Просмотр содержимого документа
«Три кита в музыке. Песня. Танец. Марш»
ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ
Таблица 1
дата
ФИО студента (студентов)
Картошкина Ирина Михайловна
Школа №
Класс
1 класс
Предмет
Музыка
Четверть
1
Урок №
3
Тип урока
Усвоение новых знаний
Вид урока
Комбинированный
ТЕМА УРОКА
Три кита в музыке. Композитор, исполнитель, слушатель.
цель урока
показать связь основных жанров музыки с жизнью;
планируемые личностные результаты образования
– проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
– самооценка; – проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя.
планируемые универсальные учебные действия
регулятивные
– формулировать и удерживать учебную задачу, оценивать качество и уровень собственной деятельности.
Познавательные
– - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; - ориентироваться в учебнике; - развивать слух, память, ритмическое чувство, вырабатывать исполнительские навыки в опоре на «три кита» - песню, танец, марш.
Коммуникативные
– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение):
-умение выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения,
- формировать умения перерабатывать информацию.
планируемые
предметные результаты
–положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к музыкально-практической деятельности;
–развивать умение судить и размышлять о музыке;
–восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
формулировать собственное мнение и позицию.
оборудование для проведения урока
ноты, рояль, компьютер, музыкальные диски, проектор, презентация, фонограммы песен.
использованные образовательные ресурсы для проведения урока
Д. Б. Кабалевский Как рассказать детям о музыке? /Д. Б. Кабалевский. – М.– 1977.–256 с.
Беседа учителя о процессе «рождения» музыки (композитор – исполнитель – слушатель).
3 этап. Актуализация и коррекция опорных знаний
1 мин.
Выяснение у детей, что они уже знают по данной теме. Разговор о том, что «три кита» им очень хорошо известны, и уже встречались им.
4 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся
2 мин.
Музыкальная загадка. Детям предлагается угадать, какой кит звучит. Чтобы было легче это сделать, просим их встать и делать под музыку то, что удобнее: или танцевать, или шагать, или подпевать.
5 этап. Открытие нового знания
5.1. Первичное усвоение новых знаний
Марш Д. Кабалевского
Танец (полька) Д. Кабалевского
Танец (вальс) Д. Кабалевского
Песня Д. Кабалевского
10 мин.
Звучат киты. После каждого прозвучавшего музыкального фрагмента происходит небольшое обсуждение о том, что и почему они делали, какой была музыка по характеру, называют имена китов, высказывают своё мнение, насколько хорошо у них получилось показать в движение действия «кита».
5.2. Первичная проверка понимания
2 мин.
Ученики делают вывод о том, что все «три кита» уже встречались им в жизни.
- делают выводы о полноте и правильности изученного
5.3. Первичное закрепление
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»
9 мин.
Разучивание песни.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление
Марш деревянных солдатиков
–Вальс «Из детского альбома» Чайковский П.И.
Андрей Шувалов - Антошка (Из цикла "По мотивам песен В.Шаинского")
4 мин.
Ученики: - повторяют и закрепляют учебный материал,
- тренируют навыки использования нового знания,
- устанавливают связи между новым и ранее изученным материалом.
7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Нарисовать рисунок «Три кита в музыке: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ»
1 мин
Учитель: -информирует детей о домашнем задании, объясняет подробно, что нужно делать.
8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 мин.
Учитель:
- выставляет и комментирует отметки.
Ученики:
-отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения;
- определяют степень своего продвижения к цели (самооценка);
- отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка)
Ход урока
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Учитель: Ребята, как вы думаете, как появляется музыка?
Дети: Он появляется из звуков, которые окружают нас.
Учитель: Хорошо, а если точней, кто нужен для того, чтобы получилась музыка?
Дети: Нужен человек, который напишет текст, сыграет ее.
Учитель: Да, верно сначала нужно музыку написать, ведь если представить, что нет музыки, какой унылой стала бы наша жизнь! Мамы перестали бы петь детям колыбельные песни, по радио и телевидению не услышали бы мы ни песен, ни музыки к кинофильмам, все театры были бы закрыты. А многие сделали музыку своей профессией. Есть особо одаренные природой люди, которые могут и любят сочинять музыку. Как они называются?
Дети: Композиторы.
Учитель: Композитор, совершенно верно. А теперь посмотрите, вот листы плотной бумаги (показываю бумагу). Я сейчас напишу на ней ноты (пишу). Есть музыка?
Дети: Нет. Мы же её не слышим.
Учитель: Конечно, нет. Надо, чтобы ее кто-то исполнил — сыграл или спел. Как же называется человек, исполняющий музыку?
Дети: Исполнитель.
Учитель: Верно, исполнитель. Ну вот, музыка написана, исполнена, а ее никто не услышал. Это музыка?
Дети: Нет.
Учитель: Не вполне. Настоящей музыкой (искусством) она становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.
Учитель: Ребята, как вы думаете, на композитора надо учиться?
Дети: Да, нужно учиться, чтобы уметь сочинять красивую музыку.
Учитель: Да, нужно знать ноты, нотную грамоту, гармонию, играть на каком-то музыкальном инструменте
Учитель: А на исполнителя надо учиться?
Дети: Да, чтобы уметь красиво исполнять песню зрителям.
Учитель: Нужно обязательно учиться. Для этого существуют музыкальные школы, училища, университеты и консерватории.
Учитель: А на слушателя надо учиться?
Дети: Да, чтобы уметь понимать музыку.
Учитель: Чтобы стать хорошим слушателем, тоже надо учиться только, конечно, не так как учатся будущие композиторы и исполнители. Посмотрите внимательно на картинку, и выберите, кто сочиняет, исполняет и слушает музыку.
Давайте сейчас и начнем учиться быть хорошими слушателями. Сядьте прямо, руки на парте. Думаем только о музыке.
Учитель: Когда-то давным-давно не было школ, и люди очень многого не знали. Даже не знали что такое Земля. Вы знаете какой она формы?
Дети: Круглая
Учитель: Верно, а вот раньше люди не знали, поэтому и придумывали всякие легенды. В том числе они и придумали, что она огромная плоская. Но тогда нужно было думать, на чём же она держится. Вот и придумали, что она держится на 3-ех могучих китах, которые являются её основой, раз она не тонет. Сейчас конечно так не думают, нам уже известно с вами, что Земля круглая, и вращается вокруг Солнца. До сих пор существует выражение»3 кита-три основы».
В музыке, ребята, тоже есть свои три кита, и я вас уверяю, вы с ними очень хорошо знакомы.
Учитель: Сейчас, перед вами прозвучит музыкальное произведение, а вы, попробуйте отгадать, как же называется наш первый кит.
Звучит марш Д.Кабалевского
Учитель: Как вы думаете, что это за «кит»?
Дети: Марш
Учитель: Верно, марш. Почему вы так решили? Что удобно делать под такую музыку?
Дети: ходить, маршировать
Учитель: Давайте попробуем промаршировать
Дети: (маршируют под музыку на месте)
Учитель: Где мы можем услышать с вами эту музыку?
Дети: Такая музыка известна давно, она помогает сопровождать движения людей и на параде и, на спортивных соревнованиях, и даже утром, когда делаем зарядку.
Учитель: Верно. Итак, мы с вами познакомились с первым китом который называется как?
Дети: Марш (хором)
Звучит вальс Д.Кабалевского
Учитель: Как вы думаете, что это за «кит»?
Дети: Вальс
Учитель: А вальс-это что? Что делают под вальс?
Дети: Это кит-танец. Под вальс танцуют.
Учитель: Какое настроение создает такая музыка?
Дети: легкое, веселое.
Учитель: А чем эта музыка отличается от марша?
Дети: Под нее неудобно маршировать.
Учитель: Вы так думаете? Я вам предлагаю попробовать промаршировать.
Дети: Пробуют маршировать на месте.
Учитель: Верно, под эту музыку нам будет тяжело маршировать. А к какому же киту относится следующее музыкальное произведение?
Звучит полька Д.Кабалевского
Дети: танец.
Учитель: Верно, это танец полька. Основное движение данного танца являются поскоки. Давайте и мы с вами побудем в роли танцоров.
Дети: (делают поскоки под музыку)
Учитель: Молодцы, присаживайтесь. Мы с вами уже познакомились с двумя китами. Какими?
Дети: (хором) Кит-марш, и кит-танец.
Учитель: Ну а мы переходим к нашему третьему киту. Послушайте внимательно.
Звучит песня
Учитель: Так, что же это за кит? Это марш?
Дети: Нет
Учитель: Это танец?
Дети: Нет.
Учитель: А что же это тогда?
Дети: это кит-песня.
Учитель: Верно, это кит-песня. Просто вы привыкли, что песню обязательно поют со словами. Однако песню можно сыграть на любом музыкальном инструменте: и на скрипке, и на баяне, и на фортепиано,и на трубе.
Вот с этими тремя китами мы и будем с вами постоянно сталкиваться. Они уведут нас в совершенно удивительный мир музыки.
Вот скажите, что это за музыка? я думаю, вы даже название знаете.
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»
Учитель: Вот теперь поднимите руки, кто понял, что это такое? Прежде всего, ответьте, какой это из трех китов: марш, танец или песня?
Дети: песня (хором).
Учитель: Конечно песня. Как она называется, знаете все?
Дети: да
Учитель: хорошо, теперь давайте попробуем ее спеть.
Разучивание песни «Во поле берёза стояла»
Учитель: Итак,в начале урока говорили о том, что человек, который поет музыку, называется исполнителем.
Ребята, кем вы сейчас были, когда пели песню?
Дети: Исполнителями.
Учитель: Исполнителями. Хорошо, давайте с вами немного поиграем.
Игра.
Учитель: Итак, у нас три команды – «Песня», «Танец», «Марш». И мы сейчас поиграем в игру «Угадай мелодию!» (Угадай, какой «КИТ» музыки звучит). Звучит музыкальное произведение. Вы определяете какой «кит», и та команда поднимает руки. Если услышали песню, то поднимает руки команда «Песня», а если вы услышите два кита, например песню-танец, то поднимают руки обе команды «Песня» и «Танец».
–Марш деревянных солдатиков
–Вальс «Из детского альбома» Чайковский П.И.
Андрей Шувалов - Антошка (Из цикла "По мотивам песен В.Шаинского")
Учитель: Молодцы, я думаю, вы поняли тему нашего сегодняшнего урока. Как она называлась?
Дети: Три кита в музыке
Учитель: Верно, тема нашего урока «Три кита в музыке». С какими китами вы сегодня познакомились?
Дети: марш, танец, песня.
Учитель: Что вам больше всего понравилось делать на сегодняшнем уроке?
Дети: Танцевать польку.
Учитель: Вот видите, оказывается, мы хорошо знакомы с «тремя китами», с тремя основными жанрами музыки. Потому, что не было и нет, на земле человека, который за всю свою жизнь ни разу бы не промаршировал или не станцевал и, уж тем более не спел бы песню. Выходит, что без «трех китов» ни один человек, ни взрослый, ни ребенок никак не может обойтись.
Домашним заданием вам будет нарисовать рисунок «Три кита в музыке: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ» на отдельном листочке.