II. Актуализация опорных знаний и умений. 1. Вступительная беседа. 2. Введение в тему. 3. Вокально-хоровая работа. | - На уроках первой четверти мы говорили о связи музыки и литературы. Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют между собой, и это взаимодействие рождает шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. - Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о взаимосвязи музыки и литературы, ответим на главный вопрос раздела «Музыка и литература» - «Что стало бы с музыкой если бы не было литературы?». - Давайте вспомним все жанры музыкального и литературного искусства (работа по кластеру) - Главный герой нашего урока - вокальная музыка. - Что такое вокальная музыка? - Назовите жанры вокальной музыки - Что такое песня? Исполнение песни «Музыка» Г. Струве, Н. Исакова - Что можно сказать о музыкальном языке песни? - Как мы исполнили окончание песни? - Что такое вокализ? - Какое вы знаете произведение написанное в этом жанре? - Кому посвятил своё произведение С. Рахманинов? | - Вокальная музыка - это музыка, созданная для исполнения голосом. Песня - это жанр вокальной музыки, объединяющий поэтический текст и мелодию. - Чередование мажора и минора одночастная форма, медленный темп, напевная, нежная, светлая - В жанре вокализ - Это пение без слов на какой-либо гласный звук или слог - «Вокализ» С. Рахманинова - Русской певице А. Неждановой | Определяют границы собственного знания и «незнания». Проявляют эмоциональную отзывчивость и личностное отношение к восприятию и исполнению музыкального произведения. | Обсуждают, что им уже известно по данной теме. Называют знакомые жанры вокальной музыки, автора произведения, дают определение разных жанров. Размышляют, слушают вопросы и отвечают на них. | Умеют слушать и слышать мнение других людей, способны излагать свои мысли о музыке, сотрудничать с учителем и одноклассниками. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умеют слушать и слышать друг друга, исполняя музыкальные произведения. Умеют представлять конкретное содержание музыкального произведения. |
III. Эмоционально – художественное восприятие музыки и поэзии | Слушание «Вокализа» С. Рахманинова - Как звучала музыка? - Сейчас мы поговорим ещё об одном песенном жанре – это романс. - Что такое романс? - Чтение стихотворения Н. Кукольника «Жаворонок» - Как звучат стихи? - Кто автор музыки к стихам? - В результате слияния стихов и музыки получился замечательный романс (исполнение романса) - Кантата, оратория, симфоническая поэма – какие это жанры? | Ответы детей - Это вокальное произведение лирического характера для голоса с аккомпанементом, в котором огромное значение имеет текст - Стихи наполнены поэтической мелодии - М.И. Глинка - Это жанры хорового искусства, крупные произведения для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания о прослушанном музыкальном произведении. Умеют заменять термины определениями. Знают о способах и приемах выразительного музыкального интонирования. | Определяют жанровую основу в музыкальных произведениях. Узнают изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
IV. Творческое применение знаний и умений в новой ситуации Работа в группах Вокально-хоровая работа | - Кантата «Поэма памяти С. Есенина». Кто автор музыки? - На чьи стихи написана музыка? - С. Есенина называли поэтом- песенником. Его стихи очень мелодичны и эмоциональны. На слайде стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает» - это II часть кантаты Свиридова. (Слушание музыки кантаты и сочинение синквейнов – работа в группах) - Жанр основан на синтезе слова, сценического действия и музыки – это опера. Что такое опера? - Что лежит в основе оперы? - Какие вы знаете оперные партии? - Сейчас мы исполним хор «Славься» - В какой опере звучит этот хор, кто автор? - Что вы можете сказать о композиторе? - В каком характере звучить этот хор? | - Г. Свиридов - На стихи С. Есенина Выполняют задание Опера - это музыкально-драматический спектакль, в котором содержание раскрывается через вокальное исполнение певцов. В ее основе лежит либретто - краткое литературное содержание оперы. - Арии, ариозо, каватина, хор, ансамбли, монологи, речитативы - В опере «Иван Сусанин» М.И, Глинки - М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Он является автором первой русской оперы «Иван Сусанин». - Торжественном, победоносном, праздничном | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач. Выразительно исполняет песни в соответствии с их образным строем и содержанием. | Умеют находить главные идеи в текстовом материале, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, строят логические цепи рассуждений, установления аналогий, классификации. | Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют слушать и слышать друг друга, исполняя музыкальные произведения |
V. Рефлексия | - Давайте перечислим ещё раз жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке - Так что стало бы с музыкой если бы исчезла литература? - А теперь постарайтесь проанализировать свою работу на уроке, ответить на вопросы: На уроке я | А) выполнил(а) все задания Б) не выполнил(а) все задания | А) проявлял(а) активность Б) не проявлял(а) активность | Материал урока мне был | А) понятен Б) не понятен | Моя оценка себе | За работу на уроке: «5» -красная карточка «4» - жёлтая карточка «3» - белая карточка | Моё пожелание себе на следующий урок: Моё пожелание одноклассникам: Моё пожелание учителю: | | Ответы детей - Исчезли бы жанры песня, романс, кантаты, опера. Остались бы только вокализы | Выделяют и осознают того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения | Формулируют проблему | Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы |
VII. Домашнее задание | Творческое задание: 1.Написать эссе на тему: «Эта необычная музыка…» «Музыка в моей жизни» 2.Нарисовать рисунок к понравившемуся произведению | | Ищут возможность для творческой самореализации при выполнении Домашнего задания | Применяют знания и личный опыт на практике | Умеют с выражать свои мысли, воспитывают культуру речи. |