Урок разработан по теме "Музыкальный образ". В разработке показан прием работы с интерактивными технологиями "Синквейн", который дает возможность ученикам глубже проникнуть в образ произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок симфония № 7»
Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Школа № 151 города Донецка»
Разработка урока по предмету «Музыкальное искусство» для учащихся 7 класса
Учитель музыкального искусства Н. А. Криворучко
Задачи, которые я ставлю на своих уроках -увлечь музыкой, почувствовать музыку в себе, понять и разгадать ее таинственный и волшебный язык.Мои уроки направлены на воспитание хорошего вкуса, то есть на выработку «иммунитета» против всего «низкопробного» в музыке, на накопление мзыкального опыта (знаний о музыке, музыкантах, исполнительский опыт, слуховой запас),на развитие художественно- образного мышления.
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Цель: на примере творчества Д. Шостаковича нацелить на понимание жизненного содержания музыки, в которой воплощают образы реальных исторических событий Великой Отечественной Войны; учить анализировать образное содержание и звучания музыки; находить общее в содержании разноплановых произведений; углублять знания о творчестве Д. Шостаковича; закреплять определение понятий «музыкальная драматургия», «симфония»; развивать умения выявлять и понимать главную мысль фрагмента великого музыкального произведения; чувство ритма и ансамбля во время исполнения песни, умение эмоционально и выразительно исполнять ее; воспитывать уважение к участникам войны.
Музыкальный материал: Д. Шостакович. Эпизод нашествия из I ч. Седьмой симфонии («Ленинградской»); Б. Окуджава «Нам нужна одна победа!».
Наглядное пособие: портрет Д. Шостаковича, фрагменты из фильма «Ленинградская симфония», «Исполнение фрагмента симфонии симфоническим оркестром - видео».
I. Организационный момент. (вход под песню «Нам нужна одна победа»)
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV.Актуализация опорных знаний. Беседа.
V.Изучение нового материала.
Учитель. Музыка Шостаковича - сильнейшее художественное воплощение времени. Это искусство, проникнутое любовью к человеку, верой в его благородство, волю, разум. Это искусство, обличающее все враждебное человеку, фашизм и другие формы тирании и подавления человеческого достоинства.
Академик Б.В. Астафьев так охарактеризовал музыку Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит как правдивое сказание о волнениях современного человека,- именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества».
О том ,что происходит в стране, во всем мире, Шостакович говорит с остротой личного переживания. Он не спокойный летописец, а страстный, глубокий драматург и мыслитель. Его называли «музыкальной совестью страны».
Д. Шостакович с детства был окружен музыкой. Его мать была пианисткой, отец - инженер, горячо любил музыку и хорошо пел. Сочинять музыку Шостакович начал в 9 лет, а в возрасте 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию по специальности фортепиано и композиция.
Д. Шостакович автор 15 симфоний, ораторий, опер, концертов, квартетов, вокальных циклов, писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам.
Седьмая симфония (Ленинградская) -одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Она написана в 1941 г. под грохот разрывающихся бомб. Первые три части сочинены в осажденном Ленинграде. Финал закончен в Куйбышеве (сейчас Самара). Свой город Шостакович покинул, лишь подчинившись приказу об эвакуации.
Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась эта музыка.
Утром 16 сентября 1941г. Дмитрий Дмитриевич выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолеты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывов бомб:
«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом?- продолжал композитор,- …для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…»
/ Просмотр фрагмента из фильма «Ленинградская симфония»/
Замечательна история и первых исполнений седьмой симфонии. Впервые она была исполнена в Куйбышеве, затем в Москве, Ленинграде и вскоре за рубежом.
«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»- писал американский корреспондент о седьмой симфонии, сыгранной в Нью-Йорке под управлением Тосканини летом 1942 года.
Среди них самый потрясающий факт- премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа седьмую симфонию Шостаковича сыграли в зале Филармонии.
«Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих…»- писали газеты.
Слушание музыки.
- Послушайте Эпизод нашествия из I части Седьмой симфонии Д. Шостаковича и постарайтесь увидеть образ, который воплощен в музыке.
/Звучит Эпизод нашествия/
- Сейчас мы проведем анализ произведения, составим синквейн.
1. Тема (1 существительное) - Нашествие
2. Описание темы (2 прилагательных) - бездушная, разрушительная ( дикая, механическая)
3. Описание действия (3 глагола) - уничтожает, разрушает, сметает
4. Отношение автора к теме (фраза из 4 слов)- композитор нарисовал картину безжалостного нашествия
5. Синоним к теме - Нападение ( Вторжение)
- Как передан в музыке образ разрушительной силы?
/Эпизод нашествия - это образ вторжения разрушительной силы, нашествия диких варварских сил. Это «фашистский марш». Композитор рисует картину безжалостного вражеского нашествия. Издалека доносится дробь военного барабана. На ее фоне звучит механическая, бездушная мелодия, рисующая механическое чудовище, растаптывающее все живое на своем пути/
- Какими способами изображена жестокость, слепой фанатизм военной машины фашизма?
/Музыка скрежещущая, дикая, режущая слух, бездушная, механическая. Бездушная мелодия обрастает пышным оркестровым нарядом и звучит все воле грозно/
Вокально - хоровая работа.
- Завершая тему войны, мужества и несгибаемости народа мы исполним песню Б.Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа!».
/Исполнение песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа!»/
VI. Итог урока
- В симфонии № 7 композитор с беспощадной правдивостью, без прикрас нарисовал реальные картины мира и войны. Он передал величие и героизм народа, показал страшную силу врага и всю напряженность смертельной схватки.
В этой симфонии с огромной выразительной силой композитор сумел разоблачить человеконенавистническую сущность фашизма. Передать всенародный порыв испепеляющего гнева, охватившего людей после коварного нападения.
«На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - Шостакович ответил симфонией а победном торжестве всего высокого и прекрасного»- писал Алексей Толстой.