kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Что значит воспитанный человек?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

пркравпыпвапррьптпаысернолгиропавывуакенгортпиававпенрот

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Что значит воспитанный человек?"»


Введение

 В наше время школьные учебные пособия не раскрывают проблемы изучение культуры в школе. В практике преподавания блока информации по культуре среди педагогов отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся единой концепции по данному вопросу. Учителя однотипно подходят к выбору методики. Чаще всего это сообщения, рефераты, доклады по культуре или же вообще учитель не затрагивает данный блок с культурой. Методический аппарат по проблеме изучения культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся рекомендации утратили свою своевременность с изменениями в системе образования.

Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения культуры. Основной целью образования в этом вопросе является выявление и изучение основных закономерностей развития общества, развитие мышления у учащихся, а также формирование нравственной культуры.

По требованиям ФГОС основного общего образования изучение культуры на уроке истории в школе является неотъемлемой частью : «формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества» и «воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.»

Степень изученности проблемы исследования. Педагоги в наше время отходят от формационного подхода к цивилизационному. В связи с эти изменяется структура знания и уделяется больше внимания развития культуры.

Повышение интереса к культуре рождает новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного образования в настоящее время привело к необходимости углубленного изучения проблемы, обозначенной в курсовой работе.

Вопрос изучения культуры в общеобразовательном учреждении рассматривался многими авторами.

Методика изучения истории 1977 года под редакцией Дайри, указывает на недостаток изучения культуры в программе школы. Коровкина рассматривала компонент культуры как не основной, по отношению к образовательным программам. Огромный акцент на блок культуры в образовательном процессе был сделан с принятием Федерального Государственного Образовательного стандарта первого поколения. Учебные пособия дополнялись вопросами культуры, что позволило развивать личность обучающегося духовно-нравственной. С принятием стандарта второго поколения вопрос культуры был акцентирован в учебной и методической литературе.

Вяземский Е.Е. и Стрелкова О.Ю. рассматривают вопрос об единстве конкретного и абстрактного в процессе обучения и прослеживается формирование исторических знаний у учащихся путем перехода от конкретных представлений к обобщающим понятиям и осмыслению учениками исторического процесса в целом.

       Короткова М.В. выясняя логико-психологические основы преподавания истории, подводит к пониманию места и назначения различных средств и процесса обучения истории.

      Разработкой вопросов поликультурного образования в контексте изучения истории занималась Сыродеева.

       Вопросы монокультурного образования как ценностного основания современного истерического образования рассмотрены Г.Д. Дмитриевым.

В результате изучения научной литературы, раскрывающей различные подходы к оценке вопросов культуры на уроках в школе, мы выявили противоречия между потребностями изучения вопросов культуры на уроках истории и слабой разработанной методической базой.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы содержания и педагогические условия рассмотрения блока культуры на уроках истории?

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории»

Цель исследования - выявить наиболее эффективные подходы к эстетическому воспитанию и образованию в рамках исторического обучения.

Объект исследования - является процесс обучения истории в школе.

Предмет исследования - эстетическое воспитание и образование учащихся в процессе обучения истории.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:

1. Обозначить основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории;

2. Раскрыть роль и значение уроков истории, направленных изучение вопросов культуры;

3. Изучить методические приемы организации и проведения уроков истории, направленных изучение вопросов культуры;

4. Определить педагогические условия, формирования реализации методики изучения вопросов культуры на уроках истории;

5. Показать реализацию методик по изучению вопросов культуры на уроках истории;

6.  Рассмотреть анализ результативности работы по реализации методики изучения вопросов культуры на уроках истории;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ научно-методической литературы и психолого-педагогической.

2. Эмпирические: наблюдение, сравнение, описание.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её материалов в процессе обучения истории на уроках в школе.

Источники: документы, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Историко-культурный стандарт.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.

 















1. Теоретические основы изучения вопросов культуры на уроках в процессе обучения в школе


1.1 Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории


Изучение вопросов культуры призвано способствовать становлению личности учащихся, формированию их мировоззрения, характера. Соприкосновение и знакомство с шедеврами культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо.

В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 20 лет назад. Историки постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, в ряде учебников всё больше декларируется применение цивилизационного подхода. В основу процесса реформирования системы образования положен принцип приоритета личности, а средствами достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение достижениями отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления – вот практические ориентиры реформы образования. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней, рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Все это обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов истории культуры в школьном курсе истории.

Изучение на уроках истории вопросов культуры помогает сформировать систему соответствующих знаний, умений и систему ценностных отношений к Отечеству, человеческой жизни, культуре, природе, семье. У школьников тем самым развивается интерес к истории и культуре не только своего, но и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

Однако, изучение культурологического содержания школьного курса истории является традиционно сложным как для учителя, так и для учащихся. Это связано с рядом проблем, например, отсутствием четкого подхода к изучению вопросов культуры в рамках школьного курса истории.
Для начала необходимо задуматься о том, какое место занимает культура в школьном курсе истории, и какова ее роль. Предметы, изучаемые в школе, не дают ученикам полные знания в историко-культурной области, поэтому эта функция возложена на курс истории. При этом, параграфы, посвященные истории культуры выносятся для изучения в конец главы или большой темы. Возникает впечатление, что содержание этих параграфов практически не связано с социально-политическим содержанием курса истории.

Если мы проанализируем параграфы по вопросам культуры в школьных учебниках, написанные разными авторами, то мы увидим, что во многих из них текст слишком научен, не содержат ярких образов. Не все школьные учебники имеют хороший по качеству иллюстративный материал, а наглядность очень важна при формировании представлений.

Но самое важное для нас то, что самые слабые разделы в учебниках курса истории посвящены культуре. Здесь мы можем увидеть даже ошибки и неточности. Авторы учебников не упоминают важные для запоминания памятники, имена, закономерности, понятия в области культуры, и наоборот отдают предпочтение второстепенному, малозначимому.

Зачастую, в школьных учебниках представлен традиционный персоналистский подход к изучению истории культуры: параграфы переполнены именами известных деятелей культуры и их достижениями.

Конечно, знать выдающиеся имена и значительные открытия необходимо, но, когда мы говорим об усвоении ребенком столь большого по объему материала, то сделать это довольно сложно. И, к сожалению, мы не можем проследить связь известного деятеля с обществом при таком подходе, а это в свою очередь неблагоприятно сказывается на успешном усвоении предмета. Необходимо показывать связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе.

В учебниках значительное внимание уделяется изучению литературы, музыки, искусству. По мнению Ю. С. Рябцева задача историка состоит не в том, чтобы познакомить учащихся, например, со «Словом о полку Игореве», ведь гораздо квалифицированнее это сделает филолог. Историк должен подчеркнуть место и роль литературы в широком контексте культуры, показать, как отражались те или иные исторические события в произведениях писателей, какое влияние оказывала книга на читающее общество.

Не возможно не согласиться с данным высказыванием, ведь, гораздо эффективнее было бы тратить время на более подробное изучение бытовой культуры, так как это важнейшая и интереснейшая сфера. Обращаясь к быту, мы можем воссоздать наглядные картины прошлого, а это является важным звеном в обучении школьников. Стоит обратить внимание на костюмы, праздничную культуру, трапезу, домашнюю утварь. Думаем, что это вызовет значительный интерес со стороны учащихся.

Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории, на наш взгляд, является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по истории культуры в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части. Другим возможным способом является изучение ряда явлений социально-политического и экономического плана через культурно-исторические факты и достижения.

Если мы откроем учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XIX век», то мы можем увидеть, что авторы данного учебника предлагают нам персоналистский подход изучения культуры в курсе истории. Большинство учителей предпочитает использовать данный подход. Некоторые же наоборот остановили свой выбор на интегрированном подходе, вот один из его примеров.

Возьмем за основу главу I учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Россия в первой половине XIX века» для 8 класса. Четыре последних параграфа этой главы (Образование и наука; Русские первооткрыватели и путешественники; Художественная культура; Быт и обычаи) отведены вопросам культуры. Материал из этих параграфов мы используем при изучении каждого параграфа этой главы. Дойдя до параграфов по истории культуры, учащиеся уже в целом владеют материалом и проявляют больший интерес к изучению данной сферы.



1.2 Роль и значение уроков истории, направленных изучение вопросов культуры.


Школьный курс истории во все времена выполнял важную роль формирования мировоззрения нового поколения. Но ещё важнее становится понимать ценностные аспекты бытия, которые лежат в основе деятельности стран, народов и каждого конкретного человека на различных этапах его жизни, поэтому всё более актуальным становится изучение содержания исторического процесса с точки зрения культуры. В процессе рассмотрения особенностей исторического и культурного развития государств, формируется гармонично развитая личность.

Велика роль культурно-исторического материала, он есть в курсах разных предметов и в каждом случае имеет свою специфику, которую используют учителя в преподавании. Межпредметные связи способствуют созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной и мировой культуры -достигается большая эффективность освоения культурного наследия.

Так, на уроках физики, химии, биологии и других предметов естественнонаучного цикла школьники узнают основные вехи развития соответствующей науки.

Предметы эстетического цикло-музыкальная культура, изобразительное искусство- знакомят учащихся с художественно-образным осмыслением мира в разных видах искусства, с присущим им изобразительно-выразительным языком, с отдельными выдающимися памятниками музыкального и изобразительного искусства. На уроках литературы школьники изучают произведения разных эпох, различных жанров, выразительные средства литературы, как искусства.

Особая роль принадлежит самому предмету история: духовная культура в ней раскрывается, как компонент общественно-экономической формации, многие её проявления (образование и наука, общественная мысль, литература и искусство, театр и тд.) рассматриваются в их динамике, взаимосвязи и поступательном развитии, в их социальной обусловленности.

Обучая истории, мы формируем и углубляем понятие «культура» как целостное, системное единство составных ее частей — реальность  духовной жизни человека и общества, прослеживаем развитие культуры как одной из сторон общественно-экономической формации  и постепенное ее высвобождение от пут религиозной идеологии  в ходе познания мира; само познание мира в двух его формах — наукой, раскрывающей закономерности жизни природы и общества, и искусством, познающим мир в художественных образах; активное воздействие науки и искусства на общество, их участие в преобразовании действительности; классовый характер культуры в классово антагонистическом обществе и отражение в ней классовой, идеологической борьбы вплоть до открытого столкновения двух культур в культуре буржуазного общества; глобальный характер этого столкновения в свете противоборства двух систем и обострения  идеологической борьбы в современном мире; изменение содержания, роли и значения культуры в обществе, строящем коммунизм,— расширение сферы культуры, ее всеохватывающий характер; роль народных масс в создании материальных и духовных ценностей, в их распределении и потреблении.

Ещё одним показателем значимости изучения культуры включение значительного числа заданий на знание и понимание культурно исторического контекста в содержание Всероссийских проверочных работах, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена 

В структуре контрольных измерительных материалов ВПР есть задания по культуре такие как: работа с изобразительными историческими источниками (1 вопрос) и реализация историко-культурологического подхода (7, 8 вопросы). Данные задания направлены на знания вопросов культуры в школьном курсе истории, а также на знание краеведческого материала.

В ОГЭ нам представлены задания 13 и 14 - факты истории культуры с древнейших времён до 1914 года.

В содержание ЕГЭ задания 17, 18, 19 предполагают базовые или повышенного уровня знания по культуре всего периода отечественной истории.

Без изучения вопросов культуры на уроках истории дети не смогут справится с заданиями на важных экзаменах в их жизни. Поэтому каждому учителю стоит уделять отведённое время на тщательное рассмотрение разделов культуры в различных периодах.

Таким образом, вопросы культуры в школьном курсе истории будут всегда актуальными. Постижение истории и культуры должно быть направлено не только на успешное прохождение итоговой аттестации, но и учитывать ценностную составляющую в формировании личности обучающегося. Именно школа призвана воспитывать личность, которая объективно будет оценивать не только историко-культурное прошлое, но и настоящее. Отсутствие представлений о культуре цивилизаций в различных этапах ее существования предполагает появление радикальных взглядов.



2. Методические аспекты организации процесса изучения вопросов культуры на уроках истории

2.1. Методические приемы организации и проведения уроков истории, направленных изучение вопросов культуры


Вопрос о преподавании истории культуры - сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но для учеников за ними обычно ничего не стоит. Когда автор упоминает, допустим, Шиллера, то для него за этим именем встает целый мир немецкого романтизма, «Коварство и любовь» и пр., и он вольно или невольно из этого исходит. Однако, для ученика это просто иностранное имя, в лучшем случае, чисто формально вписанное в культурный контекст.

При изучении истории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующих установок. Во-первых, в содержательном отношении материал по культуре не самостоятелен. Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами». Без и вне человеческой истории культура не существует. Во-вторых, памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления. Вспомним хотя бы христианские храмы как образы мира средневекового человека или Галикарнасский мавзолей как выразительный продукт эклектики цивилизации эллинизма. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсе истории.

В-третьих, если говорить об искусстве, его произведения глубоко эмоциональны и индивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит», значит научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей» современностью.

В-четвертых, сам учитель, как правило, не разбирается хорошо во всех направлениях искусства и сферах культуры. Поэтому, при изучении культуры имеет смысл сконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции и закономерности развития которых (а также связь с историческим контекстом) понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.

Обратимся теперь к конкретике. В курсе истории Древнего мира античные развалины нередко вынесены на обложки учебников, что, к сожалению, задает восприятие античности детьми как чего-то бесконечно далекого от них, разрушенного и остаточного. Однако если обратить энергию учеников на поиск античного наследия в современном мире, греческие храмы восстанут из руин в родном городе в образе местного дворца культуры или бывшей усадьбы, превращенной в музей. Данный прием в V и VI кл. при изучении вопросов культуры является одним из самых эффективных.

Например, первый урок по истории Древней Греции можно начать с того, что попросить учеников достать из портфелей учебники по всем предметам - у большинства будут греческие названия, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых. Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики с изображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах и керамической посуде.


Изучая античность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» и предложить найти следы античности в следующих сферах:

· архитектура (Греция - портик, Рим - арка, использование бетона и пр.);

·развлечения (Греция - театр, спорт);

· наука и образование (большинство наук зародилось в эпоху античности, греческий алфавит, римские цифры);

· имена (греческие и римские),

· географические названия (например, Севастополь); и др.

На итоговом уроке может быть составлена презентация с элементами греческой и римской культуры, которые имеют узнаваемые аналоги в той или иной местности, в повседневной жизни учеников.

При изучении темы «Религия древних греков» можно дать задание сравнить греческий пантеон с египетским и найти принципиальные различия (древнегреческие боги по сравнению с древнеегипетскими антропоморфны и легко выстраиваются в иерархию), а потом попросить учеников объяснить эти отличия (для справки можно дать прочитать текст учебника, где описывается происхождение греческих и египетских богов). Ключ к ответу в том, что египетские боги - олицетворение стихийных сил природы, которые нельзя выстроить в строгом иерархическом порядке, а греческие боги - люди, наделенные необычными сверхкачествами, но все же поддающиеся упорядочиванию.

По опыту автора, овладевшие подобными приемами работы ученики зачастую начинают задавать вопросы о таких «скользких» аналогиях, как, к примеру, зиккураты (или пирамида Джосера) и мавзолей В.И. Ленина. К такому повороту учитель должен быть готов.

По наблюдениям, авторы учебников при написании параграфов по истории культуры больше всего боятся что-нибудь забыть, не упомянуть какого-либо значительного деятеля или памятник. Тем же страдает и немалая часть учителей, особенно начинающих - им хочется «по полной» загрузить детей. Но мы всегда должны помнить замечательный афоризм Козьмы Пруткова - «Нельзя объять необъятное». А культура человечества - необъятна. Так что давайте поставим перед собой более скромную и реалистичную задачу - через некоторые произведения постараться понять прошлое, выявить те или иные тенденции развития. Иначе дети получат не пищу для ума, а лишь материал для разгадывания кроссвордов.

Каждый учитель испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение на уроках истории. Это во многом определяется спецификой школьного курса - дети получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК. При этом, зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия. Такие виды культуры, как архитектура, скульптура, киноискусство в большинстве школ изучаются только на уроках истории.

Данную проблему можно попробовать решить использованием на уроках истории различных методик, позволяющих задействовать разные каналы получения информации учащимися (визуальный, аудиальный, кинестетический), развивать творческие способности учащихся.

Методисты предлагают следующие методические приемы преподавания вопросов культуры на уроках истории:

1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).

2. Приемы монологического и диалогического изложения:

o рассказ, лекция, учебная игра, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски; )

o диспут, семинар (интерактивная доска, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы

o виртуальная экскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).

3. Метод. приемы работы с учениками: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw).

Подробнее рассмотрим некоторые из них.

1. При изучении отдельных тем используются учебные игры, которые способствуют развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллект и эмоциональный настрой учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед нами в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд, а сильным учащимся предлагается его составить. Для результативности игры очень важным является создание учителем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней активное участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, целенаправленность совершенных игровых действий, подведение итогов, оценка результативности.

Элементы театрализованных игр используются на уроках особенно активно в среднем звене, в силу возрастных особенностей. При изучении истории Древнего мира очень популярны уроки - путешествия в Древний Египет, Междуречье, Китай, Грецию и т.п. При этом используются наглядные пособия, изготовленные самими детьми. Это - рисунки, орудия труда и охоты, карты и т.д. Такой вид деятельности развивает творческий потенциал ребенка. Так же в 5 классе может проводиться игра «Откуда это?». Участникам раздаются предметы, например, чай, сахар, стекло, хлопок, бумага, компас. Ребятам нужно рассказать, когда люди впервые стали пользоваться этими предметами, где они были изобретены.

2. Постановка проблемы в начале урока. Так, при изучении в 5 классе темы «Развитие научных и философских знаний Древней Греции», а также темы «Возвышение Македонии» детям тяжело усвоить предлагаемый объем информации, и задача учителя состоит в том, чтобы наглядно и словесно показать значимость темы, раскрыть ее содержание, заинтересовать и подтолкнуть ребят к изучению данного материала. Постановка проблемы на таком уроке особенно актуальна, так как проблемное обучение заставляет логически мыслить, заниматься поиском весь урок. Заполнение таблицы в тетради во время подготовки домашнего задания способствует закреплению и запоминанию изученного на уроке. Изучая вопросы искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, проводим ассоциативные параллели.

Изучение вопросов культуры необходимо проводить по типовому плану, который дает возможность развивать логическое мышление у школьников, а также сравнивать изучаемые периоды культуры разных стран.

3. Особенностью преподавания вопросов культуры в 11 классе является то, что перед нами сформировавшиеся личности со своими взглядами и убеждениями. И здесь от учителя требуется особый подход к учащимся, позволяющий дать возможность высказать свою точку зрения по изучаемому материалу, охарактеризовать позиции и т.д. Поэтому в 11 классе данные уроки требуют проведения диспутов, заседаний «круглых столов». Живая беседа дает возможность получить интересную информацию о проблемах, волнующих наших выпускников, об уровне их знаний по тому или иному вопросу, о сильных и слабых сторонах их нравственных убеждений.

Во время диспута учащиеся проявляют наибольшую активность. У них формируется умение критически относиться к высказываниям по проблемам изучаемых тем. Они учатся защищать свою точку зрения. Для того, чтобы диспут проходил живо, заинтересованно, готовятся совместно с несколькими учащимися «острые» вопросы, создаются спорные, требующие размышления ситуации.

4. Очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так, при изучении темы «Поэмы Гомера. Троянская война», «Мир художественной культуры эпохи Возрождения» в 5 классе, «Возникновение и распространение христианства. Библия» происходит процесс интегрирования с уроками МХК, литературы, музыки.

5. При изучении вопросов культуры не возможно обойтись без музыкального сопровождения в виде классических произведений, произведений созданных в изучаемую эпоху. Сейчас это делать еще проще, так как интересующие нас произведения доступны, их легко найти с помощью Интернета, диски находятся в свободной продаже. А потом перенести их на другой носитель и воспроизвести в нужной последовательности вообще не составляет никакого труда.

6. Слайды, диафильмы, картины, исторические фильмы предоставляют возможность в деталях более целостно представить изучаемый период; формировать образное представление об исторической эпохе.

7. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений, навыков, ценностных отношений. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

8. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ЗУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий - интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке. Другое направление использования информационных технологий связано возможностью применения сети для совершения виртуальных экскурсий по художественным музеям всего мира, наблюдения памятников архитектуры в масштабе реального времени.(18; с.43)

Итак, задачи педагога:

1. Отобрать материал так, чтобы стала очевидной линия развития культуры.

2. На каждом уроке стремиться к установлению межпредметных и межкурсовых связей.

3. Проследить связь между творческими направлениями разных эпох.

4. Учитель должен помнить, что различные виды искусства могут показать лишь определенные стороны многообразия жизни. Необходимо проследить единство различных видов искусства определенного периода, показать как одни и те же исторические процессы проявляются в разных видах культуры.

5. Ни в коем случае нельзя сводить знакомство с художественными произведениями как с иллюстрацией к историческому процессу. Надо научить учащихся понимать, что художественное произведение обладает собственной эстетической, гуманистической ценностью. Для этого необходимо разработать систему вопросов для анализа произведения, выделения его художественных особенностей, творческой манеры автора.

6. Необходимо повышать познавательный интерес у учащихся при изучении вопросов культуры, используя активные методы обучения, такие как ролевая игра, урок-экскурсия, конкурсные задания, составление кроссвордов, проектный метод обучения, что ведет к внедрению практико-ориентированного подхода в обучении истории.

Эти деятельности позволяют развивать творческие способности учащихся на уроках истории, предоставляют широкие возможности для воспитания личности, стремящейся к самоактуализации, умеющую ценить духовные и материальные богатства общества, способствующую восстановлению и обогащению его духовности.


2.2 Описание фрагментов урока по изучению вопросов культуры в школе












Заключение


Культура во все временя играет важную роль в жизни человека и общества. Человек, не знающий своей культуры, культуры своего народа, не является развитым, он не в силах по достоинству оценить весь спектр умений, знаний и навыков, на которые способен его народ.

Изучение вопросов культуры на уроках истории помогает формированию у учеников ценностных ориентаций и убеждений, на основе личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма, так же с благодаря урокам культуры у учащихся появляется стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества. История воспитывает современное историческое сознание, учит восприятию отечественных и мировых культурных традиций и ценностей.

Вопрос о преподавании истории культуры носит сложный характер. Учебники и пособия в наше время не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал объемный, а количество часов по-прежнему мало. Поэтому вопрос преподавания культуры на уроках истории стоит остро.

Анализ учебной и методической литературы показывает, что сегодня сложились разные подходы к преподаванию историко-культурного материала в школе. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять ценностный, персоналисткий, искусствоведческий, диалогический, проектный и продуктивный подход.

Учитель всегда испытывает определённые трудности в отборе материала на уроках истории. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ей восприятия.

Данную проблему можно решить, используя различные методики .

       Очень важным моментом для школьников является исследование культуры, в том числе при подготовке к Единому Государственному Экзамену так, как в нём присутствуют вопросы культуры в большом объёме. И главная задача педагога-историка подготовить обучающегося к экзамену, а для этого существует целый ряд всевозможных методик и принципов.

Педагогические условия формирования реализации методики изучения вопросов культуры на уроках истории зависят от дидактических принципов и воспитательной работы.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Что значит воспитанный человек?"

Автор: Митюнина Мария Алексеевна

Дата: 16.01.2022

Номер свидетельства: 597948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Что значит быть человеком?"
    ["seo_title"] => string(29) "chto_znachit_byt_chelovekom_1"
    ["file_id"] => string(6) "617757"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668855199"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ? КТО ЭТО? "
    ["seo_title"] => string(36) "chto-znachit-byt-mietodistom-kto-eto"
    ["file_id"] => string(6) "208432"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430814600"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Интеллектуальная игра «Что значит быть патриотом ?» "
    ["seo_title"] => string(52) "intielliektual-naia-ighra-chto-znachit-byt-patriotom"
    ["file_id"] => string(6) "195768"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427963210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Классный час. Тема: «Что значит — быть настоящим гражданином»"
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyi-chas-tiema-chto-znachit-byt-nastoiashchim-ghrazhdaninom"
    ["file_id"] => string(6) "306545"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458144642"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Мастер-класс "Это высокое звание- Человек!""
    ["seo_title"] => string(40) "mastierklassetovysokoiezvaniiechieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "266110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450095797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства