С детства необходимо воспитывать в обучающихся человечность, доброту, внимательное отношение к природе. Лучшим способом для такого обучения будет игра - наиболее понятный, радостный и естественный для детей вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми и более интересными.
Дидактические экологические игры лучше всего проводить на открытом воздухе, во время прогулок. В процессе таких игр решается несколько задач: оздоровительная и обучающая одновременно. Дети знакомятся с природой и развиваются физически. Дети с большим интересом и желанием включаются в подобные игры, проявляют двигательную, умственную и речевую активность, что в конечном итоге влияет на их физическое и интеллектуальное и духовное развитие.
Игра1. «Деревья, травы, цветы» Цель: развивать внимание, быстроту реакции. | Ход игры: Педагог предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя движения. Если куст - похлопать, дерево - поднять руки вверх, цветок травы положить руки на пояс. |
Игра 2. «Что растет в родном краю» Цель: закрепить названия растений родного края, развивать внимание, быстроту реакции. | Ход игры: Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности. |
Игра 3. «Земля, вода, огонь, воздух» Цель: закрепить названия разных стихий и место обитания животных. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, речь. Материал: Мяч. | Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь». Если водящий сказал «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «Вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «Воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры. |
Игра 4. «Цветы» Цель: закрепить названия цветов, развивать двигательную активность, внимание, ловкость, слуховую память и речь. | Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название, какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей по жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой- нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой- нибудь цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман. |
Игра 5. «Звери» Цель: закрепить названия зверей, развивать двигательную активность, внимание, ловкость, слуховую память и речь. | Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название, какого- нибудь зверя. Одно и то же название не может быть у нескольких детей по жребию выбранный зверь, например рысь, начинает игру. Она называет какого- нибудь зверя, например волка. Волк бежит, а рысь догоняет его. Когда волку грозит опасность быть пойманным, он называет какого- нибудь зверя, участвующего в игре. Убегает названный зверь. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман. |
Игра 6. «Рыбы» Цель: закрепить названия рыб, развивать двигательную активность, внимание, ловкость, слуховую память и речь. | Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название, какой- нибудь рыбы. Одно и то же название не может быть у нескольких детей по жребию выбранная рыба, например стерлядь, начинает игру. Она называет какую- нибудь рыбу, например карпа. Карп «уплывает», а стерлядь догоняет его. Когда карпу грозит опасность быть пойманным, он называет какую- нибудь рыбу, участвующую в игре. «Уплывает» названная рыба. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман. |
Игра 7. «Птицы» Цель: закрепить названия птиц, развивать двигательную активность, внимание, ловкость, слуховую память и речь. | Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название, какой- нибудь птицы. Одно и то же название не может быть у нескольких детей по жребию выбранная птица, например сорока, начинает игру. Она называет какую- нибудь птицу, например дятла. Дятел «улетает», а сорока догоняет его. Когда дятлу грозит опасность быть пойманным, он называет какую- нибудь птицу, участвующую в игре. «Улетает» названная птица. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман. |
Игра 8. «Птицелов» Цель: учить детей звукоподражанию птиц, закрепить названия птиц и место их обитания, воспитывать любовь к ним. Примечание: До начала игры педагог разучивает голоса птиц. Играющие не должны прятаться и обязаны остановиться на месте сразу по сигналу. | Ход игры: Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре- птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом. |
Игра 9. «Эхо» Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением в природе как эхо, развивать связную речь, звукоподражание. Воспитывать бережное отношение к природе. | Ход игры: Перед игрой педагог объясняет детям, что такое эхо: «Вы слышали когда- нибудь про эхо? Оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажите «Здравствуй эхо!» - то оно ответит вам так же «Здравствуй эхо!», потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого детям предлагают поиграть в игру, в которой они по очереди будут исполнять роль эха, то есть они должны будут в точности повторить то, что услышат. |
Игра 10. «Вершки и корешки». Цель: закрепить знания о строении и употреблении в пищу овощных растений. Закрепить правила игры, расширять знания детей. Материал: медальоны с изображением одной части овощных растений: корешки, вершки. | Ход игры: У одних детей медальоны с изображением корешков, у других- вершков. Становятся в большой круг, образуя «корзину», двигаются по кругу со словами: Волшебная корзина полным - полна, Да в ней все перепуталось до самого дна. Опрокинулась корзина, разбежались корешки, А за ними и вершки. Дети разбегаются и бегают по игровой площадке. Педагог говорит: Тише, тише, не спешите И друг друга находите: Корешок найдет вершок, А вершок - свой корешок. Дети образуют пары, называют съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить. |
Ирга 10 «Вершки и корешки» (вариант2) Цель: закрепить знания о строении и употреблении в пищу овощных растений (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). | Ход игры: Педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобные корени овоща нужно называть корешками, а съедобные плоды на стебле - вершками». Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Педагог предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Педагог называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» . Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. |
Игра 11. «На ёлку» Цель: научить детей имитировать характерные движения зверей. | Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, вы сейчас превратитесь в лесных зверят и будете изображать их походку». Прискакал из леса к нам Длинноухий зайка. А за ним, смотрите все, Рыжая лисица. Захотелось и лисе С нами веселиться. Вперевалочку идет Косолапый мишка. Он несет в подарок мед И большую шишку. |
1 Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
4. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
5. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
6. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
7.Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
8. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.