Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
Пугачева Наталья Григорьевна
Воспитатель ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства.
Приуралье – примерно 400 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток раскинулись его просторы. Территория Западно-Казахстанской области представляет большой интерес как район, где пока еще сохранились некоторые заслуживающие внимание природные ландшафты.
Наша область, – край степей, полупустынь, пустынь, пойменных лесов, - очень богата редкими и ценными растениями, животными, которых можно назвать памятниками живой природы.
Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. «Приуралье! Как же ты богато радужными красками зори, небо будто полыньём объято, в травах загорелись янтари. Переливом всех цветов играя, над полями ширится разлив. Кто родился, вырос в Приуралье, век с ним будет, сердцем полюбив. Алый свет коснулся вод Урала и, сверкнув излучиной река, ярко засветилась, запылала и зажгла верхушки ивняка. На зеленом бархате поляны, где вязель кудрявая цветет, в круг выходят ветлы с тополями, будто затевая хоровод. Смотрятся в озера перелески, и зовут, и манят в свою тень. Ведь в сиянье, в золоте и блеске, улыбаясь вышел новый день. И глядит высоким ясным небом, да таким, что чище не найдешь. Коль ты в поймах Приуралья не был, побывай! Их красоту поймешь».
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой родного края. Реки Урал, Чаган, Деркул окружают город с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали по лесу, по лугу, собирали шампиньоны, плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь, и подтолкнуло меня к выбору темы творческого поиска «Ознакомление дошкольников с Флорой и Фауной родного края».
В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Поэтому я учу детей простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.
В процессе работы я использую разнообразные формы и методы знакомства детей с природой родного края, это: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).
Считаю, что наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Я думаю, что использование в практике сказкотерапии тоже является одним из методов расширения сознания. С помощью сказок я знакомлю детей с природой родного края, и его достопримечательностями, слежу, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаю работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.
Дети очень любят волшебные сказки, поэтому я беру не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Вместе с детьми и родителями мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории.
В индивидуальной работе я применяю коррекционные и психотерапевтические сказки.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло!
Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми.
Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.
В результате проделанной работы я отмечаю, что:
- систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями;
- изменяется поведение детей. Они становятся более внимательными, бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь;
- речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение.
- в разговорах и рассказах дети чаще пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.
Из этого следует, что моя работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.
Опыт работы по теме творческого поиска показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.
Надеюсь и в дальнейшем вести детей в удивительный и прекрасный мир природы, щедро делиться своими знаниями.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников, учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»»
Пугачева Наталья Григорьевна
Воспитатель ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства.
Приуралье – примерно 400 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток раскинулись его просторы. Территория Западно-Казахстанской области представляет большой интерес как район, где пока еще сохранились некоторые заслуживающие внимание природные ландшафты.
Наша область, – край степей, полупустынь, пустынь, пойменных лесов, - очень богата редкими и ценными растениями, животными, которых можно назвать памятниками живой природы.
Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. «Приуралье! Как же ты богато радужными красками зори, небо будто полыньём объято, в травах загорелись янтари. Переливом всех цветов играя, над полями ширится разлив. Кто родился, вырос в Приуралье, век с ним будет, сердцем полюбив. Алый свет коснулся вод Урала и, сверкнув излучиной река, ярко засветилась, запылала и зажгла верхушки ивняка. На зеленом бархате поляны, где вязель кудрявая цветет, в круг выходят ветлы с тополями, будто затевая хоровод. Смотрятся в озера перелески, и зовут, и манят в свою тень. Ведь в сиянье, в золоте и блеске, улыбаясь вышел новый день. И глядит высоким ясным небом, да таким, что чище не найдешь. Коль ты в поймах Приуралья не был, побывай! Их красоту поймешь».
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой родного края. Реки Урал, Чаган, Деркул окружают город с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали по лесу, по лугу, собирали шампиньоны, плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь, и подтолкнуло меня к выбору темы творческого поиска «Ознакомление дошкольников с Флорой и Фауной родного края».
В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Поэтому я учу детей простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.
В процессе работы я использую разнообразные формы и методы знакомства детей с природой родного края, это: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).
Считаю, что наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Я думаю, что использование в практике сказкотерапии тоже является одним из методов расширения сознания. С помощью сказок я знакомлю детей с природой родного края, и его достопримечательностями, слежу, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаю работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.
Дети очень любят волшебные сказки, поэтому я беру не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Вместе с детьми и родителями мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории.
В индивидуальной работе я применяю коррекционные и психотерапевтические сказки.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло!
Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми.
Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.
В результате проделанной работы я отмечаю, что:
- систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями;
- изменяется поведение детей. Они становятся более внимательными, бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь;
- речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение.
- в разговорах и рассказах дети чаще пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.
Из этого следует, что моя работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.
Опыт работы по теме творческого поиска показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.
Надеюсь и в дальнейшем вести детей в удивительный и прекрасный мир природы, щедро делиться своими знаниями.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников, учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.