Цель: закрепление знаний о музыке, полученные ранее; развитие творческих способностей и умения слушать музыку; привитие любви к музыке и миру прекрасного; проявление внимания, находчивости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В стране скрипичного ключа»
Цель: закрепление знаний о музыке, полученные ранее; развитие творческих способностей и умения слушать музыку; привитие любви к музыке и миру прекрасного; проявление внимания, находчивости.
Ход урока:
Учитель: сегодня, ребята, мы побываем в необычной стране –Стране скрипичного ключа. Кто знает, что такое «скрипичный ключ»?(Ответы детей). Правильно, это специальный значок в начале нотной строки слева. Живут в этой стране добрые и веселые люди. Они умеют сочинять такие замечательные песни, что слава о них идет по всему миру. В этой стране не бывает ссор и драк, а любимое блюдо- фасоль. Они берут «фа», добавляют «соль» и получается «фасоль» - отличное лакомство.
Учитель: А вы знаете, как появляются хорошие песни? Я раскрою вам 3 секрета:
-Хорошую музыку может сочинить только добрый и хороший человек;
-Хорошую песню надо сразу подарить друзьям и знакомым;
-Хорошую песню нужно записать, чтобы не забыть.
Для того чтобы узнать, как записывается песня, отгадайте загадку:
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках – песенка. (ноты)
-Давайте послушаем и вспомним, какие же это ноты и где они живут? (Можно придумать музыку самому учителю)
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота «до»?
Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Нота «ре», где ты живешь?
Где ты песенки поешь?
Внизу, под1-ю линейкой,
Я прячу песенку свою,
А если надо, то пою.
-Смотри, запомни и пойми,-
Пропела тихо нота «ми»,-
Мне высоко не надо лезть,
Мне хорошо на1-й, здесь.
Между 1-й и1-й
«фа» глядит в окошко,
Между 1-й и 2-й
Тесно ей немножко.
На 2-й линейке «соль».
С нотой «фа» встречаются.
Если скажешь «фа» и «соль»,
Слово получается.
-А вы меня заметили?-
Спросила нота «ля»,-
Между 2-й и 3-й
Сижу удобно я.
На самой серединке, поет, когда ни попроси,
Так звонко, без запинки.
Учитель: Под 4-Й, выше 3-й
Ноту «до» опять мы встретим.
«до» и «до»- октава,
Малышам забава.
(Каждый ребенок вешает свою нотку на нотоносец на доске). Исполнение песни.
Учитель: И так, про ноты вспомнили. А теперь попробуем отгадать ребусы: МИР, ФАСОЛЬ, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, ФАНТИК, ЛЯГУШКИ, ДОЧЬ, ШЛЯПКИ, ПЛЯЖ, ДОМИНО. Молодец!
А что еще мы встретим в этой стране, вы сейчас узнаете, заодно и проверите свои знания и умения. Это будет не просто путешествие, а соревнование. Я объявляю начало нашей музыкальной викторины. Звучат фанфары.
Принимать участие в викторине будут 2 команды:
-«Колокольчики», девиз: «Мы, как колокольчики, песенкой звеним. В музыкальной викторине непременно победим».
-«Веселые нотки», девиз: «Нотки мы веселые, всех звонче, веселей, в клуб задорных музыкантов приглашаем всех друзей».
Учитель: А судить наши конкурсы будет уважаемое жюри в составе:
Учитель: Все мы любим слушать музыку. Услышав любимую мелодию, мы улыбаемся ей, как хорошему другу. Я думаю, что вы знаете многие музыкальные инструменты, благодаря которым мы и слушаем музыку. Сейчас я буду загадывать загадки о музыкальных инструментах. За каждый правильный ответ команда получает нотку-балл.
Конкурс «Музыкальные загадки» для команды «Колокольчики»:
Ящик на коленях пляшет-
То поет, то громко плачет.(Гармонь)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы черные, педаль-
Называюсь я …(рояль)
Молодежь из разных стран
Лихо пляшет под …(баян)
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель;
Инструмент тот очень хрупкий
Называется …(свирель)
Сверху кожа, снизу кожа.
На весь дом он голосит. (барабан)
Хороводом мы пойдем,
Песню громче запоем.
Забренчит нам, угадай-ка,
Веселушка…(балалайка).
Играть умеет «форте» и «пиано»,
Поэтому назвали (Фортепиано).
Ребята, кто знает, что означают слова «форте» и «пиано»?(громко, тихо)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет, заливается,
Как она называется (Скрипка)
Шести-и семиструнная,
Легка и хороша,
Всегда необходимая
В походе у костра. (гитара)
(показать на стене названные инструменты)
Учитель: Переходим ко 2-му конкурсу «Ох, уж эти нотки!». Сейчас вы должны придумать и записать слова, первый слов которых- это наши ноты.
Например: до-дом, ре-река и т. д. Победит та команда, которая напишет больше слов.
Учитель: Следующий 3-й конкурс «Угадай мелодию». Ваша задача угадать предложенные мелодии.(команды отгадывают по очереди)
- «Пропала собака», «Песенка Львенка и Черепахи», «Песенка Чебурашки», «Не дразните собак», « Три белых коня», «Улыбка».
Учитель: молодцы, все песни знаете. Давайте вместе исполним песню «Улыбка».
4-й конкурс «музыкальная ромашка». На доске – «ромашка», на лепестках которой написаны вопросы. Участники по очереди отвечают на вопросы, получая нотку-балл.
Задания на лепестках:
- Какую ноту кладут в суп? (Соль)
-Какой ключ не бьет из-под земли и ничего не открывает? (Скрипичный)
-Семь ребят на лесенке заиграли песенку. (Ноты)
-Кто пишет музыкальные произведения?(Композитор)
-Какое сочетание нот выращивает огород? (Фасоль)
-У каких инструментов есть струны? (Скрипка, арфа, контрабас, виолончель)
-У каких инструментов есть клавиши? (Пианино, аккордеон)
-Сколько нужно нот, чтобы построить песенку? (7 нот)
Учитель: Я убедилась, что все вы любите петь и знаете множество песен. Сейчас по очереди каждой команде я буду говорить начальные слова песен, а вы должны будите их продолжить.
Следующий 5-й конкурс «Я начну , а ты продолжи» для команды «Колокольчики»:
-«Пусть всегда будет солнце…»,»В лесу родилась…», «Антошка…», «Ничего на свете…», «Расскажи, Снегурочка…», «Во поле…».
И для команды «Веселые нотки»: «Маленькой елочке…», «Пусть бегут…», « Спят усталые…», «В траве сидел…», « Я был когда-то», « Я на солнышке…».
Учитель: 6-й конкурс «Птичий хор». Говоря о музыке, мы обычно подразумеваем, что ее исполняет человек. Но давайте вспомним чей хор мы можем услышать летом в лесу? Конечно, птичий. Я приготовила загадки об этих певцах. За правильный ответ нотка-балл.( Дети дают ответ, показывая рисунок).
Загадки для «Колокольчиков»
-На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.(Кузнечик)
-Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.(Петух)
-Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец,
Дни и ночи на пролет он поет. (Соловей)
-Длиннохвостая она, со спины черным-черна,
Брюхо белое до плеч, тарахтенье вместо речи.(Сорока)
Загадки для команды «Веселые нотки».
-Стоит ствол, на стволе- кол,
На колу-дворец, во дворе- певец.(Скворец)
-Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
-Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать…(Сверчок).
Учитель: Следующий 7-й конкурс «Танцы!» «Танцы!»
Ну что ж, я убедилась, что вы все знаете: ноты, песни, инструменты и птиц-певцов. А как насчет танцев? Скажите, какие названия танцев вы знаете? (Ответы детей). У меня есть 2 конверта с буквами, из которых можно сложить название 3 танцев:
-«Колокольчики»- вальс, кадриль, танго.
-«Веселые нотки»- мазурка, гопак, полька.
(Нотка-балл за быстроту).
Подведение итогов, награждение.
Учитель: Вот и закончилась наша викторина. Мне хочется поблагодарить всех за участие и хорошие знания. Я желаю вам навсегда сохранить любовь к музыке. Она дарит нам много прекрасных мгновений. Слушая ее, мы мечтаем или вспоминаем о чем-то хорошем и приятном. Ребята, понравились ли вам конкурсы? Что нового вы узнали из нашей встречи? (Ответы детей). В заключение предлагаю исполнить песню «Вместе весело шагать». До новых встреч!