Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе".
Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе".
Конспект урока музыки, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Всю жизнь мою несу Родину в душе". Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель урока: Воспитание уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Тип урока: открытие новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки: "Всю жизнь мою несу Родину в душе". »
УРОК № 10
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
2013г.
Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…».
Цель: воспитание уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Задачи урока:
Осознать значение колокольного звона в жизни человека;
Раскрыть связь между сочинениями В. А. Гаврилина и рассказом
В. М. Шукшина;
Развивать эмоциональное восприятие музыки, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;
Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Научиться сопоставлять образное содержание музыкального пр-ния, определять средства выразительности, подчеркивающие характер муз. произведения;
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
В. А. Гаврилин симфония-действо «Перезвоны» части: «Вечерняя музыка», «Молитва».
Художественный материал:
И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», П. Джогин «На Валааме» И. Левитан «Над вечным покоем».
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились на прошлом уроке? (Э. Григ, П. Чайковский). Мы также выяснили, что такое интерпретация, трактовка, обработка.
Интерпретация – искусство исполнения (каждый исполнитель вкладывает свои чувства, свое понимание музыкального произведения). Еще это называют – трактовкой. Обработка изменения, приспособления произведения для других исполнительских составов.
Вступительная беседа.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие слова:
«Это не делится, Это – едино: Жизнь человека, С Родиной милой».
2. Формулирование темы урока.(Слайд 4)
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке
- Ответы уч-ся: О Родине.
- Откройте учебник на странице 30 и прочтите тему урока.
- «Всю жизнь мою несу Родину в душе».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся:знакомство с произведениями о Родине.
Планирование деятельности. (Слайд 5)
- Рассмотрите развороты учебника на стр. 30,32,34 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
дать определение программной музыке, симфонии;
ознакомление с фрагментами из симфонии-действа Валерия Гаврилина;
рассмотрение картин и сравнение с произведением В. Гаврилина.
Работа над новым материалом.
Задание 1. дать определение программной музыке, симфонии.
Вспомните определения программной музыке и симфонии.
Ответы уч-ся:Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.
Симфония – это музыкальное произведение, предназначенное для симфонического оркестра. Та симфония, которая имеет 4 части, называется классическая.
(Слайд 6) Скажите, что это за звуки?
Ответы уч-ся:Колокольный звон.
Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?
Ответы уч-ся:Благовест, перезвон, трезвон, красный звон.
Прочтите на странице 30, какие жизненные события связаны со звучанием колоколов. (Читают).
- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении:
«…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола».
(Слайд 7) Вдохновленный творчеством Василия Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо, где есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией.
(Слайд 8) Василий Шукшин (1929-1974) русский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Прочтите фрагмент рассказа Шукшина «Слово о малой родине».
(Читают)
А что говорил композитор о своем произведении? (Читают)
О чем они хотели сказать? (ответы уч-ся).
Ответы уч-ся:В том и другом отрывке говорится о судьбе человека, о трудной жизненной дороге, в середине которой всегда есть свет.
(Слайд 9) Сегодня мы послушаем две части из симфонии-действа «Перезвоны». Одна из частей называется «Вечерняя музыка». Послушайте и скажите, что передает эта музыка? Только ли это вечерняя тишина и покой?
Слушание «Вечерняя музыка» В. Гаврилин.
Анализирование произведения.
Ответы уч-ся:Плавная, размеренная, напевная музыка, но чувствуется и сосредоточенность, что-то слышится в этой звучащей тишине томительное и певучее.
- Композитор воссоздает реальную и одновременно загадочную, поэтичную картину.
Кульминация произведения — «Молитва».
Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Низкие мужские голоса подводят нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?)
- Вслушайтесь и скажите: что за человек может так молиться?
- Что можно о нем сказать?
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?
Слушание «Молитва» В. Гаврилин.
Ответы уч-ся:
«Молитва» - строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас.
Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?
Ответы уч-ся:
- о сохранности души;
- о любви к Родине;
- изображаются картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на важные события.
(Слайд 10)
- Рассмотрите картину Ивана Шишкина «Полдень», и скажите, о чем художник хотел нам рассказать?
Ответы уч-ся:О своей любви к Родине, о красоте и богатстве Русской земли.
- Обратите внимание, что небо занимает больше двух третей картины, что создает ощущение бескрайнего воздушного пространства. Поле, лес, дорога, ведущая к храму, говорит о единстве человека и природы.
Переходим к развороту на стр. 32. (Слайд 11)
Рассмотрите картины И. Левитана «Над вечным покоем», и П. Джогина «На Валааме» и скажите, с какими произведениями из симфонии-действа «Перезвоны» Гаврилина они созвучны?
Ответы уч-ся:
Исполнение песен о России.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 12)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).