4 этап | Открытие нового знания. | - Истоки итальянской музыки восходят к музыкальной культуре Древнего Рима. Музыка сыграла существенную роль в общественной и государственной жизни Римской империи, в быту различных слоев населения. Образцы древне - римской музыки до нас не дошли, но отдельные её элементы сохранились в средневековых христианских гимнах и народных музыкальных традициях. В IV веке, когда христианство было объявлено государственной религией, Рим становится одним из центров церковного песнопения, мелодика которого приближалась к народным истокам, создавались первые певческие школы, именно итальянский монах, музыкальный теоретик Гвидо де Ареццо создает нотную запись, которой мы пользуемся до сих пор. В эпоху Возрождения - XIII - XIV вв. в Италии собирается талантливейшие композиторы и музыканты -исполнители, возникают новые жанры музыки, предназначенные для домашнего исполнения: мадригал, качча, баллата. Это были песни, которые отличались ритмической подвижностью, обилием пассажей. - Широкое развитие в Италии получила инструментальная музыка. Основными инструментами были лютня, арфа, фидель, флейта, гобой, труба,' органы различного типа. Они применялись для аккомпанемента пению и для сольной или ансамблевой игры. Итальянские песни звучат во всём мире, их исполняют и ведущие певцы оперной сцены, и музыканты - любители. Послушайте некоторые из них. Слушание музыки: «Санта Лючия», неаполитанская народная песня. - Присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Но кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Прежде чем послушать музыкальное произведение «Солнышко моё» давайте создадим пейзаж Италии, что мы знаем о природе страны. Учитель предлагает преобразовать черты природы в музыкальные и установить соответствие между ними: МОРЕ – ласковое, спокойное, тёплое - СОЛНЦЕ – яркое, жгучее, бодрящее - ГОРЫ -острые, резкие, контрастные АКЦЕНТЫ ЦВЕТЫ яркие, буйные, сочные - КРАСОЧНОСТЬ Таким образом, у нас появились особенности музыкального языка Италии. - Прослушайте и постарайтесь услышать особенности итальянской музыки. Слушание «Солнышко моё» сл. Капуро, муз. Э. Капуа; -Какой характер у этой песни?
В этой песне поётся . как ярко светит солнце после бури, и лучи освещают всё вокруг, каждый листик, каждый цветочек, травку, но для автора нет ничего милее и прекраснее любимой девушки. Исполнил эту песню Робертино Лоретти (родился 22.10.1948) - певец - Родился в Риме в большой семье. Его мама - сеньора Чесира вспоминала, что он с трехлетнего возраста начал напевать различные песенки. Стоило только ему услышать мелодию, как он сразу её повторял. В музыкальной школе Робертино заниматься не довелось. В шесть лет он был солистом в церковном хоре и именно там получил первые уроки музыки и вокала. Его голос был таким редким, что уже в восемь лет его стали привлекать в хор Римского оперного театра. Дело в том, что в некоторых итальянских хоровых произведениях есть соло для так называемого "белого детского голоса". Вот Робертино и был этим самым "белым голосом". Робертино Лоретти объехал с гастролями весь мир. В 1962 году он приезжал и в СССР и выступал в Москве. В СССР он имел невероятную популярность. - Венеция - город в Италии, порт на Адриатическом море, центр города расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделён 150 каналами и протоками, через которые переброшены около 400 мостов, передвигаются по каналам и протокам на барках, гондолах – одно вёсельных плоскодонных лодках с приподнятыми фигурными оконечностями. Песни венецианских гондольеров называют баркаролами (от слова «барка» - лодка). В фортепианном цикле «Времена года» П. И. Чайковский, характеризуя июль, даёт пьесу под названием «Баркарола». Вслушайтесь в это произведение. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Баркарола» - П. И. Чайковский пишет не только «Баркаролу», но' и включает в сборник для детей «Детский альбом» неаполитанскую песенку, в которой передаёт свои впечатления от итальянского города Неаполя, расположенного у подножия вулкана Везувий, где находятся руины древнего города Помпеи, засыпанного пеплом в результате извержения вулкана. Неаполь расположен амфитеатром на прибрежных холмах, в городе раннехристианские катакомбы, замки XII - XV веков, многочисленные церкви и дворцы. | Слушают рассказ учителя. Слушают музыку: «Санта Лючия», неаполитанская народная песня Называют Море, солнце, горы ,снежные вершины, цветы. ПЕСЕННОСТЬ ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ РИТМИЧНОСТЬ, КОНТРАСТ, Слушают «Солнышко моё» сл. Капуро, муз. Э. Капуа; -спокойная, мелодичная, плавная музыка. Слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Баркарола». | Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, выдвигать версии решения проблемы.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.
Познавательные: умение определять понятия, строить логическое умозаключение.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.
Познавательные: умение определять понятия, строить логическое умозаключение.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.
Познавательные: умение определять понятия, строить логическое умозаключение. |
5 этап | Применение нового знания. | Слушание «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского. Эта музыка так привлекала П. И. Чайковского, что он вводит эту мелодию в балет «Лебединое озеро». Мы смогли почувствовать и передать особенности музыки другого народа. Проследим, как это сделал П.И. Чайковский, в балете «Лебединое озеро» Послушайте «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». - Чем отличается звучание «Неаполитанской песенки» от «Неаполитанского танца»? Слушание «Неаполитанский танец» П. И. Чайковского - Назовите, какими музыкальными чертами, средствами выразительности воспользовался П.И. Чайковский. Разучивание песни «Циркулярная пила». Вокально – хоровая работа над песней. | Слушают «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского. Слушают «Неаполитанский танец» П. И. Чайковского Размышляют, отвечают на во прос. Дают характеристику зерну- интонации (лёгкий, игривый, танцевальный),определяют инструменты симфонического оркестра. Разучивают песню. | Регулятивные: выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели. |