kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов. Проектная практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его лежит исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности»



Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности

Термин «Универсальные учебные действия» - это умение учится, способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность. К основным видам УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно отнести: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Сейчас процесс обучения это поиск, дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные учебные действия.

Мне, как учителю начальных классов, важно смоделировать такой образовательный процесс в начальной школе, который явился одним из условий успешного и результативного развития школьника. Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов.

Проектная практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его лежит исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Основные этапы выполнения проектных работ учащихся:

- Мотивация;

- Выбор направлений исследований;

- Постановка задачи;

- Фиксация и предварительная обработка данных;

- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

- Оформление результатов работы;

- Грамотное представление исследовательской работы;

Специфика проектной деятельности школьников заключается в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.

Методы организации проектной деятельности школьников:

- Изучение научной литературы и обобщение полученной информации;

- Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;

- Анкетирование, тестирование, интервьюирование;

- Наблюдение;

- Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно-функциональный и др. виды анализа;

- Прогностические методы.

Работа по организации проектирования младших школьников требует от педагога немалых усилий.

1 лесенка творчества: «Сочинения». Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.

Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделены 2 основные группы тем:

- репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).

- Творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутрипредметный перенос знаний; и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).

Необходимо помнить четыре обязательных условия написания сочинений:

  1. Предоставить свою работу перед аудиторией – чтение перед классом.

  2. Обсудить с детьми написанные сочинения.

  3. Обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.

  4. По итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.

2 лесенка творчества: «Творческие задания». Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:

- Иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.

- Серия рисунков к одному тексту.

- Портрет героя.

- Характеристика героя.

- Составление писем и телеграмм от имени героев.

- Реклама.

- Пишем, подражая автору.

- Рассказы по наклейке.

- Конкурс «Кто прочитает оригинально».

- Книжки-малютки и.т.д

Здесь необходима защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.

3 лесенка творчества: «Праздники читательских удовольствий». На таких уроках дети по разным темам выучивают стихи, находят сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учатся сочинять сказки, стихи, рассказы.

Цель этих праздников:

- Развитие умения выразительного чтения;

- Раскрытие творческого потенциала школьников;

- Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;

- Развитие коммуникативных навыков.

4 лесенка творчества: «Моя родословная» - совместные проекты с родителями. Положительные стороны этой работы:

- Изучение и знание своих родовых корней;

- Совместная поисковая деятельность с родителями;

- Развитие правильного самосознания, понимания своего Я;

- Развитие чувства ответственности за свою родословную.

Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.

5 лесенка творчества: «Проекты внеклассных мероприятий»

6 лесенка творчества: «Защита проектов». Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа. Задачи включения учащихся в научно-исследовательской работе:

- Обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;

- Вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.

Проекты в 1 классе имеют форму выступления по сочинению. Учащиеся выслушивают каждого выступающего и делятся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – ознакомление с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Для проведения тренировочных занятий изготавливаются карточки с символическим изображением методов исследования: «подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», «понаблюдать», «посмотреть в других источниах».

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

2 этап – по полученным картам каждая группа приступает к своим обязанностям.

3 этап – прослушивание каждой группы.

4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.

5 этап – рефлексия – что мы должны делать дальше?

6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и.т.д

В 4 классе начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

В результате проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащиеся защищали свои проекты, участвуя в научно-практических конференциях и достигли хорошие результаты.

Учебный год

Фамилия, имя

Тема

Уровень

Результат

2010-2011

Слепцов Саша

Молочные продукты

Районная НПК «Шаг в будущее»

1 место


Слепцов Саша

Молочные продукты

Региональная НПК «Петровские чтения»

3 место


Егорова Лия

Конский волос

Районная НПК «Шаг в будущее»

2 место


Егорова Лия

Конский волос

Региональная НПК «Петровские чтения»

3 место

2013-2014

Конкоев Алишер

Кока-кола: вред или польза?

Районная НПК «Шаг в будущее»

Лауреат


Конкоев Алишер

Кока-кола: вред или польза?

Региональная НПК «Петровские чтения»

1 место

2015-2016

Конкоев Алишер

Какую воду мы пьем?

Районная НПК «Шаг в будущее»

Лауреат


Свинобоева Моника

Чтение – вот лучшее учение

Районная НПК «Шаг в будущее»

Лауреат



Анализируя результативность работы в технологии проектирования, можно сделать такие выводы:

- усвоение алгоритма проектирования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- расширяется кругозор школьников в предметных областях;

- учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, дается импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- формируются социальный опыт в труде и общении;

- развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования;

- учителю дается возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся.

Таким образом, использование проектной деятельности является условием для всестороннего развития личности учащихся. Исследуя и экспериментируя, ученик получает неоценимый опыт, а также появляется потребность узнавать новое.

Использованная литература:

  1. Ивочкина Т, Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. № 3

  2. Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград, 2010.

  3. Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 учебного года






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Степанова Екатерина Прокопьевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniieuniviersalnykhuchiebnykhdieistviivurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "277743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452961474"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства