kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка и литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Музыка и литература. 5 класс

Под. Жизнь песни в иностранных сочинениях.

  1. Воспитательные.  Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитательные чувства уважения к башкирской национальной музыке.

2. Образовательные. Учить слушать музыку, осознанно воспринимать темы, размышлять о ней, анализировать, вспомнить характерные особенности башк. Нац. Музыки /жанры/

  1. Развививающие. Формирование исполнительных навыков /звукообразование, дыхание, фразировка/

Урок углубления и расширения знаний

Вход: «Поющий тростник» – гр. Орлан

  • Здравствуйте, ребята.
  •  
  • Красивая музыка вас приветствовала! Согласны?
  • Вокальная или инструментальная?
  • Музыка какого народа, какой земли?
  • Почему так решили? /голос инстр./
  • Что знаете о курае?

/самый первый инструмент башкирского народа – очень редкий сейчас

Но несмотря на это – сегодня он вместе с нами, живой и настоящий /показ/

  • К какой группе инструментов он относится? – ответ
  • А из чего его делают? – ответ
  • Да! Из тростника, который растет в горах Урала, из полых стеблей камыша или даже веточек деревьев. И поэтому играть на курае немного сложнее, чем на современных инструментах.

Умение игры на курае, в основном, предается по наследству.

  • Но только ли голос курая услышан в музыке?

       Да, рядом звучит еще другие инструменты. Какие?

/синтезатор, электрогитара/

  • Это инструмент прошлого или настоящего?

А значит мы стали свидетелями того, как прошлое и настоящее, век минувший и нынешний соединились в инстр. Пьесе современной башк – группы «Орлан»

Называет «Поющий тростник»

  • Давайте поразмышляем, о чем могла бы быть песня курая /тростника/? – ответ

«Край чудес и очарований» – так отзывались о Башкирии русские писатели Аксаков, Лев Толстой и другие. /показ. фото/ Вот она эта красота

«Живет повсюду красота …»

  • Ребята, вы согласны с автором этих строк?
  • Откуда они?
  • Кто авторы?
  • На что обращают наше внимание?

Сегодня продолжаем работу над песней: 2 к. / показ фраз без слов/ плюс со словами

Певческая посадка /настр Т 3/5/  – обр. вним: звукообр, фраз… оконч, «с»

Останов.отд. на распевах плюс вокализ – повтор.

Испол-е I к. плюс 4 фр.

Молодцы посторались!

  • Что тогда произойдет с песнями?
  • Почему /что соед. в песне? сл. и муз./
  • На что же тогда нам расчитовать в музыке?
  • С чем, какой муз. Останется чел. в жизни? /инстр. И вокализы/

Продолжая тему, я вновь ваше внимание хотела бы задержать на таком жанре как песня, в кот. Ярко выражены нац. Особенности.  Послушаем ее.

  • Какой народ мог быть ее автором? /башк/

Не случайно вас и встречала сегодня музыка башк. Джаз. Гр. «Орлан», потому что создавая

Свои произведения эти музыканты часто обращаются к истокам народной музыки.

Народные башкирские песни остаются для них источником вдохновения.

А что же мы знаем об истоках башкирской народной музыки, то есть с чего начинается башкирская музыкальная культура. Давайте немного заглянем в историю.

  1. В течении многих веков народное творчество башкир было представление вокальной музыки в виде одной песни, так как Ислам /вера/ запрещает коллективное пение и танцы
  2. Наиболее древними жанрами башкирского фольклора явление поэтического жанра:

Кубаиры – героические сказания, подвиги/исполнение на распев сэсенами/певцы – сказит./

Бакты – бытовые сказания /о бедствиях/

  1. Средние музыкальные жанры утвердились жанры исторически песни

/Родина, война/

Ж. исторических песен

Ж. лиричиских песен / природа, любовь, тяжелая женская доля, шуточные/

  1. В свое время в исторических и лирических песнях определено наиболее два ярких стиля:

Узун /прот.медл.п./

Кыске /быстр.кор. п./

  • Посл. Одну из башкирских песен, и решите она звучит в стиле кыске или узун.

Слушать «Кара юрга» – исполняет Влеев.

  • Какого качества эта песня? – танц.
  • Что можно о характере?

/вес., быстрый темп, текст песни, припев, изображение, четкий ритм/

  • Кто же является героем песни? – всадник, который обращен к своему коню.

Исполнение одного куплета

В башкирской музыкальном фольклоре большое количество народных сочинений посвящено коням различных пород, мастей и возрастов.

«Кара юрга» – «Вор иноходец»

«Бурте ат» – «Караковый конь»

«Хабай кашка» – «Рыжий конь»

Конь выступает в песнях как верный друг человека и товарищ джигита, умный и преданный друг.

Почти каждая башкирская песня имеет свою легенду, которая перед ее исполнением рассказывается.

«Был у богатого башкира сын, который влюбился в девицу из другого кочевья, родители препятствовали их дружбе и строго охраняли дочь. Тогда влюбленный обращается к своему иноходцу и говорит: «Карий мой, иноходец, я оседлаю тебя, поезжай за моей невестой и привези ее» Иноходец отправляется и приезжает в селение, где жила невеста. Девушка, увидев иноходца, стала просить отца: «Батюшка, позволь мне покататься: мне иноходец этот нравится, седло на нем хорошее. Отец разрешил. Тогда девица села и проехавшись 1,2 раза перед отцом, в 3 раз сказала ему: «Прощайте, батюшка, я больше к вам не возвращусь и уехала, догадавшись, что иноходец был от жениха, по седлу или просто иноходец ей сказал, хорошенько не известно».

  • Послушайте еще раз эту песню и обратите внимание на изменения, которые произойдут с ней, на ее перевоплощение

Слушать – кубыз «Вор иноходец»

  • Удивлены? Чем? Не узнали?
  • Что произошло с песней? /инстр./
  • Голос какого инструмента узнали? /кубыз – показать металлическую подкову.
  • Инструментальная пьеса сохранила характер песни, топот скачущего коня ощутили в иностранном наигрыше?
  • А значит только, что мы были свидетелями того, как песня «Кара юрга» получила второе рождение. И если в инструментальном наигрыше отсутствует звучание голоса, то эта потеря возмещена изобразительным и выразительным звучанием кубыза.

Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со слогами превращается в инструментальную мелодию.

Сегодня вы сами стали свидетелями такого превращения

  • А какого? /б.и.п. – инструментальный наигрыш/

Домашнее задание: башкирски сказки, легенды. оценки

А в заключение вновь «Кара юрга», но уже в эстрадной обработке Гайсина.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка и литература »

Тема: жанры в музыке 1 класс

Тип урока (углубление)

Цель: подробно познакомить с музыкой П.И. Чайковский. На примере музыкальных произведений закрепить жанры в музыке


Задачи:

  1. Воспитательная:

Заинтересовать звучащей музыкой, вызвать эмоциональный отклик, воспитать чувство доброты и уважения к людям.


  1. Образовательная:

Научить размышлять, говорить о музыке, формировать художественное мышление,

Внимательно слушать музыку.


  1. Развивающая:

Развивать способности исполнять в характере, чувствовать характер звучащей музыки


Ход урока:

Музыкальное приветствие.

Наш урок сегодня начинается с музыкального вступления, давайте вслушаемся в музыку.

Какое у нее настроение.

Спокойное, нежное, доброе, светлое, одухотворенное.

Я скажу больше:

Это утренняя молитва только в музыке.


День каждого человека начинается с добрых слов:

«Доброе утро» Значит и день будет удачным и радостным.

И часто слышим слова:

«Дай бог».

Каждый человек мысленно обращается к богу. Создателю мира, природы красоты человека.

Что же такое молитва?

Это обращение, разговор души с богом. Она звучит внутри сердца.

Сегодня музыка нам поможет проследить за жизнью маленьких героев, которые жили в большом старинном городе много лет назад.

Давайте дадим нашим героям имена:

Наши герои были маленькими детьми и они пока еще не ходили в школу.

Их день начинался с утреней молитвы.

Звучит пьеса молитва.

Затем малыши завтракали и начинали играть.

Мальчик выстраивал деревянных солдатиков и они были готовы отправится на военные учения и вот они все в строю. Чтобы им могло помочь в длительном пути? Чтобы путь не показался долгим? Ну конечно же музыка. А какая?

Ответ: четкая, твердая.

Не показалась ли вам, что марш был немного необычным.

Правильно вы заметили, что он был игрушечный.


Определить:

Лад, приемы исполнения, регистр.

Чем же занималась в это время девочка?

Она играла с куклой.

У нее была самая красивая кукла на свете. Она часто меняла ей наряды и кукла от удовольствия оживала. Она вставала во вторую позицию и начинала танцевать.

Какой же был любимый танец нашей куклы?

Звучит полька.

Я с вами совершенно согласна это действительно полька.

Вспомним о наших солдатиках. Среди них нашелся самый храбрый, который решил завоевать сердце куклы принцессы и пригласил ее в путешествие.

И наши герои отправились в солнечную Италию. Поможем нашим героям пока они в пути и споем им песню.

Звучит «неаполитанская песенка».

И вот наши герои в Италии.

Как говорят в народе: «С корабля сразу на бал»

Веселье в разгаре, но музыка итальянская не знакома кукле принцессе. Она расстроена что не умеет танцевать итальянских танцев и находчивый солдатик заказывает ей музыку, которую она часто слушала в доме, где она жила.

Слушанье «Вальс»

Какая прозвучала музыка? Правильно вальс.

Жизнерадостная полная чувств, красоты и нежности.

А кто исполнил ее?

Я с вами согласна оркестр.


Путешествие закончено.


Няня читает сказку девочке и мальчику. Музыка дает проследить нам за событиями одного дня наших героев.

Сегодня на уроке прозвучало много произведений, звучали музыкальные инструменты.

А как вы думаете кому принадлежат все эти произведения?

Знакомому композитору, который так много музыки написал для детей. Он отразил в пьесах жизнь и игры ребят.


Правильно ребята! П. И. Чайковский.


Обобщение:

В какой стране побывали? С какой музыкой познакомились? Какие инструменты звучали?


Спасибо! До следующей встречи


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыка и литература

Автор: Андреева Галина Николаевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект метапредметного  урока музыки "Когда человек счастлив""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-muzyki-koghda-chieloviek-schastliv"
    ["file_id"] => string(6) "314545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459705556"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "126105"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114665"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Урок музыки в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-muzyki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193873"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427706740"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек» "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-litieraturie-v-10-klassie-tiema-priroda-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "230454"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442148232"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Жанры вокальной музыки "
    ["seo_title"] => string(23) "zhanry-vokal-noi-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "145692"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418979069"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства