Класс 10
Тема мастер-класса «Это высокое звание- ЧЕЛОВЕК»
Цель: расширять представление о том, что значит «быть человеком».
Задачи:
- дать определение понятиям « толерантная личность», «интолерантная личность»;
- способствовать формированию навыков позитивного общения;
- развивать умение размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы;
- воспитывать доброжелательность, уважение к людям, обмениваться добрыми впечатлениями, хорошим настроением.
Ресурсы: аудиозаписи песен «Быть человеком», «туган жерим» ватман, маркеры,презентация к занятию
Ход занятия:
Круг радости
Дорогие друзья, сегодня вашему вниманию я предлагаю фрагмент занятия, цель которого расширить представление о том, что значит быть настоящим человеком. Я желаю Вам, чтобы не смотря ни на что Вы всегда оставались настоящими людьми. И для поднятия настроения я предлагаю исполнить фрагмент из песни «Быть человеком» (гр. «Непоседы»).
1 Непоседы(1,15 1куплет,2 раза припев)
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века
Самая главная в жизни профессия
Быть человеком!
Я хочу сегодня поговорить о том, что волнует на мой взгляд всех. Мы поговорим об этом высоком звании- Человек! Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»
Учащиеся выходят к доске и дополняют запись своими вариантами.(пишут слова маркером)
Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – ученик, ученица;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;
Я – пешеход ит.д.
– Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной, настоящей личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.
Вашему вниманию предлагается небольшая сценка «Перед вами две дороги, выбирайте!
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте.”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо.
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Спасибо за ответы, а сейчас я предлагаю познакомиться еще с одной ситуацией внимание на экран.
2Песня-притча бабочка
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
3 (слайд- толерантная, интолерантная личность, учащиеся пишут маркерами на ватмане)
1 слайд- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
2 слайд Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
3 Слайд-Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Терпение
Чувство юмора
Уважение мнения других
и т.д.
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
и т.д.
А сейчас мы с вами поиграем в “Волшебную лавку” я дам вам возможность выяснить, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Представте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Я буду выступать в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вы можете выбрать одну или несколько “вещей”, которых у вас нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем вам нужно и в каких случаях вы хотите быть терпеливым. В качестве платы я буду просить что-то взамен.
Спасибо большое. Я надеюсь и верю, что каждый из вас станет настоящим человеком. И я буду вами гордиться. А для этого в некоторых ситуациях люди многое отдают, оправдывая званье человека, как пишет узбекская поэтесса Т.Зумакулова Ибраев Р
И человек не потому, что сыт,
Свой скудный хлеб голодным предлагает
И мать не от бессонницы не спит
И люльку полуночную качает.
Нам, людям, каждый час необходим,
Ни лишних сил, ни хлеба не бывает,
И отдающий отдает другим
Лишь то, что от себя он отрывает.
Ни у кого нет жизни запасной
Как век ни длинен, не хватает века,
И все же люди жертвуют собой,
Оправдывая званье человека.
Рефлексия: Ребята, я предлагаю вам взяться за руки и по цепочке ответить на такой вопрос: За какие человеческие качества вы считаете своего одноклассника настоящим человеком?
Например: Ляззат, я считаю что ты настоящий человек потому что, ты отзывчивая….
И в завершении нашего занятия я желаю чтобы вы не смотря ни на что никогда не теряли это высокое звание –человек!
Когда в нашем обществе, в нашем молодом, процветающем Казахстане будет побольше хороших и добрых людей мы покорим все вершины!
4 Песня туган жерим и презентация о Казахстане