Просмотр содержимого документа
«Жанры вокальной музыки (презентация)»
ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Презентацию подготовила: Вовк Ольга Григорьевна
г.п. Фудоровский
ХМАО-Югра
Тип урока: Творческий отчёт Проблема урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы Цель урока: Закрепить знания о жанрах вокальной музыки, о тесной связи двух видов искусства - музыки и литературы
Задачи:
образовательные:
подвести учащихся к самостоятельному определению жанра вокализ, романс, кантата, опера; уметь составлять синквейны при слушании музыкальных произведений; осмыслить роль поэзии в кантате; знать творчество композиторов С.В.Рахманинова, Г.Свиридова,, М.И. Глинки; выразительно, эмоционально и одушевленно исполнять выученные песни;
подвести учащихся к самостоятельному определению жанра вокализ, романс, кантата, опера; уметь составлять синквейны при слушании музыкальных произведений; осмыслить роль поэзии в кантате; знать творчество композиторов С.В.Рахманинова, Г.Свиридова,, М.И. Глинки; выразительно, эмоционально и одушевленно исполнять выученные песни;
подвести учащихся к самостоятельному определению жанра вокализ, романс, кантата, опера;
уметь составлять синквейны при слушании музыкальных произведений;
осмыслить роль поэзии в кантате;
знать творчество композиторов С.В.Рахманинова, Г.Свиридова,, М.И. Глинки;
выразительно, эмоционально и одушевленно исполнять выученные песни;
развивающие:
развивать у учащихся музыкальную память, творческое воображение, вокально-хоровые навыки; расширять музыкальный кругозор учащихся; формировать исполнительские навыки.
развивать у учащихся музыкальную память, творческое воображение, вокально-хоровые навыки; расширять музыкальный кругозор учащихся; формировать исполнительские навыки.
развивать у учащихся музыкальную память, творческое воображение, вокально-хоровые навыки;
расширять музыкальный кругозор учащихся;
формировать исполнительские навыки.
воспитательные:
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру; формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, позитивное отношение к классической музыке;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру; формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, позитивное отношение к классической музыке;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;
формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, позитивное отношение к классической музыке;
- Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют между собой, и это взаимодействие рождает шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки…
- Какая власть сравниться
с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки сближаемся...
Блаженство, радость,
муки, любовь, вражду –
все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Екатерина Ростопчина поэтесса XIX в.
Искусство
Литература
Музыка
Программная музыка
Проза
Вокальная
музыка
Драматургия
Сценическая музыка
Поэзия
Рассказ, очерк, новелла, повесть, роман
Опера, оратория, романс, песня, вокализ
Музыка созданная на литературный сюжет, в том числе симфония, концерт, пьеса
«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение.
Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»
Иван Суриков
поэт XIX века
Песня - это жанр вокальной музыки, объединяющий поэтический текст и мелодию
Стихи И. Исаковой
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка —
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку...
Георгий Струве
- композитор, дирижёр, педагог
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Русский композитор
пианист- виртуоз, дирижёр
Посвящён русской певице
Антонине Неждановой
Вокализ - пение без слов на какой-либо гласный звук или слог с инструментальным сопровождением
Романс –
это вокальное произведение лирического характера для голоса с аккомпанементом,
в котором огромное значение имеет текст
романс
«Жаворонок»
Нестор
Кукольник
Михаил
Глинка
Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Кантата
«Поэма «Памяти Сергея Есенина»»
композитор
Георгий Васильевич Свиридов
стихи Сергея Есенина
Г. Свиридов хорошо знал и ценил стихи Сергея Есенина за их красоту и волшебную певучесть, видел в нём большого народного поэта, который очень любил Россию.
(1915 – 1998)
опера
Жанр основан на синтезе слова, сценического действия и музыки – это опера.
(1804 – 1857)
Тест: «Проверь свои знания»
Крупное музыкальное произведение из нескольких частей для хора, солистов и оркестра
Песня
Фольклор
Кантата
Лад
Пение без слов
Вальс
Вокализ
Балет
Романс
Вокальное произведение лирического характера для голоса с аккомпанементом, в котором огромное значение имеет текст
Романс
Ансамбль
Вокализ
Опера
Музыкально-драматический спектакль, в котором содержание раскрывается через вокальное исполнение певцов
Песня
Вокализ
Романс
Опера
Выводы:
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?