kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Всю жизнь мою несу Родину в душе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в пятом классе. Тема урока "Всю жизнь мою несу Родину в душе". Знакомство с музыкальным произведением,где отражается характер русского человека и его любовь,преданность Родине. Формирование у учащихся любовь к Родине, интерес к истории культуры своей страны и малой Родины,воспитывать художественно - эстетический вкус.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Всю жизнь мою несу Родину в душе.»

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: урок-размышление.

Цель урока: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Личностные: формировать чувство любви к Родине, интерес к истории и культуре своей страны и малой родины, воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства.

Познавательные: познакомить учащихся с произведением В.А. Гаврилина «Перезвоны», с понятиями: «Симфония-действо», «программная симфония».

Регулятивные: развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие.

Коммуникативные: развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения.

Социальные: воспитание нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание жизненного содержания народной музыки, выявление связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Метапредметные – размышление о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства.

Предметные – расширение объема известных знаний учащихся о русской музыке на примере симфонии-действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина и их проявлениях в звучащих картинах;

Критерии отбора материала: воспитательная, педагогическая целесообразность.

Виды практической деятельности обучающихся: работа с учебником, музыкальное восприятие, размышление, анализ, обобщение.

Универсальные учебные действия:

Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств.

Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.

Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств.

Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями.

Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь Ожегова, самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.

Технологии обучения: информационно - коммуникационная, развития процессов восприятия.

Ход урока

Приветствие.

Тема нашего урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе…». Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность родине.

А что мы называем Родиной? (ответы детей)

Молодцы, спасибо.

Давайте найдем определение Родины в словаре Ожегова.

Родина место, страна, где человек родился. [3]

Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

В какой стране мы с вами живем? (В России).

О России много песен и стихов сложено. Послушаем стихотворение «Россия».

Россия

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.


В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Ираида Мордовина

Исполнение песни «Моя Россия» муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева.

Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Руси С. Романовский.

Русь

«Русь! Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Русло, то есть ложе реки, по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса и росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «русь» еще одно значение, которое я услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

− Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, − он и зацвел.

− Анна Ивановна, а что такое – русь?

− Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место.

Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!». [9]

Станислав Тимофеевич Романовский - российский писатель. Основной темой творчества С.Т. Романовского является тема добра, справедливости, любви к жизни, к людям, к природе, темы патриотизма, "большой" и "малой" Родины… [8]

Романовский дружил и ценил Василия Макаровича Шукшина (25.07.1929 – 02.10.1974) – известный писатель, актер и режиссер.

Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.

Прочитаем слова из рассказа В. Шукшина «Слово о малой родине» в учебнике на стр. 30.

На основе впечатлений от рассказов Шукшина «Слово о малой родине» Валерий Александрович Гаврилин сочинил музыкальное произведение «Перезвоны» - это самое крупное и значительное его произведение, которое он определил как симфонию-действо.

Программная симфония это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

Симфония-действо: действо это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.

Таким образом, основой вокального произведения становится проза.

Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла.

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва» и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии.

Слушаем. Разбираем, анализируем.

То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? (Ответы детей).

Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить? (смотрим картины: П. Джогин «На Валааме», Б. Кустодиев «Осенний сельский праздник», И. Левитан «Над вечным покоем», подбираем музыку).

Пожалуйста, аргументируйте свой выбор. (Ответы детей).

Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу).

Послушайте стихотворение Влада Фад-Деева "Колокола":

Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет её берёз
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слёз.


Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далёкой родине моей.

На земле на этой мы не вечны.
И когда закончу свои дни,
Освещая путь мой в бесконечность,
Ты и для меня перезвони…

Господи, позволь ещё послушать
Эту песню родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Дальний перезвон колоколов…

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.

Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.

Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны.

Что в текстах В. Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали? (Душа).

Что нового вы узнали?

С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?

Что это за произведения?

Как они взаимосвязаны?

Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина? (Ответы детей).

А что такое малая родина для вас? (Ответы детей)

Конечно же, для многих из нас нашей малой родиной является наша малая Родина, которую мы должны оберегать, хранить, улучшать и изучать.-Актаныш.

Мы сегодня познакомились с творчеством Станислава Тимофеевича Романовского, Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Всю жизнь мою несу Родину в душе.

Автор: Мисбахова Райля Рафаковна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-muzyki-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "165175"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422781957"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-uroka-muzyki-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "165187"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422782959"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок музыки в 5 классе "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-muzyki-v-5-klassie-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "167682"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423129370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему: "Всю жизнь несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112517"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408713316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства