Конспект урока музыки на тему: «Музыка и литература».
Конспект урока музыки на тему: «Музыка и литература».
Обобщающий урок по темам: «. Вторая жизнь песни».
Тип урока: углубление и обобщение.
Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений.
Задачи:
1.Обучающие
. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему: «Музыка и литература». »
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».
Обобщающий урок по темам: «. Вторая жизнь песни».
Тип урока: углубление и обобщение.
Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений.
Задачи:
1.Обучающие
. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.
Познакомить с современной интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки.
Закрепить знания средств музыкальной выразительности.
2.Развивающие.
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
3.Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
4Технология ассоциативно-образного мышления.
Методы
1.Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.
2.Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.
3.Прием вокального интонировани
4.Метод использования ассоциаций
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
Сегодня на уроке мы вспомним жанры вокально-инструментальной музыки, которые не могут существовать без литературы, познакомимся с обработками, интерпретациями классической музыки.
Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы? (Песня, романс).
Исполняем песню «Камертон» (канон)
Какие еще жанры потеряет музыка , если не будет литературы.
(Баркаролла)
Исполнение М.И,Глинка «Венецианская ночь»
Какая инструментальная музыка не может существовать без литературы? (Программная).
Какую музыку называем программной? (Инструментальная музыка, имеющая программу, которая отражается либо в литературном комментарии, либо в названии произведения).
Сейчас мы прослушаем музыкальные фрагменты, вам нужно определить:
Звучит музыка русского композитора или зарубежного.
Звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига «Песня Сольвейг»
Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).
Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).
В каком спектакле звучит «Песня Сольвейг»? (В пьесе Ибсена «Пер Гюнт»).
Давайте познакомимся с сюжетом этой драмы «Пер Гюнт».
Учитель раздает текст и учащиеся знакомятся с сюжетом.
Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.
А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма. Обратите внимание, в каком исполнении звучит «Песня Сольвейг».
Кто спас Пера Гюнта?
Какие чувства помогли ему? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).
В каком исполнении звучит песня? (В исполнении струнно-смычковых инструментов).
Слушание в исполнении симфонического оркестра.
Сколько частей в музыке?
Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).
С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).
Знакомство с картиной Н.К.Рериха «Сольвейг»
Как и в картине Рериха, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.
Образ сольвейг – театральная трактовка.
Итог урока:
Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.
Что их объединяет? (Связь с литературой).
Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки музыкальных произведений. Исполнители — от них зависят интерпретации музыкальных произведений).
И заканчивает наш урок песней Г. Струве, стихи которой написала школьница И. Исакова.
Где музыка берет свое начало? (Вокруг нас, в звуках природы).