Просмотр содержимого документа
«Безопасные дороги для школьников»
Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме
«Безопасные дороги для школьников».
Цели:
закрепить знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице;
способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности;
развитие коммуникативных навыков обучающихся, умение работать в группе, создание атмосферы взаимовыручки.
Оборудование: дорожные знаки, фишки.
Оформление кабинета: рисунки детей по теме ПДД, макет светофора, жезл регулировщика, карточки с правилом.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель:Когда мы становимся пешеходами? Ученики: Когда мы идем по улице, переходим дорогу? Учитель: А если мы сели в автобус, трамвай, то в этом случае кто мы? Ученики: Пассажиры. (Учитель знакомит со статистикой ДТП по вине пассажиров и пешеходов). Учитель:Ребята, это мало или много. Почему люди попадают в различные ДТП? Ученики: Нарушают правила безопасного поведения на дорогах. Учитель: Да, вы правы. Причина именно в этом.
Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения.
Безопасное движение – задача общая. Водители, пешеходы, пассажиры – все мы без исключения являемся участниками дорожного движения.
Причины детских ДТП
Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий.
Основными причинами ДТП являются:
Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.
95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды.
Неожиданный выход на проезжую часть.
Дети попадают в ДТП из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины. Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости. Чувство опасности у детей развито недостаточно, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Выбегая на проезжую часть, ребенок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать с большей скоростью легковые автомобили. В результате происходит наезд. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа, в противоположном направлении и попадают в ДТП.
Неподчинение сигналам регулирования.
В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых.
Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.
Игра вблизи и на проезжей части.
В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.
Незнание правил перехода перекрестка.
Одной из причин ДТП может быть переход дороги не по пешеходному переходу на перекрёстке, а по его центру. Не ожидая появления ребенка в зоне перекрёстка, а не на пешеходном переходе, водитель не успевает затормозить и происходит наезд.
Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги.
Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть. В результате происходит ДТП.
Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
Дети, находясь на проезжей части, не могут рассчитать свои возможности. Они считают, что чем быстрее они будут бежать от транспортных средств,
тем безопаснее. При попадании детей в поток движущегося транспорта происходит наезд.
Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дети бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП.
Невнимательность водителей:
- усталость; - отвлечение на окружающий пейзаж; - разговорам с пассажирами; - настройка магнитолы; - чтение газеты, книги, изучение каких – либо документов во время вождения.
Тротуар.
Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из них свои законы. В первом дети проводят львиную долю своего времени и натренировывают привычки. Во втором — ничтожную долю времени, и все привычки, приобретенные в быту, переносят на дорогу.
Погодные условия:
- сильный дождь;
-туман;
- гололед;
-снегопад.
Вождение в нетрезвом состоянии.
Превышение водителем скорости автомобиля.
Несовершенство автомобиля или его неисправность.
Неудовлетворительные дорожные условия - недостатки в обустройстве дорог, их состояние.
Повторение правил дорожного движения
(Учащиеся читают заранее подготовленные стихи и показывают знаки).
По проезжей части ездят
По проезжей части ездят Все по правой стороне, Это Правило движенья Действует в стране.
Пешеходы на дороге Были бы в опасности, Но для них есть тротуар Вдоль проезжей части.
Люди на обочине Двигаться должны Транспорту навстречу С левой стороны.
Переход через дорогу Мы всегда найдем: Полосатая дорожка Нарисована на нем.
Если же под перекрестком Есть подземный переход, По нему через дорогу Ходит каждый пешеход.
Перекресток переехать И дорогу перейти Вам нельзя одновременно, Не столкнувшись на пути.
Регулирует движенье Сложное приспособленье Под названьем СВЕТОФОР.
Загорелся красный Свет, Это значит – хода нет. Светофор сигналит строго: «Не ходите на дорогу!»
А когда горит зелёный, Это значит – путь свободный. Светофор вам говорит: «Переход для вас открыт!»
Если светофора Нет на переходе, Посмотрите влево Прежде, чем пойдете.
Посреди дороги Вправо посмотрите, Транспорт пропустите, А потом идите.
Где вдоль улицы барьер, Там нет перехода. Транспорт движется за ним, Не сбавляя хода.
За барьером можно сразу Под колеса угодить: Ведь тяжёлую машину Нелегко остановить.
На проезжей части Не катайтесь, дети, Ни на самокате, Ни на велосипеде.
Если транспорт на дороге У обочины стоит, Он обычно пешеходам Закрывает общий вид.
Грузовик или автобус Обходить опасно, Это каждый пешеход Должен знать прекрасно.
Эй, водитель, осторожно, Ехать быстро невозможно, Знают люди все на свете В этом месте ходят («Дети»)
Если друг велосипед Мчит тебя быстрей ракет, Никогда не нужно ехать Там, где знак увидишь этот. («Проезд на велосипеде запрещен»)
Футбол – хорошая игра, Пусть каждый тренируется На стадионах, во дворах, Но только не на улицах. («Жилая зона»)
Если ты собрался с другом В зоопарк или в кино, Подружиться с этим знаком Вам придется все равно, И домчит вас быстро, ловко Знак…(«Автобусная остановка»)
Можно встретить знак такой На дороге скоростной, Где больших размеров яма И ходить опасно прямо, Там где строится район, Школа, дом иль стадион. («Ремонт дороги»)
Не один здесь знак, а много: Здесь железная дорога! Рельсы, шпалы и пути – С электричкой не шути.
Сообщает знак о том, Что вблизи аэродром. Коль услышишь шум ужасный, Знай, что это не опасно.
Рядом знак дорожный ставят: «Пешеходный переход», Здесь дорогу переходит Весь сознательный народ.
Слово учителя.
Помните! Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех вас от опасностей на дороге.
1.Конкурс «Разрешается – запрещается»
–Я задаю вопрос, а группы по очереди говорят, разрешается или запрещается.
Играть на мостовой… запрещается.
Переходить улицу на зеленый сигнал светофора… разрешается.
Выбегать на проезжую часть… запрещается.
Переходить улицу по подземному переходу… разрешается.
Помогать старикам и старушкам переходить улицу… разрешается.
Болтать и громко смеяться в транспорте… запрещается.
Играть во дворе на специально отведенных площадках… разрешается.
Кататься на велосипеде, не держась, за руль… запрещается.
Идти по тротуару слева… запрещается.
Уступить место в транспорте пожилым людям… разрешается.
Катать на велосипеде своих друзей… запрещается.
Соблюдать правила дорожного движения… разрешается.
2.ЗАГАДКИ «ПЕРЕКРЕСТОК ЗАГАДОК»
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём.
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
2.Что за чудо этот дом!
Пассажиров много в нём.
Обувь носит из резины
И питается бензином. (Автобус)
3. Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
4. Не летает, не жужжит - Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль)
5. Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный, День и ночь горят огни - Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
6. Какой конь землю пашет, А сена не ест? (Трактор)
7. Вдаль бежит - не тужит,
С ножками дружит. (Улица)
8. Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)
9. Четыре братца бегут - Друг друга не догонят. (Колеса)
10. Что за “зебра” на дороге? Все стоят, разинув рот. Ждут, когда мигнет зеленый, Значит это… (Переход).
11. Тихо ехать нас обяжет, Поворот вблизи покажет И напомнит, что и как, Вам в пути…(дорожный знак).
Итог урока.
– Ребята, я уверена, что вы на дороге и в транспорте такие же внимательные, как и сегодня на уроке. Соблюдайте все правила дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия вам не страшны.