Просмотр содержимого документа
«Ж. Бизе " Кармен"»
Конспект урока в 7-ом классе на тему: Опера Ж.Бизе «Кармен»
Цель: Познакомить учащихся с оперой французского композитора Ж.Бизе «Кармен». Расширить представление о культуре, темпераменте испанской музыки. Знать особенности построения музыкально-драматического спектакля.
Музыкальный материал: Диски mp3 с фрагментами из оперы, музыкальный центр.
Техническое оборудование: Презентация, экран, компьютер
Ход урока
Урок посвящен новой теме. (Слайд №1)
1. Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы продолжим знакомиться с жанром оперы. Мы изучим оперу замечательного французского композитора 19-го века Ж.Бизе «Кармен». (прочитать слова на экране - Слайд №2)
Вы знаете, что эту оперу называют самой популярной в мире. Она входит в золотой фонд оперной классики. Разберемся почему? В основу сюжета оперы положена новелла французского писателя Проспера Мериме.
(Слайд №3)
Она рассказывает историю любви и гибели главных героев-людей из народа: цыганки Кармен и солдата Хозе.
(Слайд №4)
2. События в опере развиваются на фоне испанской жизни. Эта жизнь полна ярких красок, зажигательных танцев и темперамента простого испанского народа.
(Слайды № 5-7)
Бизе стремился передать колорит испанской народной музыки. Он перерабатывает подлинную народную музыку. У- Давайте вспомним построение оперы.? Д- В опере 4 действия. У- С чего обычно начинается опера? Д- Опера обычно начинается с Увертюры. У- Правильно. В чем главный замысел Увертюры? Д- Увертюра раскрывает весь главный замысел оперы. По характеру Увертюры мы получаем представление о спектакле в целом.
(Звучит «Увертюра»)
У- В какую страну мы попали? Д- В Испанию. У- Каков характер музыки? Одинаков он или нет? Какие музыкальные жанры вы услышали? Д- Характер музыки разный. Мы услышали песенные, танцевальные и маршевые интонации. У- Есть ли в музыке конфликт? Какие инструменты его подчеркивают? У- Да, мы слышим в музыке конфликт, его подчеркивают оркестр и струнная группа. У- Как вы думаете конфликт чего мы увидели? Д- Может быть радости и горя. У- Да, мы видим яркий художественный контраст радости жизни и тяжелого страдания. Эта Увертюра часто звучит как самостоятельная пьеса, отдельно от оперы.
1-е действие Образ Кармен. (учитель читает краткое изложение)
(Слайд №8)
3. «Свободолюбивая цыганка Кармен появляется на фоне красочной картины испанского города Севильи, в окружении солдат, кавалеров и работниц фабрики. Бизе мастерски передает огненный темперамент цыганки, ее неукротимый нрав, красоту, задор и властность.
Звучит испанский танец «Хабанера».(Слайд №9 прочитать)
Кармен поет свою песню, в которой излагает свою жизненную позицию: «Любовь свободна, мир чаруя, законов всех она сильней…» У- Как прозвучала музыка? Д- Музыка прозвучала в ритме испанского танца. У- Какие черты характера главной героини мы увидели? Д- Страстность, обольщение, кокетливость, любовный призыв, властность.
Кармен бросает цветок молодому солдату Хозе, сделав его своим избранником. Хозе покорен он безумно влюбляется в Кармен.
4. В этом действии звучит еще один испанский танец. Мы видим еще одна характеристика цыганки.
Звучит «Сегидилья»
(Слайд № 10)
У- Что объединяет эти два танца? Д- Оба танца звучат в испанских танцевальных ритмах, гитарный аккомпанемент. В образе Кармен - грациозность, лукавость, капризность, пленительность, цыганские интонации.
2-е действие Образы Эскамильо Хозе(Слайд №11) Учитель читает краткое изложение.
«Действие происходит на площади в Севилье. Наступает развязка оперы. Кармен,желая остаться свободной и независимой, стремится к мужественному тореодору Эскамильо. Это еще один герой оперы.
(Слайд №12)
У- Кто такие тореадоры? Д- Тореадоры - это очень смелые люди, они участвуют в корриде (бой с быком). У- Давайте послушаем, как Бизе раскрывает этот образ в своей музыке.
Звучат «Куплеты Тореадора».
У- Как прозвучала музыка? Каков образ героя? Д- Музыка прозвучала блестяще, мужественно, в ритме марша. У- Где мы уже слышали эту музыку? Д- Эту музыку мы слышали в Увертюре. У- Да, это марш-шествие. Происходит зрелище-бой быков-Коррида. Сердце Кармен уже принадлежит другому - Эскамильо.
У- А что же Хозе? Как вы думаете, что он чувствует? Д- Он страдает, Кармен его больше не любит.
Звучит «Ариозо Хозе».
У- Что происходит с героем? Д- Он любит Кармен, но она его нет. У- Как прозвучало Ариозо? Д- Нежно, страстно, лирично, чистота чувств, ревность, душевные страдания, в музыке усиливается песенность. У- Да. Ариозо похоже на романс, в аккомпанементе слышим деревянные духовые инструменты.
3- действие «Сцена гадания»
Кармен гадает себе на картах. Карты предвещают смерть главных героев.
(Звучит музыка).
У- Как звучит голос Кармен? Что изменилось? Д- Голос звучит трагично, неподвижно. У- Да, «от судьбы не уйдешь» , музыка мертвяще трагическая. Голос Кармен стал низким скорбным и сосредоточенным, в низком регистре, оказывая на слушателей магическое воздействие. Но Кармен хочет быть сильной, мужественной и не желает отказываться от своей жизненной позиции.
4-е действие «Заключительная сцена».
Кармен не знает жалости, она вновь счастлива и не может скрывать своего восторженного порыва, ее неудержимо влечет туда, где ее новый возлюбленный. Обезумевший от ревности Хозе, не помнящий себя, не может простить измены Кармен. Он страдает и в полном отчаянье. Кармен его не любит. Он пытается вернуть Кармен, клянется, что все забудет и все будет по-прежнему. Но Кармен неотступна. В порыве отчаянья Хозе убивает Кармен и падает на ее труп, занавес опускается. Последний раз в оркестре звучит прекрасная, скорбная тема Кармен. Две сферы в музыке, на фоне музыки куплетов Тореадора (легкая музыка) драматическая, трагическая (музыка Хозе и Кармен). У- Чем образы русских героинь отличаются от героинь Бизе и Гершвина? Д- Верность, чистота чувств. У- Откуда в них это? Они православные. На этом наш урок закончился. Дома повторите интонации главных героев оперы. Всего доброго.