kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта открытого урока по музыке с использованием новых образовательных технологий на тему:"Романса трепетные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 5 классе « А» МБОУ СОШ №12 г.о. Самара

Дата проведения: 26 ноября 2013 г.

Тема: «Романса трепетные звуки…»

Тип урока: интегрированный.

Ф.И.О. преподавателя: Панкова Ольга Валерьевна

Дидактическая цель урока: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

Задачи урока:

  • Обучающие - познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;

совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

  • Развивающие - проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

развивать творческое мышление и певческие навыки;

  • Воспитательные - обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус

Формировать УУД:

- Личностные: находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время ;

направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством .

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; находить ключевые знания в текстовом материале;

научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);

уметь оформлять краткие записи материала урока.

- Коммуникативные: воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста;

формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса;

развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.

- Познавательные: дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);

узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;

узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;

узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);

познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;

учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;

развивать вокально-хоровую грамотность.

Методы обучения: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, игровые технологии.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

музыкально – поэтическая гостиная;

работа в группах;

индивидуальная работа.

 

Средства обучения:

УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

Презентация к уроку «Романс»

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по музыке с использованием новых образовательных технологий на тему:"Романса трепетные звуки" »

Технологическая карта урока музыки в 5 классе « А» МБОУ СОШ №12 г.о. Самара

Дата проведения: 26 ноября 2013 г.

Тема: «Романса трепетные звуки…»

Тип урока: интегрированный.

Ф.И.О. преподавателя: Панкова Ольга Валерьевна

Дидактическая цель урока: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

Задачи урока:

  • Обучающие - познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;

совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

  • Развивающие - проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

развивать творческое мышление и певческие навыки;

  • Воспитательные - обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус

Формировать УУД:

- Личностные: находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время ;

направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством .

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; находить ключевые знания в текстовом материале;

научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);

уметь оформлять краткие записи материала урока.

- Коммуникативные: воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста;

формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса;

развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.

- Познавательные: дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);

узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;

узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;

узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);

познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;

учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;

развивать вокально-хоровую грамотность.

Методы обучения: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, игровые технологии.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

музыкально – поэтическая гостиная;

работа в группах;

индивидуальная работа.


Средства обучения:

УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

Презентация к уроку «Романс»

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

I этап

Организационный момент


Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.



Готовность к уроку


II этап

Активация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.


Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов

искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё

один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

- Но сначала... Что такое песня? Из чего она сложена?

- Кто ее исполняет?

  • А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд

  • Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС

-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:





(После того, как ребята выберут тему урока, появляется слайд с темой: «Романса трепетные звуки»).













Игровые технологии

( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)


1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)

2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (рояль)


3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)




4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)


5.Сам пустой, голос густой, 
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)


6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье... (скрипка).














(из музыки и стихов)

.(певцы голосом и музыканты на инструментах).











































(Спользуем технологию проблемного обучения, определяем тему рока)

1.«Музыка вокруг нас»

2.«Романса трепетные звуки…»

3.«Нам песня строить и жить помогает» (слайд)



III этап

Ознакомле

ние с новой темой.

.


Итак, тема нашего урока «Романса трепетные звуки». И сегодня я приглашаю Вас в музыкально - поэтическую гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей. Думаю, это будет интересно и Вам и нашим гостям, которые пришли послушать вместе с нами прекрасную музыку. А заодно выясним, что главное в романсе музыка или текст? Что станет с романсом, если исчезнет литература?

- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?

  • Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выя снить

  • (Звучит «Романс» Свиридова, учитель на фоне музыки)

(Слайд)

  • если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцать первым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)

Мы в вами услышали инструментальный «Романс» выдающегося композитора прошлого века Георгия Свиридова, который был написан к повести А.С.Пушкина «Метель». Стихов в романсе мы не услышали, но музыка написана к литературному произведению – повести и наполнена образами, чувствами, настроением.

- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов?

(Слайд) На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.

(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с

инструментальным сопровождением чаще всего гитары























слушание





































портреты Г.Свиридова,А.С.Пушкина

























работа в музыкальных словарях


















(ответы учащихся).




























обсуждение




















(таблица настроений).

(ответы детей)































































работа в тетрадях

IV этап

Знакомство с русскими романсами


(Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)

(Звучит романс «Жаворонок» М.Глинки)

- О чем же рассказал нам романс?

- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?



портреты композиторов

















слушание




















(ответы детей).


V этап

Вокально-хоровая работа


- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.

(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки).




вокально-певческая работа над произведением

.

VI этап

Жанровые особенности романса.

- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

(Слайд)

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

  1. Философское раздумье, размышление.

  2. Драматическое скорбное переживание.

  3. Любование природой.

  4. Сказочное повествование.

  5. Шуточный романс.

  6. Лирический романс – любовный.

Скажите, а каким по поэтическому содержанию был романс Глинки «Жаворонок»?

Совершенно верно. Но вернемся в музыкальную гостиную. В 19 веке в поэтических салонах не только пели и слушали красивую музыку, но еще и танцевали. Дамы и кавалеры в танце знакомились, влюблялись, назначали свидания, выражали свои чувства. Я тоже приглашаю вас окунуться в атмосферу того времени вместе с романсом «Я помню вальса звук прелестный».

(Слайд)

(Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный» Н.Листов).

скажите, какое настроение было у этого романса?

- О чем рассказала нам эта музыка?

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе?

(слайд)

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.





















работа в тетрадях


























слушание































ответы детей
















(ответы детей).

(О светлом воспоминании, об ушедшем времени).





















































(Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).

VII этап

Подведение итогов урока. Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

(слайд)

Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.

- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

- А почему, как вы думаете?

И так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился?

- О чем поется в романсе?

Так в чем же особенность русского романса?

(Слайд)

Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается и на последок я хочу подарить вам старинный романс, но в современном звучании. Итак, Витас «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

(Слайд) (Клип «Отцвели уж давно хризантемы в саду»)

- До новых встреч!








портреты

















(песня о любви, в Испании)

(чувствах любви )














(у романса разный характер)













































ИКТ технологии .Просмотр видео материалла

(Под музыку романса «Гори, гори, моя звезда» дети рисуют и крепят свои рисунки на доску.)





















Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота.



Заместитель руководителя ОО Л.И.Руденко /_________/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панкова Ольга Валерьевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства