Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая с великими сокровищами жизни! Рыбе-вода, птице-воздух,зверю-лес, степи, горы, а человеку-Родина. "Охранять природу, значит охранять Родину !" ( М. Пришвин)
Ребята, кто из вас знает почему на планете Земля появилась Жизнь?(Потому что на нашей планете естьвоздух и вода)Да, именно благодаря воздуху и воде растут растения и живут животные и люди.Без воздуха мы не сможем прожить даже несколько минут, а без воды несколько дней.Попробуйте затаить дыхание и мы посмотрим сколько вы сможете продержаться без дыхания.
Очень важно , чтобы воздух которым мы дышим был чистым и вода тоже.Если мы будем дышать грязным воздухом и пить грязную не свежую воду, то мы можем заболеть и умереть.
Так вот, ребята, вода . воздух, растения, животные , которые нас окружают и многое другое - все это мы называем одним словом - природа.И сегодня мы поговорим о том , как нужно относиться к природе , в которой мы живем, так как природа -это наш общий дом.Принято считать, что человек -царь природы.Но , к сожалению , мы забываем, что мы являемся сыновьями и дочерями . А как все дети должны мы заботиться о своей общей матери - природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1)Формировать уважительное отношение к миру природы.
2)Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
3)Показать, как наше здоровье зависит от чистоты воды и воздуха.
4)Выработать правила поведения в природе.
Оборудование: эпиграф на плакате, « красная книга», заповеди природы,
костюмы участников.
Ход занятия:
Вступительное слово ведущей:
-Читаю эпиграф: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». ( Михаил Пришвин)
Ведущая:
- Ребята, кто из вас знает, почему на нашей планете Земля существует жизнь?
(Потому что на нашей планете есть вода и воздух).
- Да, ребята, именно благодаря воздуху и воде на Земле растут растения, живут животные и люди. Без воздуха мы не можем прожить даже несколько минут, без воды – несколько дней.
- Попробуйте затаить дыхание и не дышать, и мы увидим, сколько вы можете продержаться без воздуха.
- Очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым и вода, которую мы пьём. Если мы будем дышать грязным воздухом, пить грязную воду, то можем заболеть и даже умереть.
- Так вот, ребята, воздух, вода, растения и животные, которые нас окружают и многое другое – всё это мы называем одним словом – природа. И сегодня мы поговорим о том, как мы должны относиться к природе, в которой мы живём, т. к. природа – это наш общий дом. Принято считать, что человек – царь природы. Но, к сожалению, мы забываем, что мы являемся сыновьями и дочерями природы. И поэтому, как всякие сыновья и дочери должны заботиться о своей общей матери – природе.
- У каждого из нас есть общая большая Родина – Россия и маленькая Родина – место, где мы родились. И заботясь о природе своей маленькой Родины, мы поможем сохранить природу своей большой Родины.
- Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, реки, озёра! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и с живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, т.к. люди уничтожили их. Уничтожение происходит и сейчас. Цели уничтожения у людей разные: кто-то уничтожает ради денег – продают шкуру, кто-то охотится ради удовольствия, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. А ведь именно природа даёт нам все свои богатства и не просит ничего себе взамен, только ждёт от нас бережного, доброго отношения к себе.
На нашем шарике земном, где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса и голубые небеса,
Где пруд, леса, озёра, лес, полно таинственных чудес.
(выходят 3 мальчика забинтованные, грязные с рогатками)
1 мальчик:Ну и деревня, пройти нельзя: везде свалки, мусор, грязь, канавы нарыты. Шёл я по вашей Молодёжной улице и в яму провалился, ногу повредил –непорядок. А ведь вы, ребята, должны следить за чистотой улиц.
2 мальчик: А я в лес ходил по грибы и ягоды. И что же? Посмотрите на меня: весь исцарапался, рубашку порвал, потому что лес захламлён – кругом поваленные деревья, сломанные ветки, мусор валяется, даже пения птиц не слышно.
«А возле леса на опушке, грибы уже и не растут.
Завалено страшнейшей кучей, и всё везут, везут, везут».
3 мальчик: А я купался в вашей речке и ногу себе поранил. В речке всякий хлам лежит: банки – склянки. По воде мазут, солярка, бензин плывёт. Смотрите, как я измазался. Ужас какой! А ещё говорят, чтобы мы природу берегли и охраняли, а что её охранять – она такая грязная.
«Бросают в речку грязь и мусор, не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди, как стонет речка поутру».
Ведущая: Да, ребята, к сожалению, мы загрязняем свои улицы, леса, реки и из-за этого пострадали наши гости и теперь им придётся обращаться в больницу, чтобы стать снова здоровыми. (Стук в дверь – входит Природа).
Природа: Что случилось, мальчики? Я слышу, что разговор идёт обо мне. (Мальчики жалуются).
Хорошо, сейчас разберёмся. Я приглашу своих дочерей и ребят из кружка защитников природы – моих помощников, и мы с вами узнаем, что происходит у нас и кто в этом виноват.
Три клада у природы есть: вода, земля и воздух. Какая бы ни грянула беда – всё возродится снова. Хотя сейчас в наш век этого утверждать нельзя.
(Входят 3 девочки: Земля, Вода, Берёзка).
Природа:Я пригласила вас сюда, услышав жалобы. Хотела бы послушать, что же происходит в нашем краю.
Ведущая:Из всех природных богатств на нашей планете – самое главное земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней. Земля: Я вся изрезана, истоптана… в меня закапывают вредные отходы, сбрасывают мусор. Мне так тяжело, так тяжело..
Выращивать во мне различные культуры для питания стало вредным для здоровья, т.к. во мне много химических удобрений и ядов.
«Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Поймите это, люди, как собственный приказ.
Не то Земли не будет у каждого из нас».
Природа:Теперь послушаем тебя, Вода. (Звучит песня «Чистые пруды»)
Вода: Раньше наша местность считалась чистым краем, богатым рыбой. В реках, прудах, болотах, озёрах много разной рыбы. А сейчас наши водоёмы уже не те: Сколько в них сброшено отходов, мусора, нечистот с ферм, бензина и солярки с заправок, удобрений с полей. И сейчас очень опасно для здоровья купаться в них, ловить рыбу из этих водоёмов. Да и рыба в них дохнет.
«Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода»!
Природа: Сейчас послушаем тебя, Берёзка.
Берёзка: Придите в наш лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему. Лес вырубают, птиц и животных убивают, гнёзда и муравейники разоряют, безмерно рвут цветы. А ведь лес даёт нам пищу: грибы, ягоды, орехи. Он является фабрикой кислорода, которым мы дышим, местом отдыха для людей, что очень полезно для нашего здоровья. В лесу много лекарственных растений, которые используются в наших аптеках для лечения различных заболеваний.
«Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзку ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из под коры моя слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжён бесчувственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют».
Природа: Кто же виноват в том, что происходит вокруг нас?
Ведущая: Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует бережного отношения к себе. Все мы, кто живёт на Земле сейчас, должны сохранить её для тех, кто будет жить после нас, а не нести природе вред.
Мальчики: Ребята, примите нас в свой кружок. Мы будем вместе с вами беречь и охранять наше родное село.
Ведущая: Ну что, ребята, примем их в свой кружок «Друзья природы».
1 мальчик:Экология, друзья, наука очень важная. Без неё ты ни за грош в наше время пропадёшь. Ибо каждый знать обязан, кто, как, с кем в природе связан.
Чтоб случайно, иногда, ей не принести вреда.
2мальчик:У всех людей одна планета,
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
3 мальчик: И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас,
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Леса свою теряют силу, уходит нежный запах лип.
Озёра, ставшие могилой, в себе хоронят стаи рыб.
А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснёмся ребятки.
Ведущая: А сейчас, ребята, послушайте правила поведения детей в природе.
Кружковцы: 1. Как пойдёте вы в поход, помните, ребята:
Не разоряйте птичьих гнёзд, стреляя из рогаток.
2.Консервных банок целый склад в лесу не надо оставлять.
А надобно сейчас понять, свалить всё в кучу, закопать.
3.И муравейники в лесу вам трогать не пристало,
Ведь не хотите же всерьез, чтоб людям хуже стало.
4.Зимой, когда за окнами пурга, когда все мёрзнут в холода,
Подумайте о птицах.
Добро сердец ваших потом воздастся вам сторицей.
Ведущая: Природу Земли надо беречь. Земле необходимы забота и тепло наших рук.
Для этого нам надо постараться. Не забывать и выполнять
Все правила, услышанные нами, начнём, друзья сначала сами.
Ведь дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни.
Ведущая: А пока на Земле исчезают многие животные и растения. У нас есть в стране «красные книги», куда заносятся очень редкие животные и растения. (показываю «красную книгу» растений своей местности).
Многие из них являются лекарственными.
1.Наш дом родной, наш общий дом, -
Земля, где мы с тобой живём.
Ты только посмотри вокруг: тут речка- там-зелёный луг…
Не разоряйте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.
2.Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Ведущая:
А сейчас, ребята, послушайте чёрный юмор в коротких штанишках!
1.Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
Да, щёлочь там, а не вода, значит мячику хана!
2.Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко.
Да на ней и гривы нет, два масла лишь, да хребет.
3.Матросская шапка, верёвка в руке,
Тяну я кораблик по грязной реке.
Но где же лягушки и жук-плавунец?
В такой - то грязищи? Давно им конец!
4.Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу.
Съел пестицидной травушки, сейчас я упаду.
5.Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине,
Да он к бензину не привык, что к выхлопной трубе приник.
6.Уронили мишку в лужу – ни кому теперь не нужен.
Не поможет даже Дося, или как там, тётя Ася.
7.Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.
Под дождём кислотным взмок, со скамейки слезть не смог.
Частушки:
1.По дорогам вдоль опушек часто давим мы лягушек.
Но запомнить должен каждый, что беречь лягушку важно.
2.Чем уничтожать лягушку, лучше сделайте кормушку.