2. Постановка целей и задач. | -А теперь скажите мне, что такое балет? -Рассмотрим костюмы танцоров на фотографии. Во что они одеты? -Почему одежда такая обтягивающая? -А сейчас отгадайте загадку Кто оркестром управляет? Кто все инструменты знает? Палочкой волшебной машет, Не поет он и не пляшет, Но в работе фантазёр? Отвечаем - … А вы знаете, кто такой дирижер? -Давайте мы с вами рассмотрим его. Как он выглядит? Что у него в руке? -Для чего она нужна? -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? -Да, сегодня мы будем говорить о «Волшебной палочке дирижера», а почему она «волшебная» мы разберемся по ходу урока. | -Это вид театрального искусства, в основе которого лежит танец. -Пачка, пуанты. Чтобы было удобней танцевать. -Дирижер -Дирижёр — руководитель разучивания и исполнения музыки. -О палочке дирижера. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышления о музыке. |
3.Актуализация знаний. | -Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте. Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. О каком времени года идет речь? Почему я взяла четверостишье о зиме? -Ребята, давайте прочитаем слова. -А теперь посмотрите, как я буду прохлопывать это стихотворение. -А теперь давайте вместе с вами проговорим стихотворение и прохлопаем его. | -Дети внимательно слушают учителя. -О зиме -Через несколько дней наступит зима. Проговаривают и прохлопывают стихотворение вместе с учителем несколько раз. | Личностные: понимание значения музыки в жизни человека. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | -Давайте сначала разберемся как появилась палочка. Долгое время дирижирование было довольно громким – руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой – тяжелой, громоздкой деревянной тростью. -В XV веке с развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера, и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы. Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку. Считается, что первым, кто вышел к оркестру с маленькой дирижерской палочкой в руке, был Людвиг Шпор, знаменитый немецкий скрипач, композитор и дирижер. Произошло это в 1820 году на концерте в Англии. Он свернул лист белой бумаги в тоненькую трубочку и с того времени дирижерская палочка стала легкой и светлой. -Определенного стандарта длины, веса или материала, из которого изготавливают современные дирижерские палочки, не существует. -Единственное условие – палочка должна быть светлого цвета, чтобы музыканты хорошо ее видели в темноте. -В этом деле, так же, как и во всех, были лучшие дирижеры. Леопольд Стоковский- британский и американский дирижер, Герберт фон Караян- австрийский дирижёр, Николай Голованов- российский советский дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог , Самуил Самосуд- российский и советский дирижёр, педагог, виолончелист, Юрий Башмет- советский российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель, Владимир Спиваков- советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Давайте прослушаем две композиции. Первая: М. Глинка, «марш Черномора» из оперы Руслан и Людмила» Черномор - это карлик, у которого длинная борода, в которой заключается его злая сила. Под эту музыку он выходит на сцену. Сначала слуги выносят бороду, а уже затем появляется сам Черномор. С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека. Вторая: С.С. Прокофьев «любовь к трем апельсинам». Марш. в одном сказочном королевстве, которого на самом деле не существует, жил-был принц. Он очень болел, и вылечить его могло одно-единственное лекарство – смех. Однажды его отец-король давал бал. На него явилась злая ведьма Моргана. Она наложила заклятье на юного принца, сказав, что он сможет стать счастливым, только если сумеет найти три апельсина, которые находятся в её владениях и хорошо охраняются. Королевскому сыну на помощь приходят маг Челий, и шут Труффальдино. Комичен начальный танец Труффальдино. Но в ответ раздаются лишь стоны Принца. Издалека доносится жизнерадостный, полный неукротимой энергии марш, его упругая поступь становится все отчетливее, дерзкая труба, раскатистая дробь барабанчика рисуют приближение праздничного шествия. Марш словно призывает покончить с нытьем и апатией, обратиться к действенному и радостному приятию жизни. Физкультминутка – дети встают и повторяют движения учителя. Тихо, тихо, тишина, кукла бедная больна, просит музыки она. Спойте, что ей нравится, и она поправится. | -Внимательно слушают учителя. -Слушают произведения. | Регулятивные: опора на имеющийся жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышления о музыке. |
6. Первичное закрепление. | Давайте вспомним песню Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек И хлопушек, Из линеек И батареек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков И звоночков, Из тетрадок И переглядок Сделаны наши девчонки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок И картинок, Из стекляшек И промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков И клубочков, Из загадок И мармеладок Сделаны наши девчонки! -Теперь давайте все вместе будем петь и дирижировать. -На раз взмах влево, на 2 обратно. -Давайте попробуем. | -Вспоминают песню. -Пробуют дирижировать и петь песню одновременно. | Личностные: понимание значения музыки в жизни человека. |