плакат «Музыкальные инструменты», доска с текстом для мышат, лягушат, лисят,
кастаньеты, карточки с текстом частушек.
Музыкальный материал:
Русский народный наигрыш «гусли»; русская народная мелодия песни «Я на горку шла» в исполнении русского народного оркестра (запись)
Эпиграф урока
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
Щелкают орешки
Да творят посмешки.
План-конспект
1. Вводная часть.
Учитель и дети исполняют песню «Пора начать урок».
Учитель: Здравствуйте ребята! Гости!
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси- в гусли
Утки- в дудки
Овцы-В донцы
Тараканы – в барабаны
Основой русской народной музыки были календарно-обрядовые песни, приуроченные к определенному времени года и имевшие магический характер.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с песней, которая называется «Бояре, а мы к вам пришли». Скажите, пожалуйста, эта песня к какому обряду исполняется
Дети: свадьба, выбор невесты, подготовка к свадьбе.
Учитель: Правильно. Давайте вспомним, какие персонажи исполняют эту песню? Кто по тексту с кем переговаривается?
Дети: Бояре.
Дети: Молодые. (это люди, которые еще не замужем, не женатые пришли за невестой)
Учитель: Сейчас я вас попрошу встать и исполнить песню, так как будто первый ряд это Бояре, а второй ряд это Молодые.
Исполнение песни «Бояре, а мы к вам пришли»
-Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли.
-Бояре , а зачем пришли,
Молодые , а зачем пришли?
-Бояре , мы невесту выбирать,
Молодые , мы невесту выбирать.
-Бояре вам, которая мила
Молодые вам, которая мила?
-Бояре нам вот эта мила,
Молодые нам вот эта мила.
-Бояре она глупая у нас
Молодые она глупая у нас
-Бояре, а мы выучим ее
Молодые, а мы выучим ее.
-Бояре она дурочка у нас
Молодые она дурочка у нас
-Бояре, а мы плеточкой ее
Молодые, а мы плеточкой ее.
-Бояре она плеточки боится
Молодые она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим
Молодые, а мы пряничка дадим.
Учитель: Самыми многочисленные песни пелись на зимних и летних праздниках: святки-колядки и семицкие песни. В них всегда желали всем хорошего богатого урожая, приплода, и прибавления семейства, счастья и любви.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Теремок. На новый лад». Условия игры: мне нужны 3 группы, и одна из групп будет вести диалог с другой группой.
Нужно выбрать3 группы по 2 учащихся: 1 группа – Мышки, 2 группа - Лягушки, 3 группа - Лисята (им раздаются по 1 куплету текст частушки).
Учитель:
Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру и прилежному труду!
Говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить
Стоит в поле теремок-теремок он не низок не высок, не высок.
Вдруг по полю-полю мышки спешат:
Мышки: (поют на мелодию частушек)
Что за терем-теремок? Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть, в теремочке будем жить!
Учитель: Забежали мышата в теремок и стали жить- поживать. Весело время провожать.
Тут лягушата:
Ква-ква да ква-ква-ква, пожелтела вся трава
Мерзнут лапки, и живот в теремочке кто живет?
Лягушата: Кто-кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет
Учитель: Мышки отвечают:
Мышки:
Мы мышки норушки , а вы кто?
Учитель: А мы лягушки пустите нас к себе жить?
А песни умеете петь проходите
Вместе поют песню:
Что за терем-теремок? Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть, в теремочке будем жить
Учитель: Тут лисята
По лесам, по кустам ходит рыжая лиса
Ищет норку –где-нибудь
Приютиться и уснуть
Стучит в двери тук - тук-тук
Кто-кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет
Мы, мышки норушки
Мы лягушки – квакушки, а вы кто?
Лисята: А мы лисички сестрички, пустите к себе жить
Учитель: А вы песни петь умеете? Ну, тогда подпевайте!
Поют частушки:
Учитель:
Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно
Пропоем мы вам частушки
Будет замечательно. Ух
1 Лисенок:
Поленился утром Ваня
Причесаться гребешком
Подошла к нему корова причесала языком
1 Лисенок:
Ем я кашу и сметану
У меня силенки есть
Все же драться я не стану
Только ты ко мне не лезь. ух
Все вместе:
Мы частушки вам пропели
Вы скажите от души
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши.
Учитель: Вот так раньше исполнялись разного рада песенки-потешки, прибаутки чтобы увлечь и задействовать всех. Наиболее многочисленны в детском репертуаре и имеют бесконечное количество вариантов заклички солнцу, дождю, радуге, ветру, морозу. С которыми мы будем с вами в дальнейшем знакомиться. А теперь давайте просмотрим, какие музыкальные народные инструменты использовали в играх-попевках раньше ребята для усиления звука, или даже смысла текста песни.
Просматриваем слайд, звучит песня «Я на горку шла», где изображены народные инструменты (см. приложение)
Учитель: Разными такими музыкальными инструментами владели любимые в народе скоморохи, это они создали много разных инструментов. Если вы посмотрите на плакат, то вы найдете не мало народных инструментов. Покажите, где расположены народные музыкальные инструменты.
Дети показывают
Учитель: На смену многим из них пришла теперь уже всеми любимая - балалайка. И так мы сегодня с вами попели, поиграли, просмотрели народные музыкальные инструменты в начале урока прослушали, как они звучат. Ответьте на вопрос: вам понравилось вот так знакомится с народными играми, народными музыкальными инструментами?
Дети: отвечают.
Учитель: Домашнее задание: зарисовать народное празднество, где ребята на лужайке в народных костюмах поют и играют.
Спасибо за урок!
Все встают:
Учитель: (пропевает по ступеням мажорного трезвучия вниз :(ДОСВИДАНИЯ)