Урок музыки в 5 классе "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."
Урок музыки в 5 классе "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством современного композитора В.А. Гаврилина, в частности, с симфонией-действом "Перезвоны",учатся анализировать музыкальное произведение, средства музыкальной выразительности, рассматривают синтез искусств - музыки, живописи и литературы, учатся творчески и логически мыслить, выполняют творческие задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы организации деятельности: парная, индивидуальная.
Ход урока:
Учитель приветствует детей. Объявляет тему урока.
Открыли свои тетради, записали число и тему урока.
Мы с вами слушали очень много музыкальных произведений - вокальных и инструментальных. Какие-то из них анализировали, а какие-то исполняли.
Ответьте, пожалуйста на вопрос: Какие вечные темы были отражены в них? (Любовь и ненависть, добро и зло, верность и предательство, вражда и мир, талант и бездарность и т.д.)
Хорошо, молодцы.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, в котором отражается характер русского человека, его любовь и преданность родине.
Толковый словарь русского языка С.И Ожегова, Н.Ю Шведовой: Родина - место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. Запишите, пожалуйста, данное определение в тетрадь. Сейчас мы с вами послушаем песню о родине, которая называется «Наш край». А что мы называем родиной? (ответы детей)
Молодцы, спасибо.
Ребята, мы с уже исполняли песню о нашей с вами родине России. И сегодня я предлагаю её вспомнить. Поют песню «Моя Россия»
Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то - это бескрайние цветущие поля, для кого-то - это опустевшие деревни с покосившимися, а порой и полуразвалившимися домиками.
Русский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств России Шукшин Василий Макарович (1929 —1974) - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах:
«Деревня…Серые избы, пыльные улицы, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба. Попадаются еще небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок».
Прочитав эти строки, я думаю, ни один человек не останется равнодушным.
«Перезвоны» - так назвал свою симфонию-действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов современный композитор, Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999).
"По прочтении Шукшина" — такой подзаголовок дал своему сочинению Валерий Гаврилин. "Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле, — писал Гаврилин. — Так и выстраивается "действо": начало и конец — трудная Дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем Красота, Совесть, Надежда".
"Гаврилинские "перезвоны" — это и образ, и явление, и целое понятие современной русской художественной жизни...
Давайте вспомним - а что такое программная симфония?
Ответы детей.
Учитель. Послушайте фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».
После прослушивания учитель задает вопросы:
О чем рассказали вам эти части произведения?
Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают характер каждой части?
Почему хоровое произведение В.Гаврилин назвал симфонией?
Ответы детей.
Учитель. А сейчас давайте выполним творческое задание. На слайде два стиха. Ваша задача прочитать и к каждому из стихотворений подобрать музыку из симфонии. Свой выбор объяснить. (5 минут на самостоятельную работу).
То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Смотрим картины в учебнике - стр. 32-33 и отвечаем на вопросы стр. 32)
Вывод: Музыка Гаврилина - это поэтичная и живописная музыка где…
«Царь музыки – человеческий голос. Границы его невелики, но глубина его бесконечна, как сама история человека!» .
Домашнее задание: Выполнить рисунок на листе формата А4 по теме: «Перезвоны – музыкальный символ России».