Урок проводится в пятом классе. Тема урока "Всю жизнь мою несу Родину в душе". Знакомство с музыкальным произведением,где отражается характер русского человека и его любовь,преданность Родине. Формирование у учащихся любовь к Родине, интерес к истории культуры своей страны и малой Родины,воспитывать художественно - эстетический вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Всю жизнь мою несу Родину в душе.»
«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: урок-размышление.
Цель урока: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.
Задачи урока:
Личностные: формировать чувство любви к Родине, интерес к истории и культуре своей страны и малой родины, воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства.
Познавательные: познакомить учащихся с произведением В.А. Гаврилина «Перезвоны», с понятиями: «Симфония-действо», «программная симфония».
Регулятивные: развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие.
Коммуникативные: развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения.
Социальные: воспитание нравственных ценностей.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание жизненного содержания народной музыки, выявление связей музыки с литературой и изобразительным искусством.
Метапредметные – размышление о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства.
Предметные – расширение объема известных знаний учащихся о русской музыке на примере симфонии-действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина и их проявлениях в звучащих картинах;
Критерии отбора материала: воспитательная, педагогическая целесообразность.
Виды практической деятельности обучающихся: работа с учебником, музыкальное восприятие, размышление, анализ, обобщение.
Универсальные учебные действия:
Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств.
Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.
Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств.
Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями.
Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь Ожегова, самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.
Технологии обучения: информационно - коммуникационная, развития процессов восприятия.
Ход урока
Приветствие.
Тема нашего урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе…». Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность родине.
А что мы называем Родиной? (ответы детей)
Молодцы, спасибо.
Давайте найдем определение Родины в словаре Ожегова.
Родина – место, страна, где человек родился. [3]
Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
В какой стране мы с вами живем? (В России).
О России много песен и стихов сложено. Послушаем стихотворение «Россия».
Россия
Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит.
Ираида Мордовина
Исполнение песни «Моя Россия» муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева.
Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.
Вот так говорил о Руси С. Романовский.
Русь
«Русь! Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русло, то есть ложе реки, по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса и росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова «русь» еще одно значение, которое я услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
− Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, − он и зацвел.
− Анна Ивановна, а что такое – русь?
− Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал что ли никогда?
Станислав Тимофеевич Романовский - российский писатель. Основной темой творчества С.Т. Романовского является тема добра, справедливости, любви к жизни, к людям, к природе, темы патриотизма, "большой" и "малой" Родины… [8]
Романовский дружил и ценил Василия Макаровича Шукшина (25.07.1929 – 02.10.1974) – известный писатель, актер и режиссер.
Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.
Прочитаем слова из рассказа В. Шукшина «Слово о малой родине» в учебнике на стр. 30.
На основе впечатлений от рассказов Шукшина «Слово о малой родине» Валерий Александрович Гаврилин сочинил музыкальное произведение «Перезвоны» - это самое крупное и значительное его произведение, которое он определил как симфонию-действо.
Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.
Симфония-действо: действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.
Таким образом, основой вокального произведения становится проза.
Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла.
Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва» и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии.
Слушаем. Разбираем, анализируем.
То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? (Ответы детей).
Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить? (смотрим картины: П. Джогин «На Валааме», Б. Кустодиев «Осенний сельский праздник», И. Левитан «Над вечным покоем», подбираем музыку).
Пожалуйста, аргументируйте свой выбор. (Ответы детей).
Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу).
Послушайте стихотворение Влада Фад-Деева "Колокола":
Как порою хочется послушать Песню моей родины без слов. Звук, который так волнует душу - Светлый перезвон колоколов.
И укрытый в утреннем тумане Чуть заметный свет её берёз Волновать меня не перестанет, Душу с детства трогает до слёз.
Звон колоколов моей России, Нет его мне ближе и родней, Сердце растревожил ностальгией По далёкой родине моей.
На земле на этой мы не вечны. И когда закончу свои дни, Освещая путь мой в бесконечность, Ты и для меня перезвони…
Господи, позволь ещё послушать Эту песню родины без слов. Звук, который так волнует душу - Дальний перезвон колоколов…
Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.
Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.
Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны.
Что в текстах В. Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали? (Душа).
Что нового вы узнали?
С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?
Что это за произведения?
Как они взаимосвязаны?
Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина? (Ответы детей).
А что такое малая родина для вас? (Ответы детей)
Конечно же, для многих из нас нашей малой родиной является наша малая Родина, которую мы должны оберегать, хранить, улучшать и изучать.-Актаныш.
Мы сегодня познакомились с творчеством Станислава Тимофеевича Романовского, Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.