1. Предметные
оперы.
2. Метапредметные
3. Личностные
Этапы урока, время | Учебный материал | Метод, прием работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный, 2 мин. | | Вокальная импровизация | Создает эмоциональный настрой. Музыкальное приветствие. | Музыкальное приветствие | Личностные: развитие творческих способностей Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости |
Постановка темы и цели урока. 7 мин. | Просмотр презентации «Театр» Слайды 2-6 | Организация учебной мотивации Презентация. | Настраивает учащихся на деятельность. - Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? - И что увидим? - Какие виды музыкальных спектаклей вы ещё знаете? | Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются Выполняют задания мотивационной работы Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
(кроссворд: хор, песня, оркестр, марш, танец) Слайды 7, 8 | Игра | - А на какой спектакль мы сегодня отправимся, узнаем, разгадав кроссворд? | Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера». |
Проектор выключается | Беседа | А все ли вы знаете о жанре опера? В чем наша цель урока? | В ходе беседы выход на цель урока? Цель – выявить взаимосвязь музыки и литературы в опере, особенности воплощения характеров героев в музыке. |
Освоение нового материала. 10 мин | Работа с учебником | Чтение | Героев каких опер ты видишь на этих страницах? | Работают с разворотом учебника с. 48 «Первое путешествие в музыкальный театр» Читаем, осмысливаем первые три абзаца. | Личностные: формирование уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности Познавательные: выявление взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепление понятий: опера, ария, солист, увертюра. Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения. Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. |
Экспозиция увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки | Метод интонационного постижения музыки | А как вы думаете, какого героя рисует эта музыка? Какое произведение легло в основу этой Оперы? | Слушают фрагмент увертюры. Отвечают на вопрос. Вспоминают термин - увертюра Определяют героя, дают ему характеристику |
| Выход на новый термин Либретто | (При помощи средств выразительности) Либретто - записывают в муз. словарик (тетрадь) |
Ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке». | Метод интонационного постижения музыки | Какими интонациями охарактеризован Руслан? Наиграть темы увертюры и темы Арии | Сравнивают мелодии увертюры и арии. Вспоминают термин - ария |
Наглядно-слуховой | Давайте споем темы арии? Исполнение тем Арии Руслана | Исполняют вместе с учителем. |
Динамическая пауза. 3 мин | Под музыку Арии Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке». | Прием пластического интонирование Импровизация | Предлагаю встать и дирижировать Руслану. Учитель показывает движения Какие ещё движения можно здесь использовать? Спасибо, молодцы! | Выполняют движения за учителем Выполняют импровизационные движения Садятся на места | Личностные: развитие творческих способностей Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости |
Освоение нового материала (продолжение) 8 мин. | «Рондо Фарлафа» | Метод интонационного постижения музыки | Какого героя из этой же оперы рисует нам эта музыка? | Слушают. Дают характеристику. (При помощи средств выразительности) Определяют, к каким героям (положительным или отрицательным) его отнесем? | Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки. Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; Познавательные: восприятие музыки и выражение своего отношение; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. закрепление понятий: рондо, форма, контраст. |
Беседа | Зачем в опере нужен отрицательный герой? Это особенность драматургии оперы | Отвечают, рассуждают, аргументируя своё мнение. |
Почему композитор выбрал для раскрытия образа Фарлафа форму рондо? | Вспоминаем определение-Рондо |
Наглядно-слуховой | Исполняем рефрен из Рондо Фарлафа | Исполняют вместе с учителем. |
Метода «тождества и контраста» | Сравниваем, какими путями хотели достигнуть своей цели герои? | Образы добра и зла. |
Первичное закрепление 4 мин | | Беседа | На уроке мы познакомились с героями оперы М.И. Глинки. Какие особенности характера персонажей подчеркнул композитор в музыкальных образах? Как мы это узнали? В чем это проявилось, раскрылось? | Отвечают, аргументируя своё мнение. Обобщают, делают выводы. Музыка (при помощи средств выразительности) помогает ярче раскрыть образы литературных героев. В опере это происходит через их сольные номера. | Коммуникативные: формулирование и аргументирование собственного мнение, сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов. 5 мин. | Тест на сопоставление. | Метод контроля | А сейчас давайте себя проверим, как мы ориентируемся в опере. | Выполняют тест на подготовленных листах Либретто Ария Увертюра Рондо Контраст | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик Познавательные: понимание особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы. Регулятивные: умения анализировать и оценивать свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения. |
Слайды 8, 9 | Метод обобщения | Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели? Проверяем тест. Сами ставим себе отметку. Дома закрепляем термины. | Делают вывод. Проверяют тест. Оценивают свои знания. |
Домашнее задание 1 мин. | | Синквейн | Выполнить задание в творческой тетради стр. 42-45. Написать синквейн на героев оперы: Руслана и Фарлафа | Записывают д/з в дневник | Личностные: формирование ответственности и самостоятельности в выполнении д/з Познавательные: анализ героев оперы с целью выделения характеристик образов. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |