kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Всю жизнь мою несу Родину в душе". Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель урока: Воспитание уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Тип урока: открытие новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе". »

УРОК № 10

МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе».






































Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля

2013г.





Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…».

Цель: воспитание уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Задачи урока:

  • Осознать значение колокольного звона в жизни человека;

  • Раскрыть связь между сочинениями В. А. Гаврилина и рассказом

В. М. Шукшина;

  • Развивать эмоциональное восприятие музыки, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;

  • Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.


Тип урока: открытие новых знаний.


Вид урока: урок-размышление.


Планируемые результаты изучения:


Научиться сопоставлять образное содержание музыкального пр-ния, определять средства выразительности, подчеркивающие характер муз. произведения;


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

В. А. Гаврилин симфония-действо «Перезвоны» части: «Вечерняя музыка», «Молитва».


Художественный материал:

И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», П. Джогин «На Валааме» И. Левитан «Над вечным покоем».












Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились на прошлом уроке? (Э. Григ, П. Чайковский). Мы также выяснили, что такое интерпретация, трактовка, обработка.

Интерпретация – искусство исполнения (каждый исполнитель вкладывает свои чувства, свое понимание музыкального произведения). Еще это называют – трактовкой. Обработка изменения, приспособления произведения для других исполнительских составов.


Вступительная беседа.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие слова:

«Это не делится,
Это – едино:
Жизнь человека,
С Родиной милой».

2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке

- Ответы уч-ся: О Родине.

- Откройте учебник на странице 30 и прочтите тему урока.

- «Всю жизнь мою несу Родину в душе».

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы уч-ся: знакомство с произведениями о Родине.


Планирование деятельности. (Слайд 5)

- Рассмотрите развороты учебника на стр. 30,32,34 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • дать определение программной музыке, симфонии;

  • ознакомление с фрагментами из симфонии-действа Валерия Гаврилина;

  • рассмотрение картин и сравнение с произведением В. Гаврилина.


  1. Работа над новым материалом.

Задание 1. дать определение программной музыке, симфонии.


Вспомните определения программной музыке и симфонии.

Ответы уч-ся: Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.

Симфония – это музыкальное произведение, предназначенное для симфонического оркестра. Та симфония, которая имеет 4 части, называется классическая.

(Слайд 6) Скажите, что это за звуки?

Ответы уч-ся: Колокольный звон.

Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?

Ответы уч-ся: Благовест, перезвон, трезвон, красный звон.

Прочтите на странице 30, какие жизненные события связаны со звучанием колоколов. (Читают).

- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении:

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола».


(Слайд 7) Вдохновленный творчеством Василия Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо, где есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией.


(Слайд 8) Василий Шукшин (1929-1974) русский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Прочтите фрагмент рассказа Шукшина «Слово о малой родине».

(Читают)

А что говорил композитор о своем произведении? (Читают)

О чем они хотели сказать? (ответы уч-ся).

Ответы уч-ся: В том и другом отрывке говорится о судьбе человека, о трудной жизненной дороге, в середине которой всегда есть свет.


(Слайд 9) Сегодня мы послушаем две части из симфонии-действа «Перезвоны». Одна из частей называется «Вечерняя музыка». Послушайте и скажите, что передает эта музыка? Только ли это вечерняя тишина и покой?


Слушание «Вечерняя музыка» В. Гаврилин.

Анализирование произведения.

Ответы уч-ся: Плавная, размеренная, напевная музыка, но чувствуется и сосредоточенность, что-то слышится в этой звучащей тишине томительное и певучее.


- Композитор воссоздает реальную и одновременно загадочную, поэтичную картину.

Кульминация произведения — «Молитва».


Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Низкие мужские голоса подводят нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?)

- Вслушайтесь и скажите: что за человек может так молиться?

- Что можно о нем сказать?

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?


Слушание «Молитва» В. Гаврилин.

Ответы уч-ся:

«Молитва» - строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас.


Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

Ответы уч-ся:

- о сохранности души;

- о любви к Родине;

- изображаются картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на важные события.

(Слайд 10)

- Рассмотрите картину Ивана Шишкина «Полдень», и скажите, о чем художник хотел нам рассказать?

Ответы уч-ся: О своей любви к Родине, о красоте и богатстве Русской земли.


- Обратите внимание, что небо занимает больше двух третей картины, что создает ощущение бескрайнего воздушного пространства. Поле, лес, дорога, ведущая к храму, говорит о единстве человека и природы.


Переходим к развороту на стр. 32. (Слайд 11)

Рассмотрите картины И. Левитана «Над вечным покоем», и П. Джогина «На Валааме» и скажите, с какими произведениями из симфонии-действа «Перезвоны» Гаврилина они созвучны?

Ответы уч-ся:


Исполнение песен о России.


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 12)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему: "Всю жизнь несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112517"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408713316"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему: "Несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112520"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408714254"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное мероприятие "1 сентября - день знаний" "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-1-sientiabria-dien-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "152116"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420807738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства