Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов. Проектная практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его лежит исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности»
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе проектной деятельности
Термин «Универсальные учебные действия» - это умение учится, способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность. К основным видам УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно отнести: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Сейчас процесс обучения это поиск, дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные учебные действия.
Мне, как учителю начальных классов, важно смоделировать такой образовательный процесс в начальной школе, который явился одним из условий успешного и результативного развития школьника. Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов.
Проектная практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его лежит исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения проектных работ учащихся:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы;
Специфика проектной деятельности школьников заключается в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.
Методы организации проектной деятельности школьников:
- Изучение научной литературы и обобщение полученной информации;
- Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;
- Анкетирование, тестирование, интервьюирование;
- Наблюдение;
- Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно-функциональный и др. виды анализа;
- Прогностические методы.
Работа по организации проектирования младших школьников требует от педагога немалых усилий.
1 лесенка творчества: «Сочинения». Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.
Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделены 2 основные группы тем:
- Творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутрипредметный перенос знаний; и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).
Необходимо помнить четыре обязательных условия написания сочинений:
Предоставить свою работу перед аудиторией – чтение перед классом.
Обсудить с детьми написанные сочинения.
Обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.
По итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.
2 лесенка творчества: «Творческие задания». Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:
- Иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.
- Серия рисунков к одному тексту.
- Портрет героя.
- Характеристика героя.
- Составление писем и телеграмм от имени героев.
- Реклама.
- Пишем, подражая автору.
- Рассказы по наклейке.
- Конкурс «Кто прочитает оригинально».
- Книжки-малютки и.т.д
Здесь необходима защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.
3 лесенка творчества: «Праздники читательских удовольствий». На таких уроках дети по разным темам выучивают стихи, находят сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учатся сочинять сказки, стихи, рассказы.
Цель этих праздников:
- Развитие умения выразительного чтения;
- Раскрытие творческого потенциала школьников;
- Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;
- Развитие коммуникативных навыков.
4 лесенка творчества: «Моя родословная» - совместные проекты с родителями. Положительные стороны этой работы:
- Изучение и знание своих родовых корней;
- Совместная поисковая деятельность с родителями;
- Развитие правильного самосознания, понимания своего Я;
- Развитие чувства ответственности за свою родословную.
Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.
6 лесенка творчества: «Защита проектов». Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа. Задачи включения учащихся в научно-исследовательской работе:
- Обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;
- Вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.
Проекты в 1 классе имеют форму выступления по сочинению. Учащиеся выслушивают каждого выступающего и делятся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.
Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.
В 3 классе – ознакомление с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Для проведения тренировочных занятий изготавливаются карточки с символическим изображением методов исследования: «подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», «понаблюдать», «посмотреть в других источниах».
На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.
2 этап – по полученным картам каждая группа приступает к своим обязанностям.
3 этап – прослушивание каждой группы.
4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
5 этап – рефлексия – что мы должны делать дальше?
6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и.т.д
В 4 классе начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
В результате проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащиеся защищали свои проекты, участвуя в научно-практических конференциях и достигли хорошие результаты.
Учебный год
Фамилия, имя
Тема
Уровень
Результат
2010-2011
Слепцов Саша
Молочные продукты
Районная НПК «Шаг в будущее»
1 место
Слепцов Саша
Молочные продукты
Региональная НПК «Петровские чтения»
3 место
Егорова Лия
Конский волос
Районная НПК «Шаг в будущее»
2 место
Егорова Лия
Конский волос
Региональная НПК «Петровские чтения»
3 место
2013-2014
Конкоев Алишер
Кока-кола: вред или польза?
Районная НПК «Шаг в будущее»
Лауреат
Конкоев Алишер
Кока-кола: вред или польза?
Региональная НПК «Петровские чтения»
1 место
2015-2016
Конкоев Алишер
Какую воду мы пьем?
Районная НПК «Шаг в будущее»
Лауреат
Свинобоева Моника
Чтение – вот лучшее учение
Районная НПК «Шаг в будущее»
Лауреат
Анализируя результативность работы в технологии проектирования, можно сделать такие выводы:
- усвоение алгоритма проектирования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- расширяется кругозор школьников в предметных областях;
- учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, дается импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формируются социальный опыт в труде и общении;
- развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования;
- учителю дается возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся.
Таким образом, использование проектной деятельности является условием для всестороннего развития личности учащихся. Исследуя и экспериментируя, ученик получает неоценимый опыт, а также появляется потребность узнавать новое.
Использованная литература:
Ивочкина Т, Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. № 3
Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград, 2010.
Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 учебного года