kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая тропа "Прогулки в мир природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
   Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
   Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно  в той или иной  форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
   Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
 Экологическая тропа имеет большое значение для изучения экологии города. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
 Организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа "Прогулки в мир природы" »

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


УЧАЩИХСЯ 3 «А»класса


ГБОУ СОШ № 360


Фрунзенского района Санкт-Петербурга



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

«Прогулки в мир природы»



2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД



Учитель: Доброходова Ольга Николаевна






Санкт-Петербург






Пояснительная записка


«Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает»?
(Д.В. Веневитинов, 1827 г.)


Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экологическая тропа имеет большое значение для изучения экологии города. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.









Основные характеристики экологической тропы


Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины мира.


Основными задачами являются:

  1. Формирование у школьников элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.

  2. Развитие устойчивого интереса школьников к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

  3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению окружающей среды, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.























ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ


Название тропы – «Прогулки в мир природы»


Местонахождение: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, дом 5 (пришкольный участок возле ОУ № 360).


Год закладки: 2014


Краткое описание маршрута: Экологическая тропа находится на пришкольном участке, представляет собой маршрут прямоугольной формы, вдоль которого находятся объекты живой природы - несколько тополей, берёз, вязов, лиственниц; кусты шиповника, боярышника, кормушки для птиц. А также объекты неживой природы – метеоплощадка, детская площадка. Маршрут осуществляется пешком, время прохождения (40-60 минут).


Краткое описание границ:

Станция № 1 «Тополиная аллея»

Станция № 2 «Метеорологическая»

Станция № 3 «Лесная»

Станция № 4 «Птичий базар»

Станция № 5 «Следопыт»

Станция № 6 «Мусорные баки»

Станция № 7 «Детская площадка»


Ориентировочная длина тропы: около 500 метров


Назначение: учебно-познавательная экологическая тропа


Режим пользования:

  • Экскурсионные учебные занятия, внеклассные экологические исследования

  • Экологические прогулки

  • Элементарное экспериментирование


Возраст экскурсантов: учащиеся начальной школы


Темы экскурсий:

  1. Наши соседи - растения на территории пришкольного участка

  2. Наши соседи – животные на территории пришкольного участка

  3. Сезонные явления в жизни природы

  4. Проблемы экологии пришкольного участка

  5. Человек и природа в условиях мегаполиса

  6. Азбука экологической безопасности


Время года для экскурсии: осень, зима, весна



Необходимые мероприятия по поддержанию и благоустройству экологической тропы:

- следить за дорожкой аллеи, особенно в осенний период;

- контролировать состояние кормушек и их пополнением в зимнее время года;

- следить за чистотой на детской площадке


Маршрут разработали: учитель начальных классов Доброходова О.Н., учащиеся 3 «А» класса (группа «Юный эколог»), родители



Приложения:


  1. Общий указатель и схема экологической тропы

  2. Естественно-научные сведения об отдельных природных объектах и явлениях

  3. Перечень содержимого «портфеля экскурсовода»

  4. Правила поведения и нормы действия

  5. Экологические знаки и указатели

  6. Тексты с загадками, стихами, лист наблюдений

  7. Описание работ, выполненных при создании тропы (фотоальбом объектов)






























Приложение №1


Карта - схема экологической тропы

(нарисована учащимися в программе Paint)

























Приложение №2


Естественно-научные сведения об отдельных объектах экологической тропы


№ п\п

объект

Назначение

1

Станция «Тополиная аллея» (начало экскурсии)

Объявление цели экскурсии и правил поведения на экскурсии;

Определение необходимых вещей для человека, отправляющегося в поход (игра «собери туриста)

2

Станция «Метеорологическая площадка»

Формирование и развитие умений при работе с различными метеорологическими приборами: барометром, флюгером, компасом, термометром, осадкомером.

Умение записывать погоду с помощью условных обозначений -

ведение дневника погоды.

Составление графика погоды.

Связь с народным календарем, народные приметы

3

Станция «Лесная»

(у тополя и бузины)

Описание и сравнение дерева и кустарника: описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон

Измерение высоты,определение возраста по годовым кольцам спиленного дерева, выявление благоприятных и неблагоприятных лет в жизни дерева

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

игра «Угадай растение»

4

Станция «Птичий базар»

Изучение особенностей птиц, их приспособления к условиям жизни в мегаполисе

Экологическая игра «Угадай-ка, птицу» и «Ищи взаимосвязи»

Наблюдение за жизнью птиц;

Кормление птиц;

Опыты и экспериментирование: какой корм предпочитают разные птицы

Мастер-класс по изготовлению кормушки

5

Станция «Следопыт» (у лиственницы)

Формировать умение быть наблюдательным в природе

Выявление птиц по гнёздам

Определение животного по следам, частям тела и следам их жизнедеятельности

Экологическая игра «Растительные этажи» и «Ищи взаимосвязи»

6

Станция «Мусорные баки»

Формировать правильное отношение к отходам человеческой деятельности

Уметь опрпеделять виды отходов и их процесс переработки в природе

Соблюдать чистоту в окружающей среде

Игра «Собери мусор»

7

Станция «Детская площадка» (окончание экскурсии)

Проведение экологической игры

«Узнай, кто ты сейчас»





























Приложение № 3


Перечень содержимого «портфеля экскурсовода»


Станция «Тополиная аллея»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Карточки для проведения экскурсии на станции:

- карточки с изображением предметов, необходимых в походе

- карточки для экскурсантов, необходимых для заполнения на других станциях, отмечающих своё настроение на каждой станции

- карточки с домашним заданием для экскурсантов

  1. Памятки для экскурсантов о правилах поведения на экологической тропе и в природе


Станция «Метеорологическая»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Карточки для проведения экскурсии на станции:

- карточки с изображением различных термометров (уличный, комнатный, водный, почвенный, медицинский)

- карточки с изображением условных знаков для заполнения листа наблюдений

3. предметы для ведения метеорологических наблюдений (флюгер, осадкомер, вертушки для определения силы ветра, уличный и почвенный термометры, барометр, компас)

4. листы наблюдения за погодой для экскурсантов


Станция «Лесная»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Карточки для проведения экскурсии на станции:

- карточки с изображением растений

- карточки с загадками для экскурсантов

3. спиленный ствол дерева для определения количества лет дереву по годовым кольцам


Станция «Птичий базар»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Карточки для проведения экскурсии на станции:

- карточки с изображением птиц и частей тела птиц, живущих в нашем городе круглый год

- карточки с загадками для экскурсантов

3. Карточки с различными видами кормушек

4. Разные виды корма (пшено, семечки, крошки хлеба, перловая каша)

5. Предметы для изготовления простой кормушки, необходимые для проведения мастер-класса


Станция «Следопыт»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Карточки для проведения экскурсии на станции:

- карточки с изображением следов животных и их жизнедеятельности

- фланелеграф с карточками растительных ярусов и животных

3. Карточки с загадками о животных, которых можно встретить в городе


Станция «Мусорные баки»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Карточки для проведения экскурсии на станции:

- карточки с изображением бытовых отходов

- карточки с изображением различных видов мусорных баков

3. Вёдра для игры «Собери мусор»


Станция «Детская площадка»

  1. Опознавательный знак экскурсовода (табличка)

  2. Атрибуты для экологической игры «Узнай, кто ты сейчас»








Приложение № 4


ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Каждый участник занятий на экологической тропе обязан выполнять следующие правила безопасности:

  1. Точно исполнять все распоряжения учителя

  2. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщить учителю.

  3. Трав и кореньев в рот не брать

  4. На деревья не залазить

  5. Строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

  6. За территорию экологической тропы не выходить.

  7. Выходить на экологическую тропу в той одежде, которую рекомендует учитель

  8. Соблюдать рекомендованный интервал движения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическая тропа "Прогулки в мир природы"

Автор: Доброходова Ольга Николаевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Организованная учебная деятельность «Путешествие по экологической тропе»"
    ["seo_title"] => string(85) "orghanizovannaia-uchiebnaia-dieiatiel-nost-putieshiestviie-po-ekologhichieskoi-tropie"
    ["file_id"] => string(6) "300691"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456769601"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Природа вокруг нас. Внеклассное мероприятие. "
    ["seo_title"] => string(48) "priroda-vokrugh-nas-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "146743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419254209"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat_ia_vospitaniie_bieriezhnogho_i_zabotlivogho_otnoshieniia_k_prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "423176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498470212"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
    ["seo_title"] => string(80) "znachieniie-progulki-v-ekologichieskom-obrazovanii-dietiei-doshkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "172810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423880505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства