Тема урока | «Вторая жизнь песни» в инструментальной музыке. |
| |
| |
Цель урока | Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки, познакомить с новыми музыкальными терминами: композиторская интерпретация, аранжировка. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Задачи урока | Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига. Способствовать развитию интереса к русской музыке Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями. |
Планируемые результаты (предметные) | Знать понятия композиторская интерпретация, аранжировка. Знать характерные черты, основные жанры русской музыки. Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный). Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки. Расширение музыкального и общего культурного кругозора. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие эмоционального восприятия произведения. Познавательные: Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Учатся выделять специальную информацию из нотного текста. Формирование умения излагать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные: Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |
Основные понятия | Песня, симфония, композиторская интерпретация, аранжировка. |
Виды музыкальной деятельности используемые на уроке | Восприятие музыки с последующим анализом: П.И.Чайковский фрагмент финала Симфонии №4, И.Крутой «Песня Сольвейг» - современная аранжировка. Визуализация: П.И.Чайковский финал Симфонии №4, Э.Григ фрагмент «Песни Сольвейг». Хоровое пение: - «Во поле береза стояла» русская народная песня, 1 куплет, - «Песня Сольвейг» тема, - «Семь нот» песня, муз.А Варламова Музыкально-ритмические движения: - физкультминутка |
Методы музыкального образования используемые на уроке. | перспективы и ретроспективы; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки. |
Формы работы | Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем. |
Организация пространства | Работа фронтальная, групповая. |
| Этап урока | Слайд № | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организация начала урока | 1 | Приветствие учащихся. Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. | Учитель настраивает учащихся на позитивный лад. | Приветствие учителя. Выполняют требование учителя |
| | | Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя) | Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство. | Включение учащихся в активную деятельность. |
2 | Актуализация опорных знаний учащихся по предмету | | Проанализируйте, звуковой видеоряд: Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких? Опера Романс Песня Кантата Ода Оратория А какой из этих жанров самый простой? (Песня.) Что мы уже с вами знаем о песне? | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память). | Коллективное обсуждение видеоряда Вспоминают и перечисляют музыкальные жанры связанные с литературой, (т.е.вокальные жанры) Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал). |
3 | Введение в тему урока Обсуждение эпиграфа | 1 2 | А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? А каким образом? Сформулируйте тему нашего урока «Вторая жизнь песни» Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях? Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл выражения: «Живительный родник творчества»? (обсуждение вариантов ответов детей) | Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями. Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ. Организует беседу, выявляющую знания учащихся. | Высказывают предположения. Определяют тему урока под руководством учителя. Совместно с педагогом формулируют вопрос. Слушают собеседника, высказывают свое мнение. |
| | 2 | В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте. | Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки | Выявление связей народной и композиторской музыки |
| | 3 | Прочитайте, что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни…У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаянья, глубоки и многосторонни. | Подводит итог. | Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова. |
| | 4 | Сегодня на уроке мы еще раз окунёмся в мир музыки замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, и на примере его музыкальных произведений попытаемся убедиться действительно ли существует связь между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством? Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе? Великий русский композитор; Его музыку слушают во всем мире; Он писал много музыки для детей и о природе. А также писал оперы, симфонии, балеты. | Организует беседу. Активизация знаний о композиторе | Высказывают свое мнение. Определяют специфику деятельности композитора. Контролируют правильность ответов своих одноклассников |
| | | Диск «Мир музыки» | Организует просмотр. | Получают новую познавательную информацию о композиторе Чайковском. Определяют характерные черты музыкального творчества композитора. |
| | 5 | А что такое симфония? Где можно услышать симфонию? Кто исполняет симфонию? | Активизация знаний о симфонии. | Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде |
4 | Открытие нового знания СЛУШАНИЕ | 6 | Давайте послушаем небольшой фрагмент финала Симфонии №4 П.И.Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра. И ответим, какая песня дала жизнь этой симфонии? | Организует прослушивание аудиозаписи. | Слушают фрагмент финала Симфонии №4. Отвечают на поставленный вопрос. |
| ПЕНИЕ | 7 | Итак, какая песня дала жизнь симфонии? «Во поле береза стояла» Народная песня с которой мы знакомились с вами в начальной школе. А что мы знаем о народных песнях? Давайте вспомним её пропоем первый куплет, в характере хороводной песни. | Организует работу с учебником. | Перечисляют жанры народной песни. Вспоминают какой жанр в каком характере исполняется (опираясь на ранее изученный материал). Знакомятся с материалом учебника, на странице 29. Пение «Во поле береза стояла» 1 куплет Участвуют в совместном исполнении песни. |
| Претворение народной мелодии в композиторском творчестве | 8 Работать по щелчку! | С помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню, которую мы пропели: (дети дают характеристику) Русская народная песня Музыка: вокальная Мелодия: напевная Темп: спокойный Динамика: звучит негромко Форма: куплетная Жанр: хороводная Образ: лирический А теперь выявите особенности развития этой песни в симфонии П.И.Чайковского. Музыка инструментальная Мелодия: стремительная Темп: быстрый Динамика: звучит громко Образ: драматический | Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями. Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде. | Анализируют средства музыкальной выразительности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. выявляют полную противоположность образов. Напевают мелодию финала. Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки. |
| | | Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание. Из лирического образа песня перешла в драматический, напряженный образ. Такой прием в музыке называется сложным словом ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. | Делает вывод. ВАЖНО!!! Подчеркнуть полную противоположность образов. | Получают информацию о новом музыкальном термине. Работа с учебником. Словарем. |
| ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ | 8 Гипер-ссылка на портрете Чайковс-кого видео-фрагмент | Давайте послушаем финал еще раз и попытаемся дать ответ на вопрос: почему П.И.Чайковский использовал русскую песню в своем творчестве? Ответ: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь…». «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». | Организует повторное прослушивание. Задает проблемный вопрос. | Повторное слушание, с прогнозированием правильного ответа Высказывают предположения. |
| | | Вслушиваясь в звучание музыки финала Симфонии №4, мы убедились как отлично «вжилась» песня в музыке русского композитора. | Делает вывод. | Делают вывод: П.И.Чайковский дал этой скромной песне вторую жизнь, благодаря которой, она звучит сейчас не только на своей родине – России, но и во всём мире. |
5 | Физкультминутка | 9 с гипер-ссылкой | | | |
| | 10 | А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29. Какой образ вы видите? (образ девушки) Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда). Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа). Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? (песенные) Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание). Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине? («Песня Сольвейг»). Из сюиты «Пер Гюнт» замечательного норвежского композитора Эдварда грига | Организует беседу. С помощью вопросов помогает детям вспомнить сюжетную канву драмы Г.Ибсена. | Работа с учебником, с репродукцией картины. Совместный поиск ответов на вопросы. Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигают свои предположения. |
| СЛУШАНИЕ | 11 Гипер-ссылка на портрете Грига | Кто напомнит нам, о чем эта пьеса? Какие чувства помогли спастись Перу Гюнту? (Вера, надежда, любовь Сольвейг). | Организует просмотр видеофрагмента. | Обобщают знания о сюите «Пер Гюнт» Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера. Просмотр видеофрагмента «Песня Сольвейг», с целью сравнения художественного и музыкального образа. Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. |
| ПЕНИЕ | 12 | В учебнике на стр 29 вам представлен нотный пример «Песни Сольвейг» давайте эту мелодию пропоём. | Аккомпанирует. | Работа с учебником. Пение с ориентацией на нотную запись. Участковую в коллективной исполнительской деятельности |
| | | Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные). Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной). Сколько частей в музыке? Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾). С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым). Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста. | Задает вопросы для обсуждения. Подводит итог обсуждения. | Анализируют репродукцию художника., выявляют сходство и различие образов: художественного, литературного и музыкального (опираясь на ранее изученный материал). |
| | 13 Работать по щелчку до фото Игоря .Крутого | Итак, с помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню Сольвейг: Мелодия: напевная Темп: медленный Динамика: не громкая Образ: лирический Инструменты : струнные | Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде. | Анализируют средства музыкальной выразительности. |
| СЛУШАНИЕ | 13 Гипер-ссылка на фото Кругото | А теперь услышим иное исполнение фрагмента этого произведения. Нашего современника Игоря Крутого. | Организует прослушивание фрагмента. Подчеркнуть связь с современностью. | Слушание «Песня Сольвейг» в аранжировке Игоря Крутого. |
| | 13 По щелчку | Что изменилось в музыке? (состав музыкальных инструментов) Какой инструмент солирует? (фортепиано) Вокальная музыка изменилась на инструментальную Мелодия: напевная Темп: медленный Динамика: не громкая Образ: лирический | Вопросы для обсуждения Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде. | Анализируют средства музыкальной выразительности музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. Выявляют сходство образов. |
| | 13 | Итак, композитор сохранил все средства выразительности Песни Сольвейг, но написал её для другого состава инструментов. Такой прием в музыке называется АРАНЖИРОВКА. | ВАЖНО!!! Подчеркнуть, что образ остался без изменений. | Получают информацию о новом музыкальном термене. |
| | | Какая музыка больше понравилась вам? | | Передают свои музыкальные впечатления в устной форме. |
7 | Вывод. | 14 | На примере двух произведений: Финала симфонии №4 Современное исполнение Песни Сольвейг Мы увидели как эти произведения дали вторую жизнь песням. Познакомились с новыми понятиями. АРАНЖИРОВКА – переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение художественного замысла произведения. | Подводит итог | Анализируют информацию на слайде. |
| ПЕНИЕ | 15-18 | Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в неё своё понимание, свои чувства. | | Участвуют в совместном исполнении выученной и любимой песни «Семь нот» А.Варламова Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении. |
| Рефлексия учебной деятельности на уроке |
8. | Подведение итогов урока | 19 | Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений. Что их объединяет? (Связь с литературой). Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки, аранжировки музыкальных произведений. Исполнители — от них зависят интерпретации музыкальных произведений). Народное творчество – на протяжении многих веков остается для музыкантов живительным родником творчества. Они учились искать вдохновение в народной поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению. | Организует рефлексию. Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом. Оценивает деятельность учащихся на уроке. | Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока. Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. |
| Домашнее задание | | Какие песни других народов и в каких произведениях получили вторую жизнь? | | |