-Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.
- Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.
Тема: «Жанры вокальной музыки»
Цель урока:
-Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.
- Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жанры вокальной музыки»
Составила: учитель музыки МОУ Дербишевской СОШ Галеева Альфия Мавлитбаевна
Предмет : Музыка
Класс: 5 класс
Тема: «Жанры вокальной музыки»
Цель урока:
-Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.
- Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.
Оборудование: магнитофон, ноутбук и проектор.
Ход урока
Организация учащихся
Формулирование темы и цели урока
Изучение нового материала. Беседа по теме урока. (сопровождается прослушиванием музыкальных фрагментов: Ах, мой милый Августин, романс Белой акации гроздья душистые, Ф.Шуберт Баркаролла, С.Рахманинов Элегия, Э.Григ Заход солнца, русская народная песня Заплетися плетень , серенада Мне не забыть тебя, Песня из к/ф «Приключение электроника » «Крылатые качели»).
Физкультминутка
Итог беседы
Разучивание новой песни «Крылатые качели»
Оценивание учеников
Домашняя работа
Организация учащихся .
– Долгожданный дан звонок ,
Начинается урок.
Здравствуйте ребята! Садитесь!
2. Формулирования темы и цели урока
-Ребята как мы знаем изобразительное искусство, музыка, хореография, все это виды искусства. Сегодня мы на уроке узнаем подробнее о жанрах вокальной музыки. Запишите тему урока «Жанры вокальной музыки»(Слайд 1)
-Главным жанром вокальной музыки является песня. Почему? Как Вы думаете? (ответы детей) . Потому, что песня неразлучна с человеком. Что бы ни происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. О том, насколько важна песня для людей, рассказывает один рассказ, послушаем его.
Рассказ «Ах, мой милый Августин!»
(один из учеников читает рассказ) Давным–давно жил в городе Вене весельчак по имени Августин, который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих песен Августин сочинял прямо на ходу…Где Августин, там радость и веселье, где радость и веселье, там Августин. Но однажды в город пришла страшная беда по имени чума. Страшная болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по – прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели он не страшится смертоносной чумы?. Как то раз, усталый Августин возвращаясь домой ночью, забрел на окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о том, чтобы где – то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Проплелся он еще немного по каким – то колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма, чем не место для сна, да и ветер не дует, и проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал на кладбище, и провел ночь в общей могиле для бедняков, сраженных ужасной болезнью. Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге домой он сочинял песню. В которой рассказывалось о том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил её. Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели. Вместе с маленьким певцом эту песню запела вся Вена. И в конце концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. Ведь это правда, что с жизнерадостными и сильными людьми ей справиться труднее, чем с людьми слабовольными. А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем. Стоит в городе Вене на площади памятник Августину, и звучит по сей день веселая песенка «Ах, мой милый Августин»
- Почему рассказ называется «Памятник песне»?(ответы детей)
- Когда мы говорили о музыке русского народа, мы разделяли её на певческую и инструментальную, плясовую, народную и авторскую. Вспомним, чем они отличаются друг от друга (Ответы делей) (Слайд 2)
3. Изучение нового материала -Сейчас в классе прозвучит одна из народных песен «Заплетись плетень», попробуйте определить к какому виду песен она относится. (лирическая, спокойная, немного грустная, одноголосная)
-Очень близка к народной песне частушка. (Слайд 3) Частушка – произведение устного народного творчества, исполняется как народная припевка, основанная на многократном повторении мелодии. Мотив у частушки может быть разным, но характер всегда веселый, задорный. Слушание частушек в исполнении учащихся.
У рояля три педаля, Ролики катаются. Как же эти пианисты Без руля справляются.
А у скрипки корпус хлипкий, Даже гвоздик ей не вбить. Скрипачам и остаётся Только музыку любить.
У кларнета ножек нету, Потому он и кларнет. А частушка есть частушка, Потому, что не сонет
-Ну, а сейчас слово романсу. (Слайд 4) Сольная, лирическая песня, исполняется с инструментальным сопровождением. В романсе передаются сокровенные и личные переживания.. Поется о любви, о счастье. Родиной романса считают Испанию. В Испании, в 17 веке пели песни на родном романском языке, отсюда и название этого жанра романс. (Слушание романса)
-Ещё один жанр, который пришел из Испании – далекой страны ритмичных танцев и любовных песен. Это серенада. (Слайд 5) Слово серенада в переводе с испанского обозначает теплую вечернюю погоду. Именно вечером испанские мужчины исполняли такие песни. Эти песни рыцари посвящали своим дамам, которым отдавали свои сердца. Слушание Серенады./четкий ритм, зажигательная мелодия/
-А вот этот жанр, называемый элегия(Слайд 6), в переводе с древнегреческого означает жалобу. Это очень давний жанр. Ещё в Древней Греции элегией называли траурное, скорбное пение в сопровождении духового инструмента гобоя. Сегодня Элегией называют лирическую песню о любви с грустным оттенком. Послушайте грустную песню Э. Грига «Заход солнца»
Плавно, как лебедь во влаге прозрачной Тихо, качаясь, плывет наш челнок. О, как на сердце легко и приятно, Нет в нем и тени минувших забот.
-Песня на воде – еще один жанр вокальной музыки с необычным название баркарола(Слайд 7). Что же она обозначает? Баркарола в переводе с итальянского языка обозначает песнь лодочника. В 17 веке в итальянском городе Венеции были распространены песни лодочников, которые на таком необычном для города транспорте перевозили людей по Венецианским каналам с одного места на другое. Плавно раскачиваясь от мерных ударов весла, лодка медленно скользила по воде, отсюда и характер песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к природе, красота окружающего мира. Слушание баркаролы «Венецианская ночь»
4. Физкультминутка (Дети выполняют упраждения с музыкальным сопровождением)
Головами покачаем, носиками поболтаем,
И зубами постучим и немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим и про руки не забудем,
Мы ногами поболтаем и чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем и сначала все начнем.
И последний жанр, который мы сегодня послушаем – это шлягер. (Слайд 8) Шлягерами называют песни или мелодии, пользующиеся популярностью в какое – то определенное время. Этот жанр наиболее распространенный в современном искусстве. Песня из к/ф «Приключение электроника » «Крылатые качели»
5 .Итог беседы А сейчас подытожим нашу беседу, попробуем перечислить все прослушанные на уроке жанры вокального искусства.( ответы детей)
6. Разучивание песни(Слайд 9)
- Ребята именно эту песню сегодня на уроке мы с вами разучим. Послушайте его еще раз и скажите, как может называется эта песня? Какие слова вам помогли найти такое название ? О чем эта Песня? Какая она эта песня(спокойная, грустная , веселая)? И кто исполняет эту песню?
После того ка дети послушали песню отвечают на вопросы.
- На экране вам даны слова песни 1 куплет и припев , запиши в тетради.
После того как дети запишут 1 куплет и припев песни , включается песня дети смотрят в тетрадь и пою песню .
7. Оценивание учащихся
- Ребята молодцы ! 2-3 куплеты мы свами запишем на следующем уроке. За урок «5», «4»,…….
8. Домашняя работа. Дома выучить первый куплет. Урок окончен, все свободны!