|   1.2.   |    Актуализация знаний и целеполагание   |    Обеспечивает мотивацию к принятию обучающимися цели занятий, актуализирует имеющиеся знания и навыки.  Показ фрагмента оперы: «Руслан и Людмила».  Сколько на свете сюжетов, Столько должно быть  и самостоятельных оперных форм.   Н. Римский – Корсаков  - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры.    - Какие жанры музыки вы знаете?  - А как вы думаете, какой из этих жанров больше всего связан с литературой?  Действительно благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке.  - Назовите, пожалуйста, оперы, которые написаны на литературные произведения?      - Так если опера вносит такой огромный вклад в другие виды искусства (давая им «Вторую жизнь»). Как можем назвать этот жанр вокальной музыки?  - И тема нашего урока «Опера. Самый значительный жанр вокальный музыки»   |    Настройка на работу.                                          Сегодня на уроке мы будем говорить об опере, о сюжетах оперы, об оперных формах.                  Балет, оратория, опера        Опера                              «Руслан и Людмила» - А. С. Пушкин, «Золотой петушок» - А. С. Пушкин,    «Сказка о царе Салтане» и др.                Великим, очень важным, значительным…   |    К; Л; П; Р   |  
  |        |         |    Что же нам необходимо чтобы создать оперу, взяв музыку и литературу, сможем ли мы создать оперу? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам обратиться к тексту учебника § 15 стр. 92-93.      Как и когда же появился жанр оперы, нам расскажет (ученик, который заранее готовил данный вопрос).  Учитель благодарит ученика за подготовку материала.  - Итак, какие основные моменты вы узнали?                  - Литературной основой оперы является – либретто – определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы, (либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия, так как в литературном произведении слово произносится, а в музыкальном - распевается).    Я предлагаю вновь обратиться к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», как же композитор работал над либретто?    §15 стр. 95-97       Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!  Я предлагаю вашему вниманию: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент             Так что же такое опера? Как вы думаете исходя из сегодняшнего урока?   |    Дети читаю текст учебника, и отвечают на вопрос: используя только музыку и литературу оперу не создать, для постановки оперы необходимо декоративное оформление (грим, костюмы и др.), хорошие певцы и артисты.          Один из учащихся рассказывает кратко историю создания оперы (подкрепляя свой рассказ иллюстрациями на слайдах презентации)      Первое представление оперы состоялось в 1600 году в Италии, изначально этот жанр называли – «музыкальная повесть» или «сказание в музыке» и др.                                                          Дети зачитывают фрагменты вступления к «Руслану и Людмиле», встречаются с новым термином «увертюра» и т.д.                            Ученики слушают музыкальный фрагмент и дают устный анализ произведения (темп, динамика, регистр, лад, тембр, исполнитель, характер музыки).    Опера – это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры.       |    Л, К, Р, П   |  
  |        |         |     Итак, в заключение нашего урока я предлагаю вам, заполнить кластеры.  Учитель предлагает на доске готовый вариант с ответами для окончательно проверки.                          Я предлагаю закончить наш урок «»  Учитель напоминает основные требования, которые необходимо соблюдать при пении.   |    Дети заполняют листы - кластеры индивидуально, а затем проверяют (сравнивают), дорабатывают в парах.              Далее ученики высказывают свои мнения о том, как они сегодня справлялись с заданиями, что получилось, а что нет; что из данного материала было наиболее сложным, а что показалось простым и знакомым.      Дети исполняют песню в настроении, соблюдая певческую установку, на крепком дыхании, с чётким произношением согласных и мягкими «тянущимися» гласными звуками.   |     П, Л, К   |