kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жанры вокальной музыки (технологическая карта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Творческий отчёт" на тему "Жанры вокальной музыки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жанры вокальной музыки (технологическая карта)»

Технологическая карта урока музыки

по программе «Музыка» Л.В.Школяр, В.О.Усачёвой


Тема: «Жанры вокальной музыки».

Раздел: «Музыка и литература».

5 класс

Вовк Ольга Григорьевна

учитель музыки

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»



Цель урока: Закрепить знания о жанрах вокальной музыки, о тесной связи двух видов искусства - музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки, знать творчество композиторов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: Творческий отчёт

Вид урока: Урок-концерт

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Оборудование:

Аккордеон, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор. СД-записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты исполнения разно жанровой музыки.

Музыкальный материал урока:

«Моя Россия» муз. Г. Струве, ст. Н. Соловьёвой

«Музыка» муз. Г. Струве,

«Планета детства» муз. А. Журбина, ст. П. Синявского

«Вокализ» С. Рахманинов

«Жаворонок» муз. М. Глинки,ст. Н. Кукольника

Кантата «Поёт зима, аукает» Г. Свиридов

Хор «Славься» из оперы М. Глинки

Технологии, используемые на уроке:

- личностно-ориентированная;

- мотивационная беседа;

- осмысление, обобщение и систематизация знаний;

- интонационно-образный анализа музыкального произведения;

- детское музицирование

- технология ИКТ

- рефлексия;

Методы:

- метод наблюдения за музыкой

- метод музыкального обобщения.

- метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.

- прием вокального интонирования.

Формы работы:

- фронтальная

- групповая

- самостоятельная

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания о жанрах вокальной музыки, умение исполнять вокальные произведения



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Личностные

Познавательные

Коммуникативные




I.Организационный момент




Приветствие. Эмоциональный настрой на урок


Готовность к уроку




II. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Вступительная беседа.


























2. Введение в тему.






















3. Вокально-хоровая работа.

- На уроках первой четверти мы говорили о связи музыки и литературы. Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют между собой, и это взаимодействие рождает шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.


- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о взаимосвязи музыки и литературы, ответим на главный вопрос раздела «Музыка и литература» - «Что стало бы с музыкой если бы не было литературы?».

- Давайте вспомним все жанры музыкального и литературного искусства (работа по кластеру)

- Главный герой нашего урока - вокальная музыка.

- Что такое вокальная музыка?

- Назовите жанры вокальной музыки

- Что такое песня?




Исполнение песни «Музыка»

Г. Струве, Н. Исакова

- Что можно сказать о музыкальном языке песни?



- Как мы исполнили окончание песни?

- Что такое вокализ?

- Какое вы знаете произведение написанное в этом жанре?

- Кому посвятил своё произведение С. Рахманинов?






























- Вокальная музыка - это музыка, созданная для исполнения голосом.

Песня - это жанр  вокальной музыки, объединяющий поэтический текст
и мелодию. 

- Чередование мажора и минора одночастная форма, медленный темп, напевная, нежная, светлая

- В жанре вокализ

- Это пение без слов на какой-либо гласный звук или слог

- «Вокализ» С. Рахманинова

- Русской певице А. Неждановой


Определяют границы собственного знания и «незнания». Проявляют эмоциональную отзывчивость и личностное отношение к восприятию и исполнению музыкального произведения.


Обсуждают, что им уже известно по данной теме. Называют знакомые жанры вокальной музыки, автора произведения, дают определение разных жанров.

Размышляют, слушают вопросы и отвечают на них.


Умеют слушать и слышать мнение других людей, способны излагать свои мысли о музыке, сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умеют слушать и слышать друг друга, исполняя музыкальные произведения.

Умеют представлять конкретное содержание музыкального произведения.

III. Эмоционально – художественное восприятие музыки и поэзии


Слушание «Вокализа» С. Рахманинова - Как звучала музыка?

- Сейчас мы поговорим ещё об одном песенном жанре – это романс.

- Что такое романс?



- Чтение стихотворения Н. Кукольника «Жаворонок»

- Как звучат стихи?

- Кто автор музыки к стихам?

- В результате слияния стихов и музыки получился замечательный романс (исполнение романса)

- Кантата, оратория, симфоническая поэма – какие это жанры?




Ответы детей



- Это вокальное произведение лирического характера для голоса с аккомпанементом, в котором огромное значение имеет текст

- Стихи наполнены поэтической мелодии

- М.И. Глинка


- Это жанры хорового искусства, крупные произведения для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра


Осознанно и произвольно строят речевые высказывания о прослушанном музыкальном произведении.

Умеют заменять термины определениями.

Знают о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

Определяют жанровую основу в музыкальных произведениях.

Узнают изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.



Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции


IV. Творческое применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в группах








Вокально-хоровая работа




























- Кантата «Поэма памяти С. Есенина». Кто автор музыки?

- На чьи стихи написана музыка?

- С. Есенина называли поэтом- песенником. Его стихи очень мелодичны и эмоциональны.

На слайде стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает» - это II часть кантаты Свиридова.

(Слушание музыки кантаты и сочинение синквейнов – работа в группах)

- Жанр основан на синтезе слова, сценического действия и музыки – это опера.

Что такое опера?







- Что лежит в основе оперы?




- Какие вы знаете оперные партии?



- Сейчас мы исполним хор «Славься»

- В какой опере звучит этот хор, кто автор?

- Что вы можете сказать о композиторе?





- В каком характере звучить этот хор?


- Г. Свиридов


- На стихи С. Есенина







Выполняют задание





Опера - это музыкально-драматический спектакль, в котором содержание раскрывается через вокальное исполнение певцов.

В ее основе лежит либретто - краткое литературное содержание оперы.

- Арии, ариозо, каватина, хор, ансамбли, монологи, речитативы

- В опере «Иван Сусанин» М.И, Глинки

- М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Он является автором первой русской оперы «Иван Сусанин».

- Торжественном, победоносном, праздничном

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач. Выразительно исполняет песни в соответствии с их образным строем и содержанием.





Умеют находить главные идеи в текстовом материале, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, строят логические цепи рассуждений, установления аналогий, классификации.


Планируют общие способы работы.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Умеют слушать и слышать друг друга, исполняя музыкальные произведения

V. Рефлексия




































- Давайте перечислим ещё раз жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке

- Так что стало бы с музыкой если бы исчезла литература?




- А теперь постарайтесь проанализировать свою работу на уроке, ответить на вопросы:

На уроке я

А) выполнил(а) все задания

Б) не выполнил(а) все задания

А) проявлял(а) активность

Б) не проявлял(а) активность

Материал урока мне был

А) понятен

Б) не понятен

Моя оценка себе

За работу на уроке:

«5» -красная карточка

«4» - жёлтая карточка

«3» - белая карточка

Моё пожелание себе на следующий урок:

Моё пожелание одноклассникам:

Моё пожелание учителю:


Ответы детей



- Исчезли бы жанры песня, романс, кантаты, опера. Остались бы только вокализы

Выделяют и осознают того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения

Формулируют проблему


Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы

VII. Домашнее задание

Творческое задание:

1.Написать эссе на тему:

«Эта необычная музыка…»

«Музыка в моей жизни»

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся произведению



Ищут возможность для творческой самореализации при выполнении

Домашнего задания

Применяют знания и личный опыт на практике

Умеют с выражать свои мысли,

воспитывают культуру речи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жанры вокальной музыки (технологическая карта)

Автор: Вовк Ольга Григорьевна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Технологическая карта открытого урока по музыке с использованием новых образовательных технологий на тему:"Романса трепетные звуки" "
    ["seo_title"] => string(148) "tiekhnologhichieskaia-karta-otkrytogho-uroka-po-muzykie-s-ispol-zovaniiem-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-tiemu-romansa-triepietnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "129289"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415654380"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни""
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaiakartaurokamuzykiv5klassiepotiemiemirrusskoipiesni"
    ["file_id"] => string(6) "259991"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448878986"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Технологическая карта "Первое путешествие в музыкальный театр" Опера. "
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia-karta-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera"
    ["file_id"] => string(6) "120223"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413649263"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока музыки "разыграй песню", 1 класс, программа Е.Д.Критской "
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-razyghrai-piesniu-1-klass-proghramma-ie-d-kritskoi"
    ["file_id"] => string(6) "108308"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403664746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства