Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в музей как эффективная форма внеурочной деятельности.»
С.В. Курбацкая
МБОУ «СШ № 8» г. Смоленска
Учитель начальных классов
Экскурсия в музей как эффективная форма
внеурочной деятельности в начальной школе
Когда в последний раз вы ходили в музей? В повседневной суете многие родители не располагают временем, а зачастую и возможностью приобщать своих детей к культурным и духовным ценностям человечества. Эту роль берет на себя учитель. На его плечи ложится основная задача формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочная деятельность школьников является неотъемлемой частью базисного учебного плана, которая способствует расширению образовательного пространства. Формирование личности происходит посредством обучения, развития и воспитания. Это формирует универсальные учебные действия, что является главным отличием новых образовательных стандартов.
На занятиях внеурочной деятельностью сохраняются такие же требования, как и на уроках: систематичность, научность, положительный эмоциональный фон. Это способствует развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулированы требования к образовательной деятельности по формированию культурно - исторических ценностей, патриотического и гражданского воспитания, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Культурно – исторические ценности сосредоточены в музеях, которые обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом.
Реализации духовно-нравственного, гражданско-патриотического направления воспитательной деятельности способствуют занятия кружка «Юные краеведы», которые проводятся в течение всех четырех лет обучения. Образовательный результат этих занятий должен научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных.
Одним из разделов программы кружка является знакомство с родным краем. История нашего города тесно связана с прошлым и настоящим нашей страны. Кроме того вы поразитесь тому, как один регион России смог подарить столько выдающихся людей – здесь родился Михаил Глинка, Юрий Гагарин, Николай Пржевальский, Борис Васильев, Юрий Никулин, Александр Твардовский и многие другие талантливые и знаменитые люди.
Экскурсии в музей позволяют непосредственно прикоснуться к разным эпохам и историческим знаменитостям. Музейная сеть Смоленской области включает в себя 4 областных музея и 22 муниципальных. К основным музеям города Смоленска относятся:
Музей "Смоленщина в годы Великой Отечественной войны", Музей «Смоленск — щит России», Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина»,Художественная галерея, Фленово. Усадьба М. К. Тенишевой,
Природоведческий музей, Музей "Городская кузница XVII века", Музей "Смоленский лен", Музей "В мире сказки", Музей-квартира "Александр Трифонович Твардовский в Смоленске", Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова, Музей пожарной части, Экзотариум.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.
Экскурсия в музей состоит из следующих этапов:
1. Подготовка.Проведение предварительной беседы, в ходе которой выясняется опыт детей, уже побывавших в музее. Знакомство со значениями новых слов: музей, экскурсия, экспонат, коллекция, экспозиция, стенд, витрина, копия, документ и др. Необходимо повторить правила поведения в музее: громко не разговаривать; не трогать экспонаты руками; не садиться на выставленную мебель; в некоторых музеях надевают тапочки или бахилы.
2. Проведение экскурсии. Заранее договориться с экскурсоводом о целях проведения экскурсии. Дать установку детям на восприятие материала.
3. Подведение итогов. В зависимости от музея, предлагается детям принести какую-нибудь памятную для семьи вещь, связанную с темой экскурсии (фотографию, газетную вырезку, книгу, сувенир и др.). Классную комнату украшаем рисунками, временной выставкой экспонатов. Учащиеся пишут сочинения, создают презентации, читают свои отзывы, обмениваясь впечатлениями.
Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к экскурсиям в музей.
Хочу познакомить вас с некоторыми музеями, в которых я побывала со своими учениками.
С историей и образованием дореволюционной России ребята знакомятся во Фленово.Еще до экскурсии на этапе подготовкимы узнаем о княгине М. К. Тенишевой, готовимся к встрече с творчеством великих художников, принявших участие в создании Усадьбы М. К. Тенишевой (Малютина, Рериха, Врубеля).
Во время экскурсии мы побывали в «Теремке», учебном классе конца XIX века сельскохозяйственной школы для крестьянских детей, в художественных мастерских. Особенные впечатления остались у ребят от мастер-класса по гончарному делу.
Знакомство с кузнечным ремеслом произошло во время экскурсии в Музей «Городская кузница XVII века». Школьники увидели подлинные орудия труда, многочисленные изделия ремесла, кузнечный горн с мехами. Попробовали ребята свои силы в работе на наковальне. О тонкостях этого нелегкого труда нам поведал настоящий кузнец.
Включение в музейные экскурсии знакомство с ремеслами и возможность самому попробовать различные виды деятельности стимулирует активность детей.
Очень любят ребята экскурсии в Музей льна. Этот музей не только знакомит посетителей с историей возделывания и обработки льна. В нем можно увидеть интерьер крестьянской избы. Образцы традиционного русского ткачества: узорчатые скатерти, полотенца, занавески, сарафаны, рубахи, поневы, юбки, фартуки, а также современные изделия. Желающие попробовали свои силы в ткацком ремесле на старинном станке.
При подведении итогов экскурсии ребята принесли из дома и создали в классе настоящую музейную экспозицию изделий народных промыслов. Рассказали о домашних умельцах. Некоторые изделия были созданы руками детей. Экскурсоводами по нашему музею стали сами ребята.
Посетили мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол и кукол из природного материала, но больше всего получили удовольствие от непосредственного участия в обрядовых праздниках. Очень весело прошла «Широкая Масленица».
Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, информационно-насыщенной предметной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к прошлому и настоящему.
В четвертом классе посетили музей - квартиру А.Т. Твардовского. Еще во время подготовительного этапа ребята знакомились с биографией и творчеством нашего знаменитого земляка. Побывали у колоритного памятника А.Т. Твардовскому и Василию Тёркину, узнали о профессии военного корреспондента. На экскурсии познакомились с бытом первой половины 50-х годов ХХ века. Узнали новые и интересные факты из жизни Александра Трифоновича. Много стихов читал экскурсовод, и ребята по-новому воспринимали знакомые строки. Некоторые с интересом самостоятельно продолжили знакомство с творчеством Твардовского.
Высказывание Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» является ключевым в понимании необходимости сохранения истории для будущих поколений.
Подготовку к экскурсии в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» начинаем задолго до экскурсии. В нашей школе уже много лет существует традиция тесной дружбы с ветеранами Великой Отечественной войны, которые закреплены за каждым классным коллективом. Во время праздничных дней 25 сентября (в День освобождения г. Смоленска) и 9 мая (в День Победы) ветераны поделились своими воспоминаниями, дали советы и ребята узнали о событиях тех далеких дней из первых уст.
После таких встреч мы посещаем Мемориальный комплекс, расположенный на улице Нарвской, где возлагаем цветы и читаем стихи о войне. Это памятное место, хранящее ужас и страданиях жертв фашистского концлагеря №126, в братской могиле которой захоронено 15000 человек.
В музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» знакомимся с экспозицией образцов вооружения, личными вещами участников боев за г. Смоленск, г. Ельню, г. Вязьму, военной формой и боевыми наградами офицеров и генералов Красной Армии, летчиков полка "Нормандия–Неман", боевыми знаменами воинских частей, трофеями поверженной фашистской Германии.
Подводя итоги экскурсии, провожу классный час. Ребята дома узнали о родных, участвовавших в войне. Принесли фотографии, награды, подготовили рассказы о близких, которые воевали, работали в тылу. Ученик Цветков Иван с родителями принимал участие в шествии «Бессмертный полк». Приносил фотографию своего прадедушки, рассказывал о его судьбе. Благодаря комплексу всех мероприятий, в том числе экскурсии в музей, не только дети, но и родители больше узнали о героических судьбах своих родных. Воспитание на таких примерах очень эффективно. Патриотизм, гордость за свою страну, понятия о добре и зле, желание узнать больше об истории – вот результат краеведческой деятельности.
Надолго запомнят ребята поездку в город Гагарин, в «Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина» – один из ведущих музеев Смоленщины и космонавтики в России. Мы посетили Дом-музей детских лет Ю.А. Гагарина в селе Клушино. Из рассказа экскурсовода узнали, какие тяготы немецко-фашистской оккупации пришлось пережить семье Гагариных.
Побывали в музее Первого полёта, где ознакомились с космической техникой, имеющей непосредственное отношение к первому космическому полету с человеком на борту.
Уголок памяти Володи Максакова – героя России, чье имя носит школьная дружина СДГО им. Ю.А.Гагарина, является важным элементом воспитательного процесса. Знакомство с жизнью и подвигом нашего выпускника играет важную роль в формировании гражданственности и патриотизма. Мы помним наших героев и передаем память о них следующим поколениям. 28 мая 1998 года открыт уголок памяти, а 27 октября 2000 года на здании школы установлена мемориальная плита в честь В.А. Максакова.
Для первоклассников знакомство со школой начинается с экскурсии в Уголок памяти. Школьники постарше пишут сочинения, читают стихи, посвященные подвигу Володи.
Результатом музейной деятельности является повышение уровня воспитанности и сознательности школьников.
Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками.