Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»
Цель урока: Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки;
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.
Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки
- Музыкальный материал: увертюра М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»
фрагмент из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Фрагмент концерта фортепиано и гобой И.С.Бах. Звук гобоя. фрагмент из балета «Щелкунчик»-Марш.
Тип урока: Урок углубления знаний.
Вид урока: Традиционный, с элементами игры.
Проблема урока: Зачем нужен дирижер? Почему палочка дирижера волшебная?
Новые понятия: оркестровая яма, дирижерская палочка, камертон.
Повторить понятия: Оркестр; солист, сцена.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с колонками, карточки с заданиями, презентация, видеофрагменты.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу ,пожмите руку, посмотрите на доброжелательные лица гостей. Улыбнитесь и нашим гостям ,если у кого есть желание пожмите и гостям руку.
2.Актуализация знаний -3 мин
. «Мозговой штурм».
У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.
- Сколько ладов мы знаем? Назвать их?
- Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)
- Что происходит на сцене?
- Что такое опера? Опера - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.
- Где расположена оркестровая яма? ниша перед сценой.
Ребята из отвеченных Вами вопросов вы можете предположить какая тема урока нас ожидает? Ваши варианты?
3. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
(Приём “Необъявленная тема”) -10 мин слайд1
Прежде чем мы начнем действовать, давайте вспомним правила работы в группе?
Каждая группа получает конверт с пазлами –там волшебные слова которые помогут отыскать нашу тему урока.(1 группа-опера; 2 группа-оркестр; 3 группа-оркестровая яма ,4 -группа–сцена-ключевое слово Дирижер)- Записывают на доске цепочку слов.
Тема урока называется слайд 2
«Волшебная палочка дирижёра»
Давайте ка подумаем на какой вопрос мы будем отвечать весь урок. Если тему мы знаем. Почему палочка дирижера волшебная?
Мы сегодня снова в театре. В каком? (ответы детей)слайд 3
- Правильно, Большой театр оперы и балета.
- Слайд 3
- Вы пришли в театр и заняли свои места в зале.
- Слайд4-5
- Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. До вас доносится невообразимый шум!
- Что происходит ? Музыканты настраивают свои инструменты.
- Давайте мы поможем музыкантам настроить инструменты. Главный звук для настройки инструментов – нота ЛЯ. Её может воспроизвести инструмент который называется камертон. Давайте ка мы попрактикуем . С помощью камертона попробуем настроить свой инструмент голос. У Вас на столе есть камертон, его необходимо ударит об плотную поверхность поставить на ножку услышать ноту ЛЯ и произнести его. Задание капитанам группы проследить ,чтобы все произнесли за камертоном звук ЛЯ!
- Слайд 5
- Будет ли слышно камертон всему оркестру?
- И тогда дирижеру приходит на помощь духовой инструмент гобой.
- Слайд 6
- Но вот выходит дирижер, взмах палочки, и... полилась прекрасная музыка. (видеофрагмент)
- Это увертюра из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила»
слайд 7 (звучит фрагмент из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”).
физминутка: “Мы играем в оркестр”.
Сейчас я Вам предлагаю побыть в роли музыкантов оркестра. Каждая команда выбирает себе группу инструментов (делит ребят на 3 группы симфонического оркестра:)
1. Духовая.-труба
2. Струнная.-скрипка
3. Ударная.-кастаньеты
Задание для каждой группы: Услышав звучание инструментов своей группы оркестра, Вы “играете свою партию»
4.Углубление в новую тему.
- Прием «лови ошибку»
- Ребята Сейчас мы поиграем в игру »Лови ошибку»
У вас на столах лежат Рабочие листочки. Покажите стрелочками Виды оркестров.(ребята выполняют работу карточки с инструментами.)
Кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали? .
С помощью каких инструментов?
(дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.)
- А эту палочку иногда называют какой? -волшебной.
- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Слайд 8 фрагмент из балета «Щелкунчик»-Марш.
(И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту громко.)
Скажите, мешал ли стук нашей батуты слушанию музыки? Почему стали использовать маленькую палочку а не батуту?
Давайте еще больше узнаем о дирижере и его волшебной палочке.
Информация для групп
- Приём “ Речетворчество ”. слайд9
Задание : На вашей парте лежат листы с разной информацией по теме. Каждая группа внимательно читает информацию и продолжает фразу которая указана. Одна группа отвечает остальные группы внимательно слушают информацию. И готовят свой вопрос на понимание сказанного. С каких слов начинается вопрос на понимание? ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ
Продолжите фразу «Когда и кто был первым дирижером…..»
В 19 веке появился первый дирижер. Раньше дирижеры стояли лицом к публике –показывать ей спину было неприличным. В наше время дирижеры стоят спиной к публике управляя оркестром. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
Правильно ли я поняла …..что Людвиг Шпор не только дирижер ,но и композитор?
Продолжите фразу «Чтобы руководить оркестром дирижеру нужно….»
слайд 10
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Современными инструментами дирижера являются партитура и палочка.
Правильно ли я поняла ,чтобы руководить оркестром раньше использовали скрипичный смычок ?
Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»
Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, жизненная активность, хорошая физическая форма, громадная сила воли, широкий кругозор знаний в самых разных областях..
Правильно ли я поняла, чтобы быть дирижером нужно обладать широким кругозором знаний в разных областях?
- Продолжите мысль « Зачем…. в оркестре дирижер».
Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.
Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
Правильно ли я поняла, что Все музыканты внимательно должны следить за жестами дирижера, чтобы сыграть красивую мелодию?
У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.
1-4 ряд хлопает в ладоши
2 ряд стучит деревянными карандашами
3 ряд стучат ладонями по парте
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
ВИДЕО. Давайте все попробуем быть дирижерами оркестра .Вместе с настоящим дирижером выполняем дирижерские жесты.
Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. дирижер помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.
(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью – дирижера-ученика.) Кто желает побыть в роли дирижера?
Молодцы, ребята, вы были очень внимательны
5.вывод. слайд11
- У: Итак, давайте подведем итог. Внимание на экран.
- Почему палочку дирижера называют волшебной?
- Рефлексия. Слайд 12
- Молодцы!!!
Каждой группе дается одно предложение.
- продолжить фразы
- Я сегодня узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- 6.Домашнее задание: слайд 13
- Прочитать, посмотреть сказку «Маленькая волшебница»
- Кого в сказке назвали маленькой волшебницей и почему?
- Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!