II этап. Актуализация знаний. | Диалоговый исполнительский рассуждение | У: Под какую музыку вы вошли в класс? Как называется это произведение? Кто его авторы? (муз В. Баснера, сл. М.Матусовского) О чем эта песня? Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока? Д: О Родине. У: Вы правы...тема сегодняшнего урока : «Всю жизнь несу я Родину в душе...». А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «С чего начинается Родина?». -С каким чувством мы должны исполнять эту песню? Д: С любовью, с душевной теплотой, с нежностью, с благодарностью, искренне, проникновенно… Исполнение песни «С чего начинается Родина» в сопровождении фортепиано.. У: Молодцы, ребята. А сейчас подумайте и скажите, а что значит для вас Родина? Без чего вы будете скучать, если уедете из страны? Д: Родители, родственники, друзья, русская природа, русская речь, родные лица… У: Мы должны помнить, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Каждый народ имеет свои неповторимые национальные черты. Все народы должны жить дружно, потому что все мы – россияне. У:Подберите однокоренные слова к слову (родина, родители, родник...). Как много значат эти слова для каждого человека. В них - радость и счастье, в них смысл жизни. Среди всех человеческих чувств чувство любви к родине выделяется, как необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию. | Отвечают на вопросы учителя, эмоционально настраиваются на исполнение и исполняют песню, размышляют. Погружаются в эмоциональную атмосферу урока. Выдвигают гипотезу.Осуществляют актуализацию жизненного опыта. | Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности |
III этап. А)Изучение нового материала. Б)Первичное закрепление знаний. В)Углубление в тему. Г)Вокально-хоровая работа | Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ Работа в командах Выполнение заданий на закрепление нового материала Поисковый Исполнение учителем главной и побочной тем концерта и содержательный анализ музыки экспозиции Восприятие музыки Метапредметный Восприятие музыки Размышление о музыке исполнительский | У: Особенно дорого человеку то место, где он родился. Учитель читает стихотворение на фоне музыки.(«На сопках Маньчжурии» , композитор И.А.Шатров)). Слайд 2 Город мой любимый! Я твой давний пленник. Мчатся над Тамбовом вечности мгновенья. Время тихо дремлет в зданиях старинных Летопись Тамбова вьется свитком длинным. Вижу сквозь столетья крепость над рекою- Град-Тамбов над тихой неприметной Цною. Из веков струится каждому родное Родины дыханье, сердцу дорогое... У: Эти стихи принадлежат Тамбовской поэтессе Татьяне Курбатовой. Стихи прозвучали на фоне вальса «На сопках Маньчжурии»,который написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров, живший и работавший в Тамбове в 30-х-40-х годах прошлого века. Земля Тамбовская всегда являлась источником вдохновенья для многих художников, поэтов, музыкантов. Среди них выделяется имя С.В.Рахманинова. Слайд 3 Возникает вопрос: «Какою виделась Россия Рахманинову?» Об этом нам расскажет музыка. Но прежде давайте поближе познакомимся с жизнью и творчеством этого выдающегося композитора. Работа в командах.Класс делится на две группы.Каждая группа получает задание.Слайд 4 1 группа: Изучить биографию С.В.Рахманинова.( Приложение).Уметь пересказать и придумать вопросы для другой группы. 2 группа: Изучить презентацию «Рахманинов в Тамбове».Зрительно запомнить фотографии, уметь перечислить памятные места, называть связанные с ними события в жизни С.В.Рахманинова. Выступление команд. Задания на закрепление нового материала: Задание 2-й группе.Вставить в таблицу названия произведений С.В.Рахманинова.Слайд 5 Увертюра «Эгмонт», опера «Алеко», опера «Дон Жуан»,Второй концерт для фортепиано с оркестром, «Лунная соната» ,опера «Скупой рыцарь», кантата «Весна», опера «Франческа да Римини», Всенощная,балет «Весна священная». Задание 1 группе.Выбрать фотографии мест, где бывал С.В.Рахманинов в Тамбове. Слайд 6 1.2. 3. 4.5. 6. 7. Тема Родины занимает важное место в творчестве С.В.Рахманинова. Давайте познакомимся с основными музыкальными образами I -й части II- го фортепианного концерта Рахманинова. Но прежде, выясните, что означает слово «концерт», что это за жанр в музыке?(работа со словарем) Д: Концерт – музыкальный жанр, в котором происходит диалог - соревнование между солистом и оркестром. У: С чего начинается концерт? Д: С соло фортепиано. У: Что напоминает тема вступления? Д: Удары колокола. У: Что значат колокола в жизни русского человека? Д: Все! И важное событие, и праздник, и горе, и просто каждый день. У: Колокола – это голос Родины, России. Как звучат колокола во вступлении? Какова идея? Д: Тревожно, напряженно, драматично, напоминает колокол – набат. У: Как звучит 1-я тема? Какой образ? Герой? Д: Мужественно, это волевой образ, решительный. Решимость закаленного в схватках с жизнью человека. У: Обратите внимание на мелодию. Как она развивается? Д: Вначале строится на двух звуках, как бы медленно раскачивается, создает впечатление тяжелой поступи. У: Далее разворачивается изумительная по своей протяженности тема. У: Какой образ у вас возникает? Д: Картина безграничных русских просторов, величавый и гордый облик русского человека. У: Послушайте побочную тему. Слушание в записи I- й части II-го фортепианного концерта (экспозиция). Слайд 7 На доске две репродукции ( Шишкин «Рожь», Поленов «Золотая осень»). Слайд 8 - Есть ли что-то общее в эмоционально – образном содержании музыки и живописи? Что? Д: Широта, простор ,необъятность на картинах художников, в музыке протяженные мелодии.( Музыкальный критик Астафьев называл многие рахманиновские темы мелодиями – далями). Светлый колорит в музыке и в живописи. На картинах светлые насыщенные краски, в музыке мажорные светлые тона. У: Какой музыкальный образ 2-й темы? Д: Задумчивая, песенная, протяжная, лирическая, теплая, светлая. Вывод: Мы видим, как разнообразны музыкальные образы I-й части 2-го фортепианного концерта. Но какие бы образы не рисовал композитор, всегда ощущается его чувство любви к русской природе, к людям, к Родине. У: В конце декабря 1917 г. Рахманинов с женой и дочерьми выезжает за границу, получив приглашение на концерты в Швецию. На душе у него было одиноко и как-то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину. Сейчас мы послушаем романс С.В.Рахманинова «Сон» на стихи А.Плещеева.Слайд 9 У: Послушайте и предположите, в какой период жизни написан романс? Почему называется «Сон»? Слушание романса. Ответы детей после прослушивания. Д: Романс написан после отъезда за границу, потому что в тексте говорится о родном крае, о друзьях. Называется «Сон» потому что, все это осталось в прошлом . Все прошло, остались лишь воспоминания. У: Какие это воспоминания? Д: Приятные и светлые. У:Парадоксально, но ранний романс, на стихи А. Плещеева, поразительным образом воссоздает то состояние и настроение С. Рахманинова, которое было у него двадцать пять лет спустя - накануне или даже уже в эмиграции. Вывод: Вдали от Родины Рахманинов не находил стимула для творчества. «Уехав из России, я потерял желание сочинять Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме…воспоминаний».Слайд 10 Работа над песней «Родные места» (муз. Ю Антонова, сл. М.Пляцковкого) Слайд 11 Исполнение песни «Родной Тамбов»( авторы неизвестны) в сопровождении фортепиано. | Слушают учителя, смотрят слайд-шоу Работают в группах знакомятся с новой информацией, придумывают вопросы для другой группы, выступают с сообщениями и задают вопросы другой группе, выполняют задания на закрепление нового материала) Работают со словарем Слушают и анализируют музыку Выявляют общее между прослушанной музыкой и произведениями живописи Делают выводы Слушают музыку и высказывают предположения о содержании Участвуют в исполнении | Формирование различных видов мышления, развитие способности к освоению новых знаний, умение работать с информацией, сравнивать анализировать , выделять главное, формировать эстетические чувства и потребности, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки Взаимодействие в ансамбле, проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при исполнении музыки |