Просмотр содержимого документа
«Давай пожмём друг другу руки»
Тема : Давай пожмём друг другу руки
Классный час в 4 классе
Цели : 1.Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при встрече и при прощании.
2.Расширить знания учащихся о вежливых словах.
3. Воспитывать у учащихся уважение к старшим.
Ход мероприятия :
Учитель: Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.
Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком.
Учитель : Здравствуй! Здравствуйте! Мы говорим друг другу «здравствуй» каждый день.Много или это мало? С одной стороны, как будто бы мало : что нового мы сообщили? А с другой – сколько досадных минут переживаем мы, если знакомый человек прошёл мимо и не поздоровался. Приветствуя другого, мы подтверждаем свое знакомство и готовность продлить его.
Здороваясь с незнакомым человеком, мы выражаем ему доброжелательное отношение и показываем намерение вступить с ним в контакт.
Известно, приветствие незнакомых у разных народов разное. У русских не принято здороваться в лифте, в то время как у европейцев это обязательное правило этикета. При обращении друг другу с вопросом на улице, русские не здороваются , а извиняются. «Простите», «Скажите пожалуйста»,… А в Таллине сначала здороваются, а потом спрашивают.
«В приветствии,- пишет американский психотерапевт Эрик Берн , - содержится один из принципов гуманизма. Мы улыбнулись другу и поклонились, нам ответили тем же- … это был обмен поглаживаниями, то есть, приятными ощущениями. Знакомые люди, встречаясь, исполняют ритуал, в среднем состоящий из 8 «поглаживаний».
Инсценировка .(Участвуют ученики 4-го класса)
-Здравствуй!
-Привет!
-Как дела? Как жизнь?
-Да неплохо. А у тебя?
-Тоже нормально. Погода-то какая стоит!
-Да. Погода замечательная. Подольше бы такая постояла.
-Ну пока!
-Всего хорошего!
Учитель : Цепочка «поглаживаний» зависит от взаимоотношений людей, степени их близости. И хотя информации в таком общении мы не получаем, обмен типа: « Я к тебе хорошо отношусь и желаю тебе добра» - играет в жизни не меньшую роль, чем знания. Он подверждает, что человек уважаем, к нему хорошо относятся. Вы согласны со мной? ( Ответы детей).
Учитель : Есть день, который называется – Всемирный день приветствий. Какой это день, ребята знаете? Днём приветствий объявлен ЮНЕСКО 21 ноября.
Историки не могут точно, когда человек впервые ощутил потребность кого-то приветствовать, зато известно, как это делают различные народы. И сейчас мы расскажем вам об этом.
1-ый ученик (жесты в приветствии) :
Когда мы здороваемся, пожимаем друг другу руки. Это жест понятен всем хотя, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
При встрече тибетцы снимают головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо и высовывают язык. Это означает: « Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен!»
2-й ученик: Выбор приветствий зависит от многих причин (на слайде)
1. От возраста. Для детей и молодых типичны- «привет».
2. От пола, например, «здорово»- мужское, грубоватое приветствие.
3. От степени близости обучающихся – «позвольте вас приветствовать!»
4. От времени суток- «доброе утро, добрый день, добрый вечер».
5. Официальные приветствия- «разрешите вас приветствовать», «приветствую вас»- типичны при обращении к аудитории.
Учитель : Слово «приветствовать» происходит от корня вет –(совет, привет, завет), который имел значение «договор», «совет».
Задача по речевому этикету (предлагается выражения на слайде), которыми люди часто пользуются в начале или в конце разговора, для установления контакта. Оценить, уместно ли каждое из них в разговоре с незнакомым человеком.
Пока!
Привет!
Здорово!
Хэллоу!
Чао!
До свидания!
Доброе утро!
Бай-бай!
Здравствуйте!
Доброй ночи! (Анализ ответов).
Учитель : Исконно татарские приветствия вот такие.
4-ый ученик (исполняет песню на татарском языке )”Әссәләмегаләйкем” Госман Садә шигыре, Резеда Әхъярова кое.
Учитель : А какова роль улыбки в отношениях между людьми ? Хочу напомнить Вам прекрасные слова В.Солоухина : « А ведь у людей в распоряжении есть улыбка».
5-ый ученик :Почти всё у человека предназначено для самого себя : глаза- смотреть, ноги- ходить, рот- поглащать пищу- всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркало, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко.
Музыкальная пауза, звучит песня «Улыбка»
Показ сценки из мультфильма «Привет» ( мартышка, слон, удав).
Учитель : Моё пожелание каждому из вас, ребята, станьте приветливым человеком, и мир изменится. Потому что по большему счёту лицо каждого из нас- зеркало, в котором отражается душа. И только от нас зависит, каким будет это зеркало- кривым или честным.