Тема: Музыка и литература. 5 класс
Под. Жизнь песни в иностранных сочинениях.
- Воспитательные. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитательные чувства уважения к башкирской национальной музыке.
2. Образовательные. Учить слушать музыку, осознанно воспринимать темы, размышлять о ней, анализировать, вспомнить характерные особенности башк. Нац. Музыки /жанры/
- Развививающие. Формирование исполнительных навыков /звукообразование, дыхание, фразировка/
Урок углубления и расширения знаний
Вход: «Поющий тростник» – гр. Орлан
- Здравствуйте, ребята.
- Красивая музыка вас приветствовала! Согласны?
- Вокальная или инструментальная?
- Музыка какого народа, какой земли?
- Почему так решили? /голос инстр./
- Что знаете о курае?
/самый первый инструмент башкирского народа – очень редкий сейчас
Но несмотря на это – сегодня он вместе с нами, живой и настоящий /показ/
- К какой группе инструментов он относится? – ответ
- А из чего его делают? – ответ
- Да! Из тростника, который растет в горах Урала, из полых стеблей камыша или даже веточек деревьев. И поэтому играть на курае немного сложнее, чем на современных инструментах.
Умение игры на курае, в основном, предается по наследству.
- Но только ли голос курая услышан в музыке?
Да, рядом звучит еще другие инструменты. Какие?
/синтезатор, электрогитара/
- Это инструмент прошлого или настоящего?
А значит мы стали свидетелями того, как прошлое и настоящее, век минувший и нынешний соединились в инстр. Пьесе современной башк – группы «Орлан»
Называет «Поющий тростник»
- Давайте поразмышляем, о чем могла бы быть песня курая /тростника/? – ответ
«Край чудес и очарований» – так отзывались о Башкирии русские писатели Аксаков, Лев Толстой и другие. /показ. фото/ Вот она эта красота
«Живет повсюду красота …»
- Ребята, вы согласны с автором этих строк?
- Откуда они?
- Кто авторы?
- На что обращают наше внимание?
Сегодня продолжаем работу над песней: 2 к. / показ фраз без слов/ плюс со словами
Певческая посадка /настр Т 3/5/ – обр. вним: звукообр, фраз… оконч, «с»
Останов.отд. на распевах плюс вокализ – повтор.
Испол-е I к. плюс 4 фр.
Молодцы посторались!
- Что тогда произойдет с песнями?
- Почему /что соед. в песне? сл. и муз./
- На что же тогда нам расчитовать в музыке?
- С чем, какой муз. Останется чел. в жизни? /инстр. И вокализы/
Продолжая тему, я вновь ваше внимание хотела бы задержать на таком жанре как песня, в кот. Ярко выражены нац. Особенности. Послушаем ее.
- Какой народ мог быть ее автором? /башк/
Не случайно вас и встречала сегодня музыка башк. Джаз. Гр. «Орлан», потому что создавая
Свои произведения эти музыканты часто обращаются к истокам народной музыки.
Народные башкирские песни остаются для них источником вдохновения.
А что же мы знаем об истоках башкирской народной музыки, то есть с чего начинается башкирская музыкальная культура. Давайте немного заглянем в историю.
- В течении многих веков народное творчество башкир было представление вокальной музыки в виде одной песни, так как Ислам /вера/ запрещает коллективное пение и танцы
- Наиболее древними жанрами башкирского фольклора явление поэтического жанра:
Кубаиры – героические сказания, подвиги/исполнение на распев сэсенами/певцы – сказит./
Бакты – бытовые сказания /о бедствиях/
- Средние музыкальные жанры утвердились жанры исторически песни
/Родина, война/
Ж. исторических песен
Ж. лиричиских песен / природа, любовь, тяжелая женская доля, шуточные/
- В свое время в исторических и лирических песнях определено наиболее два ярких стиля:
Узун /прот.медл.п./
Кыске /быстр.кор. п./
- Посл. Одну из башкирских песен, и решите она звучит в стиле кыске или узун.
Слушать «Кара юрга» – исполняет Влеев.
- Какого качества эта песня? – танц.
- Что можно о характере?
/вес., быстрый темп, текст песни, припев, изображение, четкий ритм/
- Кто же является героем песни? – всадник, который обращен к своему коню.
Исполнение одного куплета
В башкирской музыкальном фольклоре большое количество народных сочинений посвящено коням различных пород, мастей и возрастов.
«Кара юрга» – «Вор иноходец»
«Бурте ат» – «Караковый конь»
«Хабай кашка» – «Рыжий конь»
Конь выступает в песнях как верный друг человека и товарищ джигита, умный и преданный друг.
Почти каждая башкирская песня имеет свою легенду, которая перед ее исполнением рассказывается.
«Был у богатого башкира сын, который влюбился в девицу из другого кочевья, родители препятствовали их дружбе и строго охраняли дочь. Тогда влюбленный обращается к своему иноходцу и говорит: «Карий мой, иноходец, я оседлаю тебя, поезжай за моей невестой и привези ее» Иноходец отправляется и приезжает в селение, где жила невеста. Девушка, увидев иноходца, стала просить отца: «Батюшка, позволь мне покататься: мне иноходец этот нравится, седло на нем хорошее. Отец разрешил. Тогда девица села и проехавшись 1,2 раза перед отцом, в 3 раз сказала ему: «Прощайте, батюшка, я больше к вам не возвращусь и уехала, догадавшись, что иноходец был от жениха, по седлу или просто иноходец ей сказал, хорошенько не известно».
- Послушайте еще раз эту песню и обратите внимание на изменения, которые произойдут с ней, на ее перевоплощение
Слушать – кубыз «Вор иноходец»
- Удивлены? Чем? Не узнали?
- Что произошло с песней? /инстр./
- Голос какого инструмента узнали? /кубыз – показать металлическую подкову.
- Инструментальная пьеса сохранила характер песни, топот скачущего коня ощутили в иностранном наигрыше?
- А значит только, что мы были свидетелями того, как песня «Кара юрга» получила второе рождение. И если в инструментальном наигрыше отсутствует звучание голоса, то эта потеря возмещена изобразительным и выразительным звучанием кубыза.
Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со слогами превращается в инструментальную мелодию.
Сегодня вы сами стали свидетелями такого превращения
- А какого? /б.и.п. – инструментальный наигрыш/
Домашнее задание: башкирски сказки, легенды. оценки
А в заключение вновь «Кара юрга», но уже в эстрадной обработке Гайсина.