Данное занятие соответствует основоролагающим принципам гуманизации и демократизации современной школы.В его содержание включено:1.ознакомление с правовыми документами;2.изучение основных прав "Конвенция о правах ребёнка";3.практические и игровые упражнения;4.работа над созданием проекта.
Вся работа направлена на самоопределение ребят в школьной жизни: через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.
На занятии применяются разнообразные методы и приёмы:
- метод диалогического изложения;
- проблемный метод;
- игровой метод;
- метод проектов;
- психотренинг;
- метод релаксации;
- приёмы критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приведите примеры справедливости и несправедливости из своей жизни. (дети отвечают)
Слайд 5
Справедливость есть моральная и правовая: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых- законами.
А что значит быть справедливым, например, к своим одноклассникам? (это значит проявлять свои достоинства, не мешая окружающим проявлять их достоинства)
После обсуждения ребята выводят правило.
Правило: не мешайте другим и не давайте мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Физминутка
Работа в группах
Слайд 6
Прочитайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк:
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал- это слово навеки, гранит,
Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.
(высказывания ребят по группам)
Знакомство с правовыми документами
Слайд 7
Посмотрите на фото. Все вы разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе- часть общества в котором живёте, поэтому у вас одинаковые права.
Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (дети отвечают)
Слайд 8
На слайде вы видите 2 правовых документа. Назовите их.
«Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребёнка в любой стране. В каждой стране эти права закрепляются основным законом.
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Они записаны в Конституции РФ.
Ознакомление с основными правами Конвенции
Во втором классе мы говорили о правах детей. Вспомните и назовите некоторые права ребёнка.
(дети отвечают)
А теперь посмотрите на экран.
Слайд 9
На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:
1. Право на жизнь.
2. Право на имя при рождении.
3.Право на медицинскую помощь.
4. Право на образование.
5.Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.
6.Право на заботу и воспитание родителями.
7.Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.
Поднимите руки, кто пользуется этими правами?
Работа в группах. Практическая работа.
Люди на Земле появились давно, а вместе с ними появились и главные вопросы…(Каждая группа получает карточку с заданием)
1 группа: Что люди могут делать и чего не могут?
2 группа: Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3 группа: На что они имеют право и на что не имеют?
( Отчёт по группам. После обсуждения ребята приходя т к выводу.)
Вывод: К сожалению, в жизни тоже бывают такие ситуации. Человек, нарушая права другого, забывает свои обязанности. Надо быть внимательными и осторожными с окружающими, потому что каждому праву соответствует обязанность, об этом не надо забывать.
Физминутка для глаз
Ребята, а как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)
Какие обязанности школьника можете назвать? ( называют)
Посмотрите на экран Слайд 12Скажите все ли обязанности мы назвали?
Ученики обязаны:
Соблюдать устав школы;
Добросовестно учиться;
Бережно относиться к школьному имуществу;
Соблюдать правила поведения учащихся;
Уважать права других.
Говорили об обязанностях, а вернулись к правам.
Вывод: Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Рефлексия
Что для себя нового открыли сегодня? Слайд 15
Продолжите фразы. (ребята называют правовые документы, основные права ребёнка, их значимость, обязанности гражданина и ученика)
Какой вывод можем сделать?
Слайд 16
Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах, но и в любом из нас. Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства.
Дома: создать проект «Кодекс класса» (на листах, где вы делали практическую работу на обратной стороне – задание)
Слайд 17 – 18
Я - человек. Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей,
И все должны мы понимать друг друга,
Ведь в этом состоит общественного жития наука.
Я – человек. И ты. И он ведь человек.
Давайте в мире пониманья жить вовек.
Анализ занятия
В современной России, вставшей на путь построения правового государства, образование и воспитание в духе соблюдения и уважения прав и свобод актуально.
Цель данного занятия: создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.
Задачи:
познакомить ребят с правовыми документами.
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников.
Организовать работу, направленную на самоопределение ребят в школьной жизни(через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь)
Развивать коммуникативные компетенции, творческие способности обучающихся.
Занятие комбинированного типа, с применением ИКТ.
Этапы занятия выдержаны:
1.Оргмомент (мотивирование к активной работе).
2.Открытие нового знания.
3.Работа в группах
4.Знакомство с правовыми документами.
5.Творческая работа.
6. Рефлексия.
На занятии я применила разнообразные методы и приёмы:
Метод диалогического изложения
Проблемный метод
Игровой метод
Метод проектов
Метод релаксации
Использование данных методов способствовало оптимальному переходу от объяснительно-проблемного уровня понимания к обобщающему и оценочному уровню.
С целью сохранения здоровья и предотвращения переутомления детей периоды интенсивной работы чередовались с расслаблением, использовались различные формы и методы работы. Применение ИКТ позволило выделить основные аспекты учебного содержания и последовательность его изложения.
Отбор содержания материала, форм и методов деятельности осуществляла с учётом возрастных особенностей младших школьников. Всё это помогло мне достичь целей, которые мы ставили вначале занятия.