МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
г.Чистополь Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока для 5 класса на тему:
«Волшебная палочка дирижера»
Составила:
Шакирова Н.В.
учитель музыки
1кв.категории
Чистополь 2015
Цели урока:
Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения симфонического оркестра; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; углубить восприятие симфонической музыки.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.
Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран; знакомиться с музыкальными традициями своего края.
Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – комбинированный урок
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер с колонками
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой и возвращение к тонике по звукам тонического трезвучия).
Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).
Проверьте, у всех ли есть тетради и ручки.
Валера Андреев, не забыл сегодня тетрадь?
II. Изучение нового материала.
Сегодня задача каждого ученика из увиденного и услышанного материала постараться понять, о чем идет речь, и определить тему сегодняшнего урока. Работать будем по подгруппам, условно их назовем «Умнички»; «Умницы»; «Эксперты». А в конце урока вы самостоятельно оцените свою работу на уроке.
Эпиграфом нашего урока я взяла строки стихотворения Владимира Солоухина
Вокруг него сидели музыканты - у каждого особый инструмент,
(сто тысяч звуков, миллион оттенков!)
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье…
Учитель. А теперь, попрошу посмотреть на экран.
Представителя, какой творческой профессии вы видите на слайдах? К кому он обращается и что за таинственные знаки он посылает? (слайд 2).
Дети: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: (предполагаемые ответы). Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
Учитель: А что изображено на этой фотографии?
Дети: (предполагаемые ответы) На фотографии изображён симфонический оркестр (слайд 3)
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: (предполагаемые ответы). Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения (слайд 4)
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.
Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
(На доске появляется фото дирижера крупным планом.) - (слайд 5)
Это фотография великого дирижера Владимира Спивакова
Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?
(Дети высказывают свое мнение.)
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: (предполагаемые ответы). Осторожные, мягкие...
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
Учитель: "Дирижирование (от нем.dirigieren, франц.dirigtn- направлять, управлять, руководить) - один из наиболее сложных видов музыкально- исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения" (слайд 6)
Дирижер выполняет несколько задач. Основная задача – задавать темп и указывать размер. (Размер в музыке показывает количество долей в такте). Например, вальс – трехдольный размер, а рок-н-ролл – четырехдольный. Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, правда, и двумя руками одновременно.
Но многие современные дирижеры часто обходятся без палочки. И жесты их могут быть более свободны. А палочка – это просто символ, «музыкальный инструмент» дирижера. Посмотрим шире и глубже.
Учитель: История дирижирования своими корнями уходит вглубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику.
В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.
( слайд7)
Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт. Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.
Учитель: Как первый раз смотрю на эти руки,
Как в первый раз... им помешать боюсь.
Струится хор - чарующие звуки,
И светлая серебряная грусть...
Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор (слайд 8)
Сначала руководил оркестром один из музыкантов (обычно композитор). Он направлял музыкантов, как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров (из числа музыкантов) требовалось несколько, их число могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой – струнной группой. Интересно, что в каждом музыкальном коллективе своего руководителя называют, особенно: в хоровом коллективе - хормейстер, в давние времена в старой армии были военные дирижёры – тамбурмажоры.
Учитель: Давайте ещё раз вместе назовём виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов (слайд 9).
Учитель: Давайте послушаем ребят из каждой группы, что они нам расскажут.
Учитель: А теперь подробнее поговорим о симфоническом оркестре.
Из каких групп состоит симфонический оркестр?
Дети: (предполагаемые ответы). Оркестр состоит из четырёх групп: струнные смычковые инструменты, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты (слайд 10,11,12,13)
Учитель: Перед вами карточки с названием инструментов, ваша задача разложить их правильно по группам.
Попросим наших «Экспертов» разобраться, правильно ли выполнено задание.
Следующим заданием будет определить на слух звучание инструментов из разных групп.
III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:
1. Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается?
2. Назовите виды оркестров.
3. Назовите имена выдающихся дирижёров
Учитель. Перед началом урока я поставила задачу, определить тему сегодняшнего урока. Как по-вашему назывался урок? Прошу оценить свою работу на уроке.