~~Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Экологическая тропа имеет большое значение для изучения экологии города. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа "Прогулки в мир природы" »
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ 3 «А»класса
ГБОУ СОШ № 360
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
«Прогулки в мир природы»
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Доброходова Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
«Природа не для всех очей Покров свой тайный подымает: Мы всё равно читаем в ней, Но кто, читая, понимает»? (Д.В. Веневитинов, 1827 г.)
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Экологическая тропа имеет большое значение для изучения экологии города. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
Основные характеристики экологической тропы
Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины мира.
Основными задачами являются:
Формирование у школьников элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
Развитие устойчивого интереса школьников к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
Формирование системы практических умений по изучению и улучшению окружающей среды, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Название тропы – «Прогулки в мир природы»
Местонахождение: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, дом 5 (пришкольный участок возле ОУ № 360).
Год закладки: 2014
Краткое описание маршрута: Экологическая тропа находится на пришкольном участке, представляет собой маршрут прямоугольной формы, вдоль которого находятся объекты живой природы - несколько тополей, берёз, вязов, лиственниц; кусты шиповника, боярышника, кормушки для птиц. А также объекты неживой природы – метеоплощадка, детская площадка. Маршрут осуществляется пешком, время прохождения (40-60 минут).
Экскурсионные учебные занятия, внеклассные экологические исследования
Экологические прогулки
Элементарное экспериментирование
Возраст экскурсантов: учащиеся начальной школы
Темы экскурсий:
Наши соседи - растения на территории пришкольного участка
Наши соседи – животные на территории пришкольного участка
Сезонные явления в жизни природы
Проблемы экологии пришкольного участка
Человек и природа в условиях мегаполиса
Азбука экологической безопасности
Время года для экскурсии: осень, зима, весна
Необходимые мероприятия по поддержанию и благоустройству экологической тропы:
- следить за дорожкой аллеи, особенно в осенний период;
- контролировать состояние кормушек и их пополнением в зимнее время года;
- следить за чистотой на детской площадке
Маршрут разработали: учитель начальных классов Доброходова О.Н., учащиеся 3 «А» класса (группа «Юный эколог»), родители
Приложения:
Общий указатель и схема экологической тропы
Естественно-научные сведения об отдельных природных объектах и явлениях
Перечень содержимого «портфеля экскурсовода»
Правила поведения и нормы действия
Экологические знаки и указатели
Тексты с загадками, стихами, лист наблюдений
Описание работ, выполненных при создании тропы (фотоальбом объектов)
Приложение №1
Карта - схема экологической тропы
(нарисована учащимися в программе Paint)
Приложение №2
Естественно-научные сведения об отдельных объектах экологической тропы
№ п\п
объект
Назначение
1
Станция «Тополиная аллея» (начало экскурсии)
Объявление цели экскурсии и правил поведения на экскурсии;
Определение необходимых вещей для человека, отправляющегося в поход (игра «собери туриста)
2
Станция «Метеорологическая площадка»
Формирование и развитие умений при работе с различными метеорологическими приборами: барометром, флюгером, компасом, термометром, осадкомером.
Умение записывать погоду с помощью условных обозначений -
ведение дневника погоды.
Составление графика погоды.
Связь с народным календарем, народные приметы
3
Станция «Лесная»
(у тополя и бузины)
Описание и сравнение дерева и кустарника: описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон
Измерение высоты,определение возраста по годовым кольцам спиленного дерева, выявление благоприятных и неблагоприятных лет в жизни дерева
Друзья дерева
Враги дерева
Фенологические наблюдения в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев
игра «Угадай растение»
4
Станция «Птичий базар»
Изучение особенностей птиц, их приспособления к условиям жизни в мегаполисе
Экологическая игра «Угадай-ка, птицу» и «Ищи взаимосвязи»
Наблюдение за жизнью птиц;
Кормление птиц;
Опыты и экспериментирование: какой корм предпочитают разные птицы
Мастер-класс по изготовлению кормушки
5
Станция «Следопыт» (у лиственницы)
Формировать умение быть наблюдательным в природе
Выявление птиц по гнёздам
Определение животного по следам, частям тела и следам их жизнедеятельности
Экологическая игра «Растительные этажи» и «Ищи взаимосвязи»
6
Станция «Мусорные баки»
Формировать правильное отношение к отходам человеческой деятельности
Уметь опрпеделять виды отходов и их процесс переработки в природе
Соблюдать чистоту в окружающей среде
Игра «Собери мусор»
7
Станция «Детская площадка» (окончание экскурсии)
Проведение экологической игры
«Узнай, кто ты сейчас»
Приложение № 3
Перечень содержимого «портфеля экскурсовода»
Станция «Тополиная аллея»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Карточки для проведения экскурсии на станции:
- карточки с изображением предметов, необходимых в походе
- карточки для экскурсантов, необходимых для заполнения на других станциях, отмечающих своё настроение на каждой станции
- карточки с домашним заданием для экскурсантов
Памятки для экскурсантов о правилах поведения на экологической тропе и в природе
Станция «Метеорологическая»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Карточки для проведения экскурсии на станции:
- карточки с изображением различных термометров (уличный, комнатный, водный, почвенный, медицинский)
- карточки с изображением условных знаков для заполнения листа наблюдений
3. предметы для ведения метеорологических наблюдений (флюгер, осадкомер, вертушки для определения силы ветра, уличный и почвенный термометры, барометр, компас)
4. листы наблюдения за погодой для экскурсантов
Станция «Лесная»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Карточки для проведения экскурсии на станции:
- карточки с изображением растений
- карточки с загадками для экскурсантов
3. спиленный ствол дерева для определения количества лет дереву по годовым кольцам
Станция «Птичий базар»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Карточки для проведения экскурсии на станции:
- карточки с изображением птиц и частей тела птиц, живущих в нашем городе круглый год
- карточки с загадками для экскурсантов
3. Карточки с различными видами кормушек
4. Разные виды корма (пшено, семечки, крошки хлеба, перловая каша)
5. Предметы для изготовления простой кормушки, необходимые для проведения мастер-класса
Станция «Следопыт»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Карточки для проведения экскурсии на станции:
- карточки с изображением следов животных и их жизнедеятельности
- фланелеграф с карточками растительных ярусов и животных
3. Карточки с загадками о животных, которых можно встретить в городе
Станция «Мусорные баки»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Карточки для проведения экскурсии на станции:
- карточки с изображением бытовых отходов
- карточки с изображением различных видов мусорных баков
3. Вёдра для игры «Собери мусор»
Станция «Детская площадка»
Опознавательный знак экскурсовода (табличка)
Атрибуты для экологической игры «Узнай, кто ты сейчас»
Приложение № 4
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Каждый участник занятий на экологической тропе обязан выполнять следующие правила безопасности:
Точно исполнять все распоряжения учителя
О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщить учителю.
Трав и кореньев в рот не брать
На деревья не залазить
Строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
За территорию экологической тропы не выходить.
Выходить на экологическую тропу в той одежде, которую рекомендует учитель