kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Образ врага в симфонии №7 "Ленинградская" Д .Д .Шостаковича"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока музыки

по теме «Образ врага в симфонии №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича» в 7 классе.

 

  Цель урока:

  1. Знакомство с историей создания «Ленинградской симфонии».
  2. Определение образа музыки, её жизненного содержания.

 

Задачи:

  1. Определение особенностей построения «эпизода нашествия», приёмов, средств музыкальной выразительности, используемых композитором.
  2. Воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к своему Отечеству через произведение Д.Д.Шостаковича.
  3. Воспитание культуры слушания у учащихся.

 

Структура урока:

  1. Орг.момент.
  2. Распевание.
  3. Повторение пройденного.
  4. Дальнейшее разучивание песни. Опрос домашнего задания.
  5. Новая тема.
  6. Слушание музыки, анализ.
  7. Итоги урока

 

 

 

Громадный успех Седьмой симфонии – успех всей советской художественной культуры. Симфония, рождённая бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы, - явление беспрецедентное в истории мировой музыки.

 

                                                                                    И.Мартынов

 

 

 

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
  2. Распевание. Постановка голоса. Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией, упражнения № 1-8.
  3. Повторение. (?), (??). С какими образами музыки вы уже познакомились? Что помогает композитору наиболее полно раскрыть какой – либо образ?  Какие средства музыкальной выразительности знаете?
  4.  Исполнение песни.  
  5. Тема.

Продолжая говорить о музыкальном образе, сегодняшний урок мы посвящаем музыке Д.Д.Шостаковича – советского композитора 20 века. (слайд №2)Его можно назвать композитором – симфонистом, т.к. симфония является определяющей в творчестве Д.Шостаковича. Из 15 симфоний, которые создал композитор, 7 симфония самая значительная. Она посвящена городу Ленинграду и называется «Ленинградская». (слайд №3)Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к  Ленинграду. Город был окружён со всех сторон, единственный свободный путь был – это Ладожское озеро. Прекрасный город оказался в блокаде. (слайд №4,5– Ленинград). Как и многие ленинградцы,  Д. Шостакович остался в своём родном городе. Он вместе с другими дежурил в народной дружине: на крышах домов они гасили горящие головешки после бомбёжек, несли дежурство на улицах, где бесчинствовали мародёры. Вот в таких условиях сочинялась 7 симфония.

В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Шостакович. Работал он вдохновенно. Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома. «С болью и горечью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии». Писал композитор. «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

Симфония была закончена в городе Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Там же, 5 марта 1942 года, состоялась премьера «Ленинградской» симфонии, её исполнил оркестр Большого театра под управлением С.Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. Для исполнения были собраны все музыканты, ещё оставшиеся в городе. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

  Репетиции проходили в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди,  тысячи людей, которых не мог вместить зал ленинградской Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества. (Афиша, слайд№6)

Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа, и мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни.  Симфония состоит из четырёх частей. Самая значительная – 1 часть, которая представляет собой законченную симфоническую поэму, которая могла бы исполняться самостоятельно. Сам Шостакович писал об этом так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война. Я не ставлю себе задачу натуралистически изобразить военные действия: гул самолётов, грохот танков, залпы пушек, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий». Впоследствии городу-герою Ленинграду будет посвящено множество литературных и музыкальных произведений. Вот одно из них -

стихотворение Льва Болеславского «Седьмая». (прочитать)

На что вы обратили внимание в стихотворении? Усиливающийся звук. Ключевые слова: звук, стук, шаг.

  1. Слушание (слайд№7) Симфония №7 «Ленинградская», ч1, эпизод нашествия. Анализ прослушанной музыки: расскажите о ваших впечатлениях. Эта музыка изобразительная или выразительная? Кого изображает эта музыка? Какими средствами музыки достигается ощущение нашествия? Здесь  постепенно усиливается звук, как бы приближаясь издалека.  Какой это образ музыки? Образ врага. ( слайд №8)

Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11.В каждой вариации появляется что-то новое. На что обратили внимание вы? Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами. Какой инструмент является ведущим?

  1. Итог урока. (?), (??) Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно.  (слайд №9)

 

 

Использованная литература:

  1. Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981.
  2. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1980.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока в 7 классе»


План урока музыки

по теме «Образ врага в симфонии №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича» в 7 классе.


Цель урока:

  1. Знакомство с историей создания «Ленинградской симфонии».

  2. Определение образа музыки, её жизненного содержания.


Задачи:

  1. Определение особенностей построения «эпизода нашествия», приёмов, средств музыкальной выразительности, используемых композитором.

  2. Воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к своему Отечеству через произведение Д.Д.Шостаковича.

  3. Воспитание культуры слушания у учащихся.


Структура урока:

  1. Орг.момент.

  2. Распевание.

  3. Повторение пройденного.

  4. Дальнейшее разучивание песни. Опрос домашнего задания.

  5. Новая тема.

  6. Слушание музыки, анализ.

  7. Итоги урока




Громадный успех Седьмой симфонии – успех всей советской художественной культуры. Симфония, рождённая бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы, - явление беспрецедентное в истории мировой музыки.


И.Мартынов





Ход урока.


  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

  2. Распевание. Постановка голоса. Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией, упражнения № 1-8.

  3. Повторение. (?), (??). С какими образами музыки вы уже познакомились? Что помогает композитору наиболее полно раскрыть какой – либо образ? Какие средства музыкальной выразительности знаете?

  4. Исполнение песни.

  5. Тема.

Продолжая говорить о музыкальном образе, сегодняшний урок мы посвящаем музыке Д.Д.Шостаковича – советского композитора 20 века. (слайд №2)Его можно назвать композитором – симфонистом, т.к. симфония является определяющей в творчестве Д.Шостаковича. Из 15 симфоний, которые создал композитор, 7 симфония самая значительная. Она посвящена городу Ленинграду и называется «Ленинградская». (слайд №3)Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к Ленинграду. Город был окружён со всех сторон, единственный свободный путь был – это Ладожское озеро. Прекрасный город оказался в блокаде. (слайд №4,5– Ленинград). Как и многие ленинградцы, Д. Шостакович остался в своём родном городе. Он вместе с другими дежурил в народной дружине: на крышах домов они гасили горящие головешки после бомбёжек, несли дежурство на улицах, где бесчинствовали мародёры. Вот в таких условиях сочинялась 7 симфония.

В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Шостакович. Работал он вдохновенно. Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома. «С болью и горечью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии». Писал композитор. «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

Симфония была закончена в городе Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Там же, 5 марта 1942 года, состоялась премьера «Ленинградской» симфонии, её исполнил оркестр Большого театра под управлением С.Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. Для исполнения были собраны все музыканты, ещё оставшиеся в городе. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

Репетиции проходили в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, тысячи людей, которых не мог вместить зал ленинградской Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества. (Афиша, слайд№6)

Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа, и мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни. Симфония состоит из четырёх частей. Самая значительная – 1 часть, которая представляет собой законченную симфоническую поэму, которая могла бы исполняться самостоятельно. Сам Шостакович писал об этом так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война. Я не ставлю себе задачу натуралистически изобразить военные действия: гул самолётов, грохот танков, залпы пушек, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий». Впоследствии городу-герою Ленинграду будет посвящено множество литературных и музыкальных произведений. Вот одно из них -

стихотворение Льва Болеславского «Седьмая». (прочитать)

На что вы обратили внимание в стихотворении? Усиливающийся звук. Ключевые слова: звук, стук, шаг.

  1. Слушание (слайд№7) Симфония №7 «Ленинградская», ч1, эпизод нашествия. Анализ прослушанной музыки: расскажите о ваших впечатлениях. Эта музыка изобразительная или выразительная? Кого изображает эта музыка? Какими средствами музыки достигается ощущение нашествия? Здесь постепенно усиливается звук, как бы приближаясь издалека. Какой это образ музыки? Образ врага. ( слайд №8)

Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11.В каждой вариации появляется что-то новое. На что обратили внимание вы? Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами. Какой инструмент является ведущим?

  1. Итог урока. (?), (??) Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. (слайд №9)



Использованная литература:

  1. Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981.

  2. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1980.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Д.Шостакович»

“ Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…, это гимн человеку…, это протест против жестокости…, это исповедь художника, это летопись нашей жизни…”.

Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,

это гимн человеку…,

это протест против жестокости…,

это исповедь художника,

это летопись нашей жизни…”.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович  1906 - 1975 Эпизод нашествия

Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1906 - 1975

Эпизод нашествия

«Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война. Я не ставлю себе задачу натуралистически изобразить военные действия: гул самолётов, грохот танков, залпы пушек, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий»  Д.Шостакович
  • «Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война. Я не ставлю себе задачу натуралистически изобразить военные действия: гул самолётов, грохот танков, залпы пушек, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий»
  • Д.Шостакович
Источники материалов:

Источники материалов:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация на тему "Образ врага в симфонии №7 "Ленинградская" Д .Д .Шостаковича"

Автор: Кузнецова Катерина Владимировна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства