Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся Задачи: познакомить с венской классической симфонией, представителями венской классической школы, систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре, его составе; развитие образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку; воспитание культуры слушания у учащихся, интереса и уважения к классической музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Венская классическая симфония»
Урок музыки в 5 классе.
Тема урока:«Венская классическая симфония».
КГУ Подгорненская основная школа.
Учитель музыки Зелинская Татьяна Викторовна. Цель урока:формирование музыкальной культуры учащихся Задачи:познакомить с венской классической симфонией, представителями венской классической школы, систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре, его составе; развитие образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку; воспитание культуры слушания у учащихся, интереса и уважения к классической музыке. Методы обучения:объяснительный, звуковой и зрительной наглядности, метод повторения. Оборудование: музыкальный центр, портреты композиторов, листы бумаги А 4 с именами композиторов и названием произведений. Музыкальный ряд:Симфония «Детская» Й. Гайдн, Симфония № 40 В.А. Моцарт (1 часть), Симфония № 5 Л.В. Бетховен ( 1 часть)
Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
-Салемет сізбе!
-Салемет сізбе!
-Helloy!
-Helloy
-А теперь очень аккуратно споём распевку:
Добрый день, салем, хэлло!
Солнце светит нам в окно.
Просыпаются с утра
Солнце, воздух и вода.
-Садитесь, пожалуйста. Повторите скороговорку:
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
3. – Сегодня на уроке мы познакомимся с венской классической симфонией. - А что значит слово «классика»? Какую музыку называют классической? (возможно, ребята сами дадут ответ на вопрос).
Слово «классика» в переводе с латинского языкаозначает «лучший, образцовый». Классиками называют лучшихмузыкантов разных стран, чья музыка прошла проверку временем и слушается и любима слушателями и в наше время.
Основателями классической музыки считают Йозефа Гайдна, В. А. Моцарта, Л.В. Бетховена (портреты ) Благодаря этим композиторам появились классические жанры: симфония, концерт, квартет, соната и др. - Давайте вспомним, что такое симфония? (ответы учащихся)
Симфония ( с греческого языка означает «созвучие»)- музыкальное сочинение для оркестра. Какие виды оркестров вы знаете? (Духовой оркестр, оркестр казахских народных инструментов).Чем они отличаются друг от друга? (Составом инструментов)Какой оркестр исполняет симфонию? Верно, симфонический оркестр. Какие инструменты симфонического оркестра вы.знаете? (ответы учащихся). Давайте все инструменты распределим на группы по их строению и способу извлечения звука
( Делим класс на 2 группы, даём карточки с изображением инструментов и дети распределяют их ). Какие получились у вас группы?
А теперь проведём игру. Каждый из вас произносит название музыкального инструмента симфонического оркестра сидящему рядом товарищу, он быстро должен ответить, к какой группе относится этот инструмент, затем задать вопрос следующему по кругу.
-Молодцы!
- А теперь познакомимся с основателями венской классической симфонии, их ещё называют венскими классиками. Город Вена- это столица Австрии, долгие годы была центром музыкального искусства. Музыканты и композиторы стремились туда, чтобы показать своё искусство и поучиться у других.
Й. Гайдн ( 1732 – 1809 Австрия) – один из основоположников симфонии. Всего у композитора их 104 (сохранившихся, кроме утерянных). Этот композитор ввёл постоянный состав симфонического оркестра. Й. Гайдн был очень веселым человеком, с тонким юмором. Такой жевеселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии есть что – то неожиданное, интересное, смешное. Композитор называл своисимфонии ,словно картины «Вечер», «Утро»,«Полдень», «Охота», «Медведь», «Детская».
Слушание симфонии «Детская» (отрывок)
Беседа после прослушивания: - Какое впечатление произвело на вас это произведение? - Что для вас оказалось неожиданным? - Какие образы у вас возникли?
- Следующий представитель венской классической школы – В. А. Моцарт
«Солнечный Моцарт»- так называли его современники. Вся его музыка пронизана светом и радостью. Однако в симфониях Моцарт раскрывает всю глубину человеческих переживаний и чувств. А вы какие знаете чувства, которые могут испытывать люди?
(Ответы детей).
Сейчас мы выполним с вами творческое задание. ( Раздаются листочки с описанием музыки). Найдите слова, которые, по вашему мнению, точно характеризуют эту музыку.
Трепетная, страстная, печальная,
торжественная, нежная,
стремительная, восхитительная,
воодушевляющая, беспокойная, воздушная,
грубая, чудесная, грустная, романтичная.
Людвиг ван Бетховен ( 1770 Бонн, Германия – 1827 Вена, Австрия) – немецкий композитор, дирижер ипианист.
Сочинил 9 симфоний.
Из-за драмы в своей жизни (он стал терять слух в 28 лет), Бетховен очень страдал. Он даже решил попрощаться с жизнью и написал предсмертную записку. Но любовь к жизни и музыке взяла верх. И с этого момента начинается новый этап в творчестве композитора. Вся его музыка теперь пронизана героическим духом борьбы. И обязательной победой в конце. Любые трудности человек может преодолеть.
Свою лучшую симфонию, вершину своего творчества, 9ю симфонию, Бетховен написал, будучи полностью глухим.
Слушание отрывка из симфонии № 5. Обратите внимание, сразу звучит вступление, Какое оно по характеру? И какая затем идёт музыка?
Беседа после прослушивания: какие образы вы представили, какие чувства и эмоции почувствовали?
Заключение:
Композиторы- классики создали музыкальные шедевры, которые продолжают удивлять нас глубиной содержания и совершенством форм. В этом и заключается особенность классической музыки .Й. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен создали чёткую и ясную систему создания симфонии. Количество частей (3 или 4), наличия двух контрастных тем в 1 части, правила развития музыки. Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
Итог урока:О каких композиторах вы узнали на сегодняшнем уроке? Как их называют? Отрывки каких симфоний мы слушали? Какая симфония вам понравилась больше всего?
Рефлексия:Ребята, каждый возьмите стикер и напишите, какие чувства и эмоции появились у вас, когда вы слушали симфоническую музыку. Закрепите на доске под словом «Симфония».
Оценки за урок.Какие оценки поставили бы себе вы сами? Обоснуйте.
Оценки учителя.
Домашнее задание:найти дополнительный материал о творчестве венских классиков ( на выбор).