Просмотр содержимого документа
«Экологическая сказка "прогулка в лес!"»
Тема: Экологическая сказка «Прогулка в лес…»
Цель: формирование представления о значении и роли леса в жизни людей, об охране леса, о правилах поведения в лесу.
Задачи:1.Способствовать формированию у учащихся целостной
картины о значении и роли леса в жизни человека.
2.Воспитать у учащихся обострённое чувство величайшей
ценности леса и необходимости бережного к нему
отношения; привить учащимся правила поведения в
природе.
3.Обеспечить разностороннее развитие личности ребёнка
(развитие интеллекта, эмоций, любознательности,
творческих способностей учащихся и их нравственное
воспитание).
-Лес! Прекрасен и всегда молод! Всегда был и будет другом человека. Когда войдёшь в лес зимой, летом или осенью, хочется помолчать и слушать, слушать тишину, пение птиц.
- А как приятно побывать в лесу, подышать полной грудью живительным воздухом, напоенным ароматом цветов и трав, красотами зелёного мира.
- Мы приглашаем вас на прогулку в лес!
Чтец 1: Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Чтец 2: Нога твоя скользит
По россыпи иголок,
Шуршит густой травой,
Роняя капли рос,
А сумрачный навес
Широколапных веток
Сливается с листвой
Рябины и берёз.
Чтец 3: То духотою пахнет,
То прошлогодней прелью,
То запахом грибным
У низенького пня.
Зальётся иволга
Короткой чёткой трелью,
И ветер прошуршит
В сухой истоме дня.
Чтец 4: Привет тебе, страна
Свободы и покоя –
Родного севера
Неприхотливый лес!
Ты полон свежести
И всё в тебе живое!
А сколько у тебя
Загадок и чудес!
… Широко раскинулся на Земле зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные
Для чего он людям нужен? ( дом для растений, животных, грибов, защитник воздуха, водоёмов и почв, место для отдыха человека, источник ягод, грибов, древесины, лекарственных растений)
Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух
от пыли. Она оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.
Талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Лес-защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
-Всё это так! Но я сомневаюсь, что все мы любим природу. Точнее умеем любить.
- Вот какую историю мне поведал Лесной царь.
- В природном царстве, в Лесном государстве жил- был Лесной царь – защитник всякой зверюшки и всякого растеньица от мала до велика. Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на природное царство, стала топтать шелковую травушку- муравушку, рубить зелёные дубравушки, разорять малых пташечек, вылавливать зверюшек, да красавец бабочек. Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные.
- Первым приплыл Осётр и стал жаловаться:
- Горе, горе нам, рыбам. Нас истребляют из - за вкусного мяса и чёрной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, царь, и просим твоей защиты.
С жалобой к Лесному царю прискакала Жаба и заквакала:
- Всемогущий Лесной царь, великий защитник! Выслушай меня старую Жабу! Жили мы тихо и мирно по своим природным законам. Но пришла Чернь беззаконная и заставила нас по своим беззакониям жить. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоёмы, преграждают пути наши к водоёмам дорогами и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько пользы приносим мы, Жабы! Мы ведь поедаем насекомых, вредителей садов и огородов. Не могу я понять, за что к нам такое несправедливое отношение.
«Ж – ж –ж» - прожужжало над самым ухом царя. Это Шмель спешит рассказать о своей беде:
- Ох, царь, спасенья нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки, коллекционируют. А ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды, уничтожаем. Никакой благодарности от человека!
Закружились. закричали птицы. Поспешили к Лесному царю за помощью муравьи. Прилетели бабочки…
Долго думал царь над бедами своего народа и решил издать Указ, при невыполнении которого человек сам становился бы животным или птицей, насекомым или растением и вынужден был бы испытывать все ужасы своей деятельности.
Чтец 5: Того, кто в лес войдёт как враг,
Затем, чтоб гнёзда разорять,
Заманит он в глухой овраг
И станет ветками хлестать!
Но если ты придёшь как друг,
Всё будет радостью вокруг,
И много сказочных чудес
Тебе покажет старый лес!
-Ребята, жизнь леса, жизнь его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения.
1.Не ломай ветви деревьев и кустарников.
(Растение-это живое существо, ветви вместе с
листьями играют важную роль в его жизни.)
2.Не повреждай кору деревьев.
(Через ранку вытекает сок, туда могут проникнуть
микробы, которые вызывают заболевания и даже
гибель дерева.)
3.Не рви в лесу цветов.
(К цветам прилетают насекомые, которые
питаются нектаром. После цветения появляются
плоды с семенами. Они попадут в почву, где из
семян вырастут новые растения.)
Чтец 6: Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет прекрасна земля.
А вместо букетов дарите,
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
4. Из лекарственных растений можно собирать
только те, которых в вашей местности много. (Часть растений обязательно надо оставлять в природе.)
5. Съедобные ягоды, орехи собирайте так, чтобы
не повреждать веточек.
6. Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Помните, что грибы нужны в природе.
(Для животных грибы служат пищей и лекарством.)
7. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
(Сети пауков и сами пауки, по-своему красивы.
Они уничтожают множество комаров, мух, тлей и
других насекомых, приносящих ущерб человеку и
его хозяйству.)
8. Не разоряй муравейники.
Чтец 7: Живут на свете муравьи
Они полезны людям.
И их не надо убивать,
Их надо даже защищать!
9. Не лови диких животных и не уносите их домой.
(Такие попытки заканчиваются гибелью животных,
так как условия неволи не могут заменить им
естественной природной среды.)
10. Не разоряй птичьи гнёзда. Не подходи близко к гнёздам
птиц.
Чтец 8: Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю всё, о чём поёт
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?»
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
11. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других
насекомых.
12. Не оставляй в лесу мусор. Не разводи в лесу костёр.
(На месте костра трава не растёт 3 года.)
Чтец 9: Охрана природы – дело народа.
Будьте спокойны, Ваше Величество!
Рослые кедры, дубы – великаны,-
Детские школьные наши лесничества
Вас не оставят одних без охраны.
Милая родина! Ты год от года
Должна становиться всё краше.
Охрана природы – дело народа:
Моё, твоё, наше!
-Я думаю, что девочки и мальчики научились не просто смотреть на природу, но и любоваться ею. Находить в ней удивительное.
Чтец 10: Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек природе друг.
Люди! Любите природу во всём её многообразии, ибо всё в ней прекрасно. Надо лишь уметь видеть красоту и беззащитность в каждом её явлении. Будьте для неё охраной и защитой! Берегите природу от плохих своих помыслов и действий.