.
- А как вы думаете, эти процедуры закаливают наш организм?
- Существуют три основных правила закаливания (презентация).
Правило 1. Если хочешь быть здоровым,
Прогони подальше лень
Если начал закаляться,
Закаляйся каждый день.
- Как вы понимаете это правило?
(Закаливание должно быть ежедневным, постоянным. Делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков).
Правило 2. Вышел сразу на мороз –
Весь до косточек промёрз.
Закаляйся постепенно.
Это для здоровья ценно.
- Как это понять? Закаливание должно быть постепенным, лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку при комнатной температуре(15-20 мин.). Если на коже появились «пупырышки», надо сразу одеться.
Правило 3. Если закаляться - в радость,
Вам простуда – не подружка.
Вы здоровье берегите.
Это, дети, не игрушка.
- Закаливание должно быть приятным. Нельзя мёрзнуть на морозе, загорать до ожогов, купаться до «гусиной кожи». Всё хорошо в меру.
7. Итог занятия.
- Вспомните тему нашего занятия («Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»).
Главное слово - “Здоровье”.
Попробуем на каждую букву этого слова придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
( запись на доске: З - здоровье, зарядка, закаливание,
Д - диета, душ, диетолог,
О- отдых
Р - режим, расческа, ракетка, рюкзачок
В - вода, воздух, витамины, врач
Е– еда)
- А теперь проведём игру «Это я, это я, это все мои друзья».
Вы, ребята, не зевайте. хором дружно отвечайте:
Кто же хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? ***
Кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку? **
Ну а кто начнет обед с колы, пиццы и конфет? ***
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? ***
Кто мороза не боится, на коньках летит как птица? ***
Кто не любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? ***
Кто поел и чистит зубки ежедневно, дважды в сутки? ***
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей? ****
Кто из вас, друзья, готов, жизнь прожить без докторов?***
- Молодцы! Надеюсь, вы сегодня узнали много нового о том, как сохранить своё здоровье.