kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему " Оркестр казахский народных инструментов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему " Оркестр казахских народных инструментов". Проведен в 4 классе. Цель урока : продолжить развитие интереса у учащихся к казахскому народному творчеству, познакомить детей с составом оркестра казахских народных музыкальных инструмеетов.Тип урока - комбинированный. Музыкальный материал, использованный на уроке: Симфония № 40 Моцарт,казахский народный кюй " Акку", песня " Земля Казахстана" сл. и муз. Германова, фонозапись с звучанием казахский музыкальных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок на тему " Оркестр казахский народных инструментов" »

Восточно – казахстанская область

Бородулихинский район

КГУ « Школа – лицей п. Жезкент»

Открытый урок по предмету «Музыка»

4 класс

Тема « Оркестр казахских народных инструментов»

Учитель музыки

Помагаева А. Д.

Жезкент

2012год

Открытый урок

4 класс

Тема « Оркестр казахских народных инструментов»

Цель : Продолжение развития у учащихся интереса к казахскому музыкальному творчеству через знакомство с составом оркестра казахских народных инструментов.

Задачи:

Обучающая:

1.Обобщить знания по пройденной теме « Симфонический оркестр».

2. Рассказать о сходстве и отличиях симфонического оркестра и оркестра казахских народных инструментов.

Воспитательная:

1.Продолжать воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре казахского народа.

2.Приобщать детей к инструментальному искусству, воспитывать любовь к музыкальным традициям казахского народа.

Развивающая:

  1. Продолжать развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала.

  2. Продолжать развивать творческое отношение к выполнению домашнего задания.

Оборудование: учебник, домбра, фонозаписи со звучанием казахских музыкальных инструментов, компьютерная поддержка.

Тип урока – комбинированный.













Методы обучения:

  1. Наблюдение за музыкой.

  2. Эмоциональная драматургия.

  3. Сравнение.

  4. Обобщение

  5. Слушание.

Знания

1.Отличать музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра и оркестра казахских народных инструментов.

2.Знать историю создания казахских музыкальных инструментов.

Умения

1.Уметь слушать красоту музыки

2.Работать в тетрадях, записывая основное.

Навыки

  1. Рассуждение о музыке вслух.

  2. Чтение нот с листа, петь сольфеджио.



Музыкальный материал:

1.Фрагмент « Симфония № 40» В, А, Моцарт.

2.Кюй « Ак ку» народный.

3.Песня « Земля Казахстана» слова и музыка А. Германцев.

4. Фонозапись со звучанием казахских музыкальных инструментов.

Художественный материал:

  1. Стихотворение « Домбра» Ильяса Джансугурова









Этапы урока:

  1. Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

  2. Повторение темы « Симфонический оркестр».

  3. Изучение нового материала по теме « Оркестр казахских народных инструментов».

  4. Слушание кюя «

  5. Слушание песни « Земля Казахстана» сл. и муз. А. Германцева.

  6. Обобщение. Повторение.

  7. Домашнее задание. Оценки.



























































Ход урока

  1. Организационный момент Приветствие.

Учитель Сәлеметсыңдерме балалар!

Сәлеметсіздерме қонақтар!

Ученики: Сәлеметсізбе мұгғлім!

Сәлеметсіздерме қонақтар!



2.Повторение пойденного материала.

Ребята, На прошлых уроках мы изучали тему « Симфонический оркестр».На протяжении нескольких уроках мы говори о том, что такое симфонический оркестр, кто им руководит, какие музыкальные инструменты входят в состав этого оркестра.Давайте наш урок начнем с повторения.



Цифроаой диктант.

1.Симфонический оркестр – это большой и слаженный коллектив певцов, поющих различные вокальные произведения. 0

2.Руководит симфоническим оркестром дирижер.1

3.Симфоничекий оркестр можно разделить на 5 групп музыкальных инструментов.0

4.В состав струнной смычковой группы входят инструменты: скрипка, альт, виолончель и валторна.0

5.В состав деревянной духовой группы входят инструменты : Флейта, фагот, кларнет и гобой.1

6. В состав медной духовой группы входят инструменты: труба, тромбон, контрабас и туба.0

7.В состав ударной группы входят инструменты: тарелки, малый и большой барабаны, челеста.1



Взаимопроверка

7 ответов правильно – 5

1,2 ошибки – 4

3,4 ошибки – 3

4,5,6,7 – ошибок - 2



Основная тема урока.

Тема нашего урока звучит так « Оркестр казахских народных инструментов».

Сегодня на уроке мы познакомимся и музыкальными инструментами, которые входят в состав этого оркестра, поговорим об истории создания оркестра, услышим много красивой музыки.

Самый древний и загадочный музыкальный инструмент в инструментарии казахского народа – это кобыз. Кобыз относится к группе струнных смычковых инструментов. История кобыза связана с именем Коркыта. Первый кобыз был очень примитивным. Его изготовляли из кусков дерева, кожи домашних животных и конского волоса. Чтобы сплести крепкие и надежные струны необходимо было 104 конских волоса.

Долгое время кобыз считался магическим инструментом. На нем играли бахсы – казахские шаманы. Много веков назад, когда в ауле заболевал человек или домашнее животное, казахи приглашали бахсы. Он брал в руки кобыз, играл музыку и распевал заклинания. И если после такого обряда человек или домашнее животное выздоравливали, то считалось, что злой дух покинул тела болевших.

Слушание отрывка из кюя Ыхласа « Айрауыкта»



Домбра – самый любимый и самый распространенный музыкальный инструмент у казахов. Этот инструмент относится к классу струнных щипковых инструментов.Домбра – душа казахского народа. Она способна раскрыть самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в тяжелые минуты горя. От поколения к поколению передавались домбровые кюи, в которых раскрывалась жизнь народа. Эта музыка несла знания о природе, рассказывала о тяжелой судьбе казахского народа.

Стихотворение « Домбра» Ильяс Джансугуров.

Играй свой кюй, домбра, играй.

Напев чудесный распевай.

Журчи как горные ручьи,

И в сердце радость наполняй.

Чтоб весь туман в горах исчез.

Чтоб тучи все сошли с небес.

Чтоб все заслушалось тебя,

Твои напевы, полюбя.

Еще сильней, домбра, играй.

Три колышка да две струны,

Да девять узелков – домбра,

Да десять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь.

Играй еще сильней, домбра.

Эй, слушай, трудовой народ,

Как сладостно домбра поет

В руках народного кюйши.

И даль степей, и страсть души –

Все обращает в кюй игра!

Играй еще сильней, домбра!

Предлагаю вашему вниманию отрывок из кюя знаменитого кюйши Ыхласа

« Айрауыкта»





1.Слушание.

2.Беседа о прослушанном произведении.

3.Анализ прослушанного произведения.

- Какое по характеру произведение?

- В каком темпе было исполнено музыкальное произведение?

- Что вы представляли, когда слушали это произведение?

Физминутка « Домбра» под звуки домбры.

Ты, домбра, моя, домра,

Ты игрива и вольна.

Твои струны волшебство

Твои звуки колдовство.

Ты иди, иди по кругу,

Друга выбери, подругу.

Научи ты их плясать,

Песни петь, стихи читать.



Сыбызгы – казахский народный деревянный духовой инструмент. Ее изготовляют из мягких пород дерева или из тростника.

Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом – она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праздниках. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на ней считалось серьезным делом. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные.

Имеет то 3 до 5 игровых отверстий. Может издавать около 20 звуков .Звучание напоминает флейту. Звук очень мягкий и нежный.

Прослушайте, пожалуйста, прекрасную мелодию в которой солирует нежная сыбызгы.

Слушание мелодии



Сазсырнай – казахский народный глиняный духовой инструмент. Его изготовляют из глины. Он бывает различных форм. Имеет от 4 до 6 игровых отверстий.



Слушание отрывка из мелодии

Долгое время каждый из этих музыкальных инструментов существовал отдельно .И только в 30-е годы двадцатого века, когда в Казахстане появились профессиональные музыканты, знающие нотную грамоту, владеющие композиторским мастерством, впервые стали объединять эти замечательные музыкальные инструменты в небольшие ансамбли.

Одним из таких профессиональных музыкантов был Ахмет Куанович Жубанов. После окончания Ленинградской консерватории, он возвращается в Алма – Ату и становится руководителем только, что открывшегося музыкального техникума. В техникуме была открыта инструментальная лаборатория, в которой трудились братья Романенко .Они изготовляли казахские музыкальные инструменты .Именно там появились три вида домбр. Домбра-прима, домбра – альт и домбра – тенор. И кобызы разнообразили свой состав. Появились кобызы – прима и кылкобызы.

А. К. Жубанов организовал группу студентов. Совместными усилиями был создан небольшой ансамбль.После того, как этот студенческий ансамбль постоянным участником и неоднократным победителем различных слетов, концертов, фестивалей, его переименовали в Казахских Государственный оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы. Его дирижером и художественным руководителем был назначен А. К. Жубанов.

Совсем скоро мы будем отмечать государственный праздник – День Независимость Казахстана.

Долгое время казахский народ шел к этой целей. Многое пришлось испытать нашему народу. Но все плохое позади. Теперь мы с вами живем под чистым голубым небом.

Предлагаю вашему вниманию песню в исполнении ученицы 6 класса Боржиковой Гульнары « Земля Казахстана» слова и музыка написана А. Германцевым.

Слушание песни « Земля Казахстана»

Музыкальное обобщение.

  1. Какой казахский музыкальный инструмент долгое время считался инструментом казахских шаманов?

А) кобыз

Б) домбра

2.Какой казахский музыкальный инструмент по легенде создал Коркыт?

А) кобыз

Б) домбра

3.Какой казахский музыкальный инструмент относится к классу струнных смычковых инструментов?

А) кобыз

Б) домбра



4.Какую песню исполнила Гульнара на уроке?

А) « Земля Казахстана»

Б) « Моя страна»

5. Какой казахский музыкальный инструмент изготовляют из мягких пород дерева или из тростника?

А) сазсырнай

Б) сыбызгы

6. Какой казахский музыкальный инструмент изготовляют из глины?

А) сазсырнай

Б) сыбызгы

7. Назовите фамилию человека, который стоял у истоков создания оркестра казахских народных инструментов?

А) Жубанов

Б) Тулебаев

8. Чье имя носил первый оркестр казахских народных инструментов?

А) Курмангазы

Б) Коркыта

9. Какой музыкальный инструмент казахи называют « душой казахского народа»?

А) сыбызгы

Б) домбра



Работа в парах

Придумать рифмы к слову « ДОМБРА»

Проверка задания.

- Интересно ли вам было на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что запомнилось?

- Какую оценку вы бы поставили мне за урок?

Домашнее задание.

Составить кроссворд с ключевым словом « Музыка»

Спасибо за урок. До свидания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
открытый урок на тему " Оркестр казахский народных инструментов"

Автор: Помагаева Алла Дуйсенбековна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока: "Казахские народные инструменты""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-kazakhskiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "288509"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454646709"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок: "Казахские народные музыкальные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytyi-urok-kazakhskiie-narodnyie-muzykal-nyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "166146"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422903599"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по музыке Настроение праздника создает духовой оркестр."
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-muzykie-nastroieniie-prazdnika-sozdaiet-dukhovoi-orkiestr"
    ["file_id"] => string(6) "287665"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454515005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Тема урока: Настроение праздника создает духовой оркестр. "
    ["seo_title"] => string(61) "tiema-uroka-nastroieniie-prazdnika-sozdaiet-dukhovoi-orkiestr"
    ["file_id"] => string(6) "170747"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423583553"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства